Беседы с батюшкой. Ценность книжного чтения

24 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает помощник председателя Издательского совета Русской Православной Церкви иеромонах Макарий (Комогоров).

– Сегодня тема нашей передачи – «Ценность книжного чтения». Очень интересная и актуальная тема. В наше время информационных технологий, когда все пользуются планшетами, Интернетом, смартфонами, книга все равно почему-то остается важной для человека, она все равно актуальна. В чем секрет того, что книга до сих пор является ценной для человека?

– Во-первых, хотелось бы сразу отметить, что очень многие зрители телеканала «Союз» живут в таких местах, где и с Интернетом сложновато, и планшеты не настолько доступны, и очень здорово, что есть возможность через такие замечательные программы находить для себя ценное духовное и назидательное зерно.

Если говорить о нашей русской православной культуре, хотел бы напомнить и отметить, что главной святыней православного храма является святой алтарь, в котором основное место занимает святой престол, а на нем находится Священное Писание. И строй православного богослужения, и вся традиция нашей церковной жизни таковы, что слово является сердцевиной всей нашей православной жизни.

А чтение Священного Писания, чтение Евангелия является кульминацией как вечернего богослужения, так и Божественной литургии. Главное таинство принесения бескровной жертвы предваряется чтением Священного Писания – Евангелия, которое определяет и главную тему дня, и главный смысл праздника. У нас в Издательском совете хранится факсимильная копия – Остромирово Евангелие, которое было издано Академией наук совместно с Издательским отделом к 1000-летию Крещения Руси. Это книга 1057–1058 годов.

– То есть XI век.

– Да, сто лет не прошло со времени Крещения Руси. И прекрасный памятник – рукописное Евангелие, выполненное мастерами на пергаменте. Возможно, это были западные мастера, там соединение западного изобразительного искусства и славянской письменности. Но это краеугольный камень фундамента нашей русской культуры, которая зиждется на славянской письменности, на богослужении, переведенном на славянский язык. И наша великая русская литература вся выросла из христианской письменности. 

Поэтому в наше время, если мы заботимся о том, чтобы будущие поколения оставались в пространстве этой великой христианской книжной культуры, в первую очередь нужно приложить усилия для того, чтобы эту культуру сохранять. Очень часто мы слышим  жалобы родителей, ропот, что дети не хотят читать, что детям неинтересны книги, что очень сложно прививать именно книжную культуру детям. Но мы, родители, тогда должны задать себе вопрос: много ли мы делаем для того, чтобы укоренить детей в этой книжной культуре?

В четыре года уже можно научить ребенка читать. Это я на собственном опыте знаю: мама и дедушка прикладывали усилия, и мы где-то с четырех лет могли читать. Но до этого были игры с кубиками, складывались слова, были игровые формы чтения. А ведь по большому счету  это обязанность родителей – читать детям каждый день перед сном.

Кто-то скажет: да как же можно,  где найти время? У нас работа, Интернет, соцсети, нам некогда. Но если мы не будем ребенку читать перед сном, то книга не станет для него чем-то важным. Я не верю, что ребенок не будет читать, не будет интересоваться книгами, не будет любить книгу, если родители ее любят.

– Вопрос телезрительницы: «Как относиться к книгам, где нет рекомендации к публикации Издательского совета Православной Церкви или, скажем, благословения какого-то иерарха?»

– Будучи помощником председателя Издательского совета, очень Вам благодарен за возможность рассказать немного о том, как работает система грифования и как относиться к книгам, которые грифа не имеют. Действительно, с 2009 года в Русской Православной Церкви постановлением Священного Синода установлена необходимость распространения через церковную сеть – книжные лавки, магазины православной книги, епархиальные центры книгораспространения – исключительно изданий, имеющих гриф Издательского совета.

Таких грифов всего три. «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» – этот гриф присваивается изданиям Священного Писания и изданиям, имеющим общецерковное значение. Гриф «Рекомендовано к распространению Издательским советом РПЦ» касается изданий святоотеческой, богословской, катехизической литературы, которая имеет важное просветительское значение. Гриф «Допущено к распространению» присваивается детской литературе, художественной, классической, книгам «О вкусной и здоровой пище», которые так любят наши прихожанки, но по возможности нужно избегать их распространения непосредственно в храме. То есть если это храмовая лавка, находящаяся непосредственно в храме, то лучше, чтобы там были только книги с грифом «По благословению Святейшего Патриарха» или «Рекомендовано».

Система грифов унифицирована в России, Белорусском Экзархате, в Православной Церкви Молдовы, Русской Зарубежной Церкви, то есть во всех самоуправляемых Церквах; они имеют только некоторое буквенное различие. И каждый буквенный гриф сопровождается номером, который соответствует решению коллегии по рецензированию, присвоившей данному изданию гриф. Все эти номера и грифы можно проверить на сайте Издательского совета, поскольку все протоколы опубликованы в Интернете.

Кроме того, хочу обратить внимание: есть сейчас такой информационный портал «Правчтение.ру», на котором издательства православной литературы самостоятельно, через личные кабинеты публикуют информацию о всех вышедших новинках православной книги. То есть они выпустили книгу, и завтра она уже есть на портале. И там обязательно имеется этот номер грифа, то есть можно проверить, действительно ли все достоверно с книгой, которая попала вам в руки. Кроме этого, там все издательства, по рубрикам все книги. Это очень удобно, если вы ищете какую-то книгу или интересуетесь какой-то литературой.

Еще не во всех храмах внимательно отнеслись к этому решению Синода от 2009 года, и попадаются книги сомнительного содержания, которые грифа не имеют. Если вы пришли в лавку и грифа нет, во-первых, можно спросить у сотрудника лавки, как эта книга туда попала. Если у вас есть какие-то более глубокие сомнения, можно прямо через форму обратной связи с сайтом Издательского совета задать нам вопрос, представить фотографию, прислать информацию о книге. Мы будем благодарны.

Хочу отметить, что сейчас в России в епархиях назначено уже 150 ответственных (то есть это более двух третей епархий) за развитие книгораспространения и контроль за этим. Эти данные скоро будут опубликованы  на том же сайте «Правчтение.ру». То есть в каждой епархии Вы можете на интерактивной карте посмотреть, кто ответственный, и уточнить у него сведения по той или иной книге.

Большинство православных издательств, если выпускают книгу для церковной среды, не выпустят ее в реализацию без грифа. Большинство епархиальных центров книгораспространения получили методические рекомендации, они не возьмут такую книгу для распространения в той или иной епархии. Есть книжки, которым уже по 10-15 лет, они иногда попадают в лавки, но их можно опять-таки проверить. Большинство книг, которые тогда еще выпускались без грифа, раз не было еще такой системы, были выпущены позднее и получили гриф. Поэтому на сайте Издательского совета есть списки изданий, которые получили гриф после 2009 года, и совсем небольшой список изданий, не рекомендованных к распространению. Поэтому вы можете все посмотреть, ознакомиться с этим и быть внимательными, этих книг остерегаться.

– По какому принципу книги не рекомендуются?

– Почему мало книг в списке? Если нам поступает на рецензирование издание, которое в итоге (по рассмотрению рецензентом и коллегией; то есть это не один священник принимает решение, а коллегия, в которую входят богословы, заслуженные священнослужители, ученые, а возглавляет ее председатель Издательского совета митрополит Климент) не может получить гриф или нуждается в доработке, мы не публикуем эту информацию. Чтобы не подрывать этим репутацию издательства. Редко, когда издатели подают апелляцию; как правило, все доводы Издательского совета находят понимание у издателей. За последнее время было всего несколько случаев, когда авторы действительно твердо укоренились в своем неприятии доводов Издательского совета.

По какому принципу не получают гриф? Если книга не соответствует богословской традиции, основам вероучения, если в ней присутствуют сомнительные вещи, не подтвержденные фактами. Приведу пример. Одно издательство очень хотело опубликовать книгу о блаженной Матроне, в которой утверждается, что она действительно встречалась с Иосифом Сталиным. Нет фактов, которые это подтверждают. А зачем нам плодить эти мифы?

Неужели от того, что она с ним не встречалась, она будет менее почитаемой святой? А если бы она встречалась с ним, меньше было бы вопросов к той эпохе, связанных с Иосифом Сталиным? То есть мы следим за тем, чтобы сомнительных вещей в литературе было меньше. И действительно, за эти десять лет (думаю, многие читатели современной православной литературы со мной согласятся) сомнительной литературы стало совсем мало, а опасной литературы нет совсем среди книг, которые получили гриф.

– Почему современные технологии, несмотря на все прогнозы, не вытесняют печатную книгу? Почему книга остается незаменимой?

– Лет пять назад (а может, и больше) в России очень часто звучало, что электронная книга вытесняет традиционную, что Интернет и современные информационные технологии сделают совершенно ненужными и библиотеки. Но мы видим, что за последние годы ситуация стабилизировалась. Мы видели эту статистику еще несколько лет назад: что в общемировом контексте продажи электронных книг достигли 25%  и больше не растут. В России еще меньше, потому что у нас, как всегда, все достаточно сложно с защитой авторских прав. Это даже вызывает некоторые жалобы у читателей, что мало православных книг в электронном формате.

Дело в том, что затраты на создание православных электронных книг не окупают их реализацию. То есть покупают у нас книги неохотно. Лучше скачаем в Интернете пиратскую копию, чем будем покупать легально в каком-нибудь магазине электронной книги. Мы видим, что сейчас, наоборот, возвращается любовь и уважение к традиционной книге.

И хотел бы особо отметить здесь заслугу Святейшего Патриарха. Потому что на протяжении десяти лет уже установлено празднование дня православной книги. Это была инициатива именно Святейшего Патриарха, утвержденная Священным Синодом. И все эти десять лет каждое 14 марта Святейший Патриарх приглашает Сергея Семеновича Собянина, мэра Москвы, и перед полутора тысячами школьников они говорят о важности книги, чтения, открывают праздник и празднование общероссийского дня православной книги. Дети получают книжные подарки от Святейшего Патриарха, от правительства Москвы. И то, что глава Церкви и глава столичного города говорят о книге и деятельно книгу популяризируют, продвигают, находит отклик во всех епархиях.

И мы видим на нашей интерактивной карте празднования дня православной книги, что ежегодно несколько тысяч мероприятий проходит по всей стране. Это праздник, когда больше месяца проходят мероприятия по всей стране и во всем пространстве Русской Церкви. И когда мы общаемся в регионах, педагоги и библиотекари с благодарностью говорят о том, что это возможность рассказать детям о книге. Они дарят детям книги, проводят мастер-классы, чтения, делают различные спектакли по книге. И это действительно способствует возрождению интереса к книге среди детей и молодежи. Это самое главное.

Поэтому мы за традиционную книгу совершенно не боимся, но важно, чтобы каждый священник не боялся в эти дни празднования православной книги идти к своему главе города, к директору школы, к начальнику пожарной части и вместе с ними выступать, говорить о важности книги и чтения…

– Вопрос телезрителя: «Что лучше – много или мало читать?»

– Здесь вопрос как раз касается не количества, а качества чтения. Читать нужно настолько много, насколько мы можем это осмыслить и, что очень важно, применить в своей жизни. Потому что мы знаем из евангельского слова о сеятеле, что посеянное зерно может прорасти на разной почве: может на плодородной и вспаханной, может упасть при дороге или в тернии. Если упадет на камень, то совсем не прорастет. Когда мы берем ту или иную книгу, мы должны не только приготовить очки или очистить свой взор, но и  открыть очи своего сердца, чтобы зерно, которое мы приобретаем (если это доброе зерно – святоотеческая книга), мы были готовы воспринять. И самое главное, как говорит Христос: Темже убо блажени слышащии слово Божие и хранящии е. Когда человек сохраняет зерно и приносит плод в своей жизни, тогда это книжное семя действительно упало не на землю бесплодную.

Приведу пример из своей семинарской учебы. Я помню, как учебник догматического богословия  мог читать только в полной тишине. Когда мы с сокурсниками находились в комнате (мы заочно учились в Калужской духовной семинарии) и когда обсуждались какие-то вопросы, я не мог воспринять то, что читал: вообще ни одну мысль не ухватываешь. Текст настолько концентрированный, что если пропускаешь хоть одно слово, теряется весь смысл. И именно святоотеческие книги требуют очень глубокого внимания. Поэтому здесь нужно не количество, а нужно проверять себя, насколько ты это усвоил. То есть прочитать и потом задать себе вопрос: что мы прочитали, о чем и как в своей жизни можем это использовать и применить…

– Как привить детям вкус и интерес к чтению и  литературному творчеству?

– Я хотел бы здесь отметить важность примера сверстников, ребят, которые и усердно читают, и пробуют себя в качестве писателей. Издательский совет уже на протяжении шести лет проводит международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне». И я даже принес с собой сегодня книгу. Это уже опубликованные в книге творческие работы, рассказы, эссе, даже дневники наших финалистов, то есть те работы, которые поступили на конкурс, были отмечены экспертным советом конкурса. Книга иллюстрированная, называется «Луч солнца золотого». Потому что лето Господне, а эти лучики, которыми мы считаем работы наших ребят, как раз и показывают, насколько наши ребята любят читать, знают русскую литературу и интересуются ею.

Там три возрастные группы: шестые-седьмые, восьмые-девятые, десятые-одиннадцатые классы. И с 1 сентября по 1 декабря мы ждем на сайте конкурса letogospodne.ru работы ребят отовсюду: и из России, и из стран СНГ, из любой другой страны. У нас в прошлом году были работы и из Бельгии, Сербии, Словакии. Главное, чтобы они были написаны на русском языке. Есть на сайте тематические направления, которые мы предлагаем, они связаны с памятными датами нынешнего и следующего года. Это и 220-летие со дня рождения нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, и тема, посвященная 75-летию Великой Победы. В следующем году мы будем вспоминать 70-летие со времени преставления великого русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева.

Многие ребята, работы которых здесь опубликованы, наверняка не ожидали, что будут отмечены призами конкурса, призовыми местами. Кроме этого сборника все работы победителей опубликованы на сайте. Недавно мы были в Иркутске, и директор областной юношеской библиотеки мне рассказала, что у них есть кружок, ребята читают вслух работы своих сверстников. Поэтому я думаю, что это возможность для ребят, даже тех, которые, может быть, еще не пробовали себя в этой сфере.

Ведь юношество – это пора, когда действительно хочется познавать мир, но еще и делиться своим восприятием мира, потому что глубокие темы ребята поднимают. Это и подвиг новомучеников, и подвиг в Великой Отечественной войне. Потому что ближе всего те темы, которые ребята знают, услышали от родителей, от бабушек и дедушек.

Как сказал наш владыка, русская душа прорастает через сердца этих юных авторов. Потому что есть работа, когда мальчик, попав на место, где была родная деревня его бабушки и дедушки (деревни уже давно нет, здесь все быльем поросло), видит в этих ложбинках и холмах, как гуляли бабушки, дедушки, как они жили, трудились, тоскует по тем временам, что это ушло безвозвратно. И свойственная русской душе печаль по простой народной жизни в большинстве работ слышится. То есть сами дети родились в этом тысячелетии, а тоскуют и печалятся по той жизни, которая уже десятилетия назад как бы застыла и покинула некоторые наши замечательные места.

Поэтому мы видим, что литературное творчество основывается не только на каком-то нашем эмпирическом опыте работы с детьми. Когда педагоги и мы формулировали методологическую базу этого конкурса, нашли кандидатскую работу педагога с Урала, которая как раз посвятила свою научную работу такому понятию, как сотворчество. Сотворчество – это творчество ребенка в создании литературного произведения или произведения искусства при участии педагога в этой работе. Такое сотворчество способствует личностному становлению в тех ценностях, которые педагог стремится донести до юного писателя, художника.

Поэтому в нашем конкурсе большое значение имеет именно поддержка педагогов. Мы обязательно отмечаем педагогов, которые подготовили ребят, и образовательные учреждения. И сейчас готовим такую интерактивную карту – доску почета педагогов, тех, которые подготовили ребят в самых разных регионах (потому что участвуют в конкурсе десятки регионов). И чтобы родители, бабушки, дедушки видели замечательных педагогов и стремились к ним привести своих детей.

– Вопрос телезрителя: «Вы сказали, что литература, которая допускается к прочтению, должна подтверждаться фактами. Но если так подходить, то мы тогда должны и Священное Писание запретить, особенно Ветхий Завет. Какими фактами Вы подтвердите, что Иона трое суток был в чреве кита или от звука труб упали стены города? Апостол Павел в Новом Завете сказал: если мы не верим, что Христос воскрес, то и вера наша тщетна. То есть у нас все основывается на вере. А если мы будем опираться на факты, то у нас вообще все рухнет».

– Апостол Павел также говорит: все мне можно, но не все полезно. И он же говорит, что нужно дать ответ в своем уповании. Поэтому в том, что касается и Ветхого Завета, и Нового Завета, многие вещи подтверждаются. У нас есть библейская археология, то есть многие вещи действительно подтверждаются фактами. Но в том, что касается каких-то зарождений новых легенд и какой-то мифологии, особенно если это связано с подвижниками благочестия, здесь нужны разумные пределы. Потому что эта мифология совершенно никакой пользы не приносит.

Я с огромным удовольствием недавно прочитал книгу, подготовленную в издательстве «Вече», посвященную жизни блаженной Матроны Московской, ее биографию. То есть замечательный автор поработала в архивах Тульской области, в Москве, постаралась собрать действительно документальные источники, свидетельства о жизни блаженной Матроны.

Эта книга совершенно не лишняя. Потому что верующие люди у нас очень разные. Есть люди, которым не нужно каких-то документальных свидетельств: есть житие, есть жизнеописание, прочитали, знаем о святом – и достаточно. Но у нас есть такие же верующие люди: ученые, историки, философы. И они с огромным удовольствием прочитают исторические повествования, подкрепленные документальными свидетельствами с приведенной библиографией. Я думаю, что такая качественная литература и такой подход (пусть даже научный) совершенно не лишние в наше время.

– Все-таки, мне кажется, нельзя с одной меркой подходить и к Священному Писанию, и к историческим книгам.

– Это действительно так. Но я хотел бы просто заверить всех, кто сомневается в правильности присвоения грифов: состав коллегии по богословскому рецензированию и экспертной оценке очень авторитетный. Это замечательные и ученые, и священники. Возглавляет коллегию правящий архиерей владыка Климент, который абсолютное большинство заседаний коллегии возглавляет сам, чтобы все книги проходили через его взор. А протоколы заседаний он утверждает абсолютно все. Поэтому здесь есть личная ответственность, и это очень важно.

– Что нужно сделать юному писателю, чтобы поучаствовать в вашем конкурсе?

– Во-первых, нужно зайти на сайт letogospodne.ru, познакомиться с темами, с тематическими направлениями, с положением о конкурсе, потому что есть требования к оформлению, они несложные. Дальше мы все-таки рекомендуем и в выборе темы, и в определении жанра работы пойти к своему педагогу в школе или к библиотекарю, посоветоваться с родителями, определиться с темой и написать работу.

Не спешите сразу ее отправлять, обязательно нужно ее почитать, дать почитать близким, потому что найдутся, может быть, ошибки, неточности. Положить ее, через недельку вернуться, сесть и доработать. И уже когда вы уверены, что все лучшее, что вы могли вложить в эту творческую работу, вы сделали, тогда отправляйте ее через сайт конкурса. Это несложно. Просто прикрепляется работа, заполняется анкета. Но надо постараться это сделать до первого декабря.

С 29 ноября у нас начинается шквал работ, пишут педагоги, что не успевают, просят подождать. Скажу честно,  день или два мы, бывает, даем, потому что могут быть и технические сбои, не у всех хорошо работает Интернет. Но если не успеете в этом году, тогда не теряйте время, постарайтесь потренироваться писать что-то в течение года. Можно попробовать написать по всем тематическим направлениям, попробовать себя в разных жанрах.

Если даже получится так, что на конкурсе ваша работа не будет отмечена, отдайте ее в приходскую газету, в местный литературный журнал, потому что мы публикуем лучшие работы во многих литературных журналах. Это журнал «День и ночь» в Сибири, журнал «Москва», известный старшему поколению журнал «Дружба народов», «Юность», «Литература в школе». В этих журналах публикуются ежегодно лучшие работы ребят с нашего конкурса.

– То есть конкурс еще пока открыт?

– Да, до первого декабря мы ждем работы ребят.

– Вопрос телезрительницы из Калужской области: «Современные богословы считают, что молитву не нужно вычитывать, а нужно произносить своими словами от чистого сердца. И наши древние старцы, святые отцы тоже неоднократно упоминают о том, что нужно учиться молиться. У меня вопрос заключается в том, что значит учиться молиться и как нужно молиться, если учитывать мнение современных богословов?»

– В Священном Писании есть такие слова: дает молитву молящемуся и благословит лето праведному. Действительно, для того чтобы научиться молитве, нужно молиться. И поэтому в традиции нашей Церкви присутствует ежедневное утреннее и вечернее правило, а также правило перед Святым Причащением как подготовка к таинству Причащения. Причем хочу сказать, что это очень важная традиция именно нашей Церкви, потому что у греков нет обязательной подготовки к причащению через чтение правила.

Почему это важно? И важно не только количество, но и качество. Когда берешь большое правило или стараешься читать как можно больше канонов, акафистов, не всегда достигается именно качество, когда сердце погружается в слова молитвы. Но чтение уже написанных канонов, акафистов, молитв очень полезно. Если даже посмотрим утреннее правило, авторы этих молитв – святитель Василий Великий, Иоанн Златоуст, преподобный Ефрем Сирин. То есть эти молитвы не написали, а составили люди, которые сами приобрели духовный опыт. И эти слова отточены именно духовным опытом этих великих святых людей. Поэтому обращаться к написанным молитвам необходимо и важно.

Как читать молитвы? Помните, как у классика? «Да не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой». Очень часто вычитывание рождает духовную проблему у наших прихожан: когда мы привыкаем читать молитвы в определенном темпе, у нас бывает так, что монотонность совершенно выключает наш разум. Поэтому дома (и это совет не одного духовно опытного пастыря) чтение молитвы, которую вы давно знаете, так, как будто в первый раз, способствует тому, что наш ум не улетает, не отвлекается на какие-то мысли. То есть это чтение с интонацией. Это не значит, что нужно картинно читать, но с той интонацией, чтобы мы сами для себя воспроизводили смысл молитвы, а не только последовательность слов. Это важно.

Что касается молитвы своими словами, очень хороший духовный совет такой. Когда  закончили утреннее или вечернее правило, в конце своими словами несколько минут помолитесь Богу о том, что волнует. О том, в чем есть сложности. Поблагодарите Бога за те благодеяния, которые получили, вспомните близких, особенно тех близких, которые в данный момент нуждаются в молитвенной поддержке (кто-то попросил помолиться, кто-то заболел, за кого-то мы переживаем, за детей своих надо обязательно помолиться своими словами).

Так мы действительно не лишимся живой связи с Господом, а если вдруг отвлеклись от содержания вечерних молитв (устал ум или переживали о чем-то, улетели в какие-то мысли), молитва своими словами обязательно вернет нас именно к живой связи с Богом. Потому что молитва не есть какая-то просто обязанность, какая-то возможность только себя обезопасить, это связь с Богом.

Если эта связь живая, если мы чувствуем, что связываемся с Богом через эту молитву, то тогда и Господь присутствует в нас, и мы чувствуем, что эта молитва действительно приносит умиротворение в душу, ту благодать Духа Святого, которую мы ищем. А если нет ощущения этой связи, то даже многословная молитва своими словами не принесет этого умиротворения. Поэтому все-таки советовал бы обязательно придерживаться правила, но и своими словами надо стараться обязательно помолиться о том, что нас особенно беспокоит.

– Хочу попросить Вас в конце передачи рассказать нашим телезрителям о книжных новинках, которые было бы полезно и интересно прочитать.

– Поскольку мы общаемся со всеми издательствами, которые выпускают православную литературу, хочу обратить внимание всех наших телезрителей на конкурс «Просвещение через книгу». Сейчас закончился прием книг на этот конкурс (это открытый конкурс изданий, он проводится ежегодно), и 31 октября состоится уже вручение призов лауреатам, номинантам этого конкурса. Каждый год это около пятидесяти изданий в одиннадцати номинациях, и это действительно все лучшее, что за год издается именно в нашей среде православной книги.

Причем участвуют не только православные издательства, там очень интересная историческая литература, духовно-патриотическая, детская. Конкурс в этом году проводится уже 14-й раз, и на сайте Издательского совета вы найдете все издания за предыдущие годы, которые были отмечены дипломами, их издательские данные.

Это книги писателей-лауреатов Патриаршей литературной премии. В этом году им стал Михаил Тарковский, сейчас вышла прекрасно оформленная его новая книга, очень советую почитать. Это сибирская литература, там и поэзия, и замечательная енисейская проза. Это племянник знаменитого режиссера Андрея Тарковского. Он живет много лет в Туруханском крае, в тайге, но при этом трудится как писатель, очень известный в Сибири, сейчас уже достаточно известен и в Москве.

В этом году он стал лауреатом Патриаршей литературной премии вместе с Дмитрием Михайловичем Володихиным. Это наш замечательный писатель-историк, популяризатор истории средневековой Руси, написавший множество биографий в серии «Жизнь замечательных людей», посвященных и государям, и выдающимся историческим деятелям. У него интересный опыт в фантастической литературе, тоже очень советую познакомиться с его книгами.

Хотел бы еще обратить внимание на книги Вячеслава Бондаренко. Это номинант Патриаршей литературной премии текущего года, белорусский писатель, он написал в серии «Жизнь замечательных людей» книгу об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). За последний год это действительно интересное явление, потому что в этой прославленной советской серии появляются книги, посвященные патриархам, подвижникам благочестия, в том числе и приснопоминаемому отцу Иоанну (Крестьянкину). Это пример повествования, основанного на фактах, но без мифологии, на действительно добрых воспоминаниях о всероссийском духовнике – отце Иоанне (Крестьянкине).

– Какие-то детские книги не могли бы Вы посоветовать?

– Очень советую всем родителям и особенно юношеству. Есть замечательная книга «Отцовский крест», которую написали Наталья и Софья Самуиловы, дочери священника. Книга описывает жизнь семьи священника с 1908 по 1931 год, то есть это последние годы Российской империи, начало советской власти, жизнь самого священника, его восхождение на голгофу. Но она настолько доступным языком описывает жизнь в деревне священника и его семьи, любовь, взаимную жертвенность... И особенно советовал бы всем ребятам, которые собираются поступать в духовные школы или семинарии (или просто алтарникам, которые трудятся в храме) обязательно почитать эту книгу, потому что она способствует укреплению веры.

– Попрошу Вас еще сказать несколько слов в качестве итога нашей передачи о ценности книжного чтения.

– Хотелось бы пожелать всем познакомиться с творчеством наших лауреатов, финалистов и, может быть, осуществить добрую мечту и тоже опубликоваться в таком хорошем сборнике. Книги старайтесь читать и любить. Советовал бы в первую очередь родителям полюбить книгу и чтение. Если уж нет возможности читать в свое удовольствие, обязательно читайте детям, с детьми, дарите им добрые, хорошие книги, формируйте траекторию чтения своих детей. Если мы этого не будем делать, то наши будущие поколения вряд ли останутся в пространстве великой русской книжной культуры.

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать