Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 27 июля 2015 года
Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Николая, Константина, Стефана, Иоанна.
Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.
Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика протоиерея Николая Порецкого. Родился святой в 1865 году в селе Поречье Тверской губернии в семье псаломщика. Детей в семье было пятеро: три брата и две сестры. Все три брата стали впоследствии священниками. Николай Порецкий закончил Духовную Семинарию и женился на Любови Дмитриевне Зверевой – дочери священника храма Влахернской иконы Божией Матери в селе Кузьминки. Село располагалось в красивейшей местности близ Москвы и принадлежало князю Голицыну. Став священником, отец Николай принял приход, где до него служил его тесть, протоиерей Дмитрий Зверев.
Отца Николая Порецкого уважали и любили все – от простого крестьянина до владельца имения князя Голицына. Господь дал ему истинный дар священнослужителя мудрого, доброго, и если нужно строгого. Одновременно со служением в церкви, отец Николай был инспектором школ и ездил туда с проверками. Его ждали с волнением и трепетом, он был строг, но всегда справедлив. Отец Николай был награжден митрой, двумя церковными орденами и тремя медалями.
В 1910 году скончалась матушка Любовь Дмитриевна, и отец Николай остался вдовцом с пятью детьми, до этого похоронив еще троих, умерших в младенческом возрасте. В это время он нашел в себе силы закончить книгу «Село Влахернское, имение князя Голицына», которая вышла в свет в 1913 году. Книга впоследствии стала настольной книгой для краеведов.
В том же году был торжественно отпразднован 25-летний юбилей служения отца Николая в храме. Вслед за этими событиями отца Николая постиг тягчайший удар: трагически погиб его старший сын Николай. Услышав это страшное известие в церкви, отец Николай, потеряв сознание, упал и ударился головой о мраморный пол, что не прошло бесследно и потом тяжело отразилось на его здоровье.
Начавшиеся после революции гонения на Церковь и священнослужителей коснулись всей семьи священника. В 1922 году отца Николая вместе с детьми выселили из дома причта, через год скоропостижно умерла средняя дочь отца Николая Валентина. Через неделю после ее похорон скоропостижно скончался зять – муж старшей дочери Марии. И отец Николай остался жить с младшей дочерью Еленой. Младший сын священника Дмитрий стал военным и жил отдельно, от него потребовали публично отказаться от отца – «попа-лишенца». Дмитрий был вынужден пойти на такой шаг и больше с отцом никогда не виделся. Отец Николай очень это переживал и тосковал о сыне.
В 1928 году постановлением Моссовета церковь, где служил отец Николай, была закрыта, а 64-летний священник арестован и приговорен к пяти годам высылки в Северный край, на лесоповал. В городе Шенкурске, где проходила ссылка священномученика, старого и немощного отца Николая вскоре освободили от работ на лесоповале ввиду невозможности использовать его на тяжелых работах. Тогда его приютили две ссыльные монахини, сестры Таисия и Рафаила Пышкины.
Отец Николай был лишен права переписки, так что его родным писала одна из сестер. Боясь преследований по отношению к своему ребенку, дочь отца Николая Мария после ареста отца переехала туда, где никто не знал, что ее отец – репрессированный священник. Она отправляла отцу скромные посылки на имя приютивших его монахинь. Не отвернулся от отца и младший сын Дмитрий, который в свое время перед лицом советской власти от него отказался, он тайно отправлял отцу посильную помощь. В 1933 году отец Николай скончался в городе Шенкурске и был похоронен ухаживавшими за ним монахинями.
В жизни нашего прихода существует семейный клуб «Подсолнухи». С периодичностью раз в один или полтора месяца в клуб приглашается приходская семья - многодетная или много лет прожившая в браке - и по определенному плану идет знакомство с ней: как супруги встретились, как складывалась жизнь семьи, какие были трудности, какие традиции, какой опыт. Потому что одно из самых важных знаний – как строить семейную жизнь. Очень часто у нас нет такого опыта ни в теории, ни на практике. И посмотреть порой некуда: бывает, что и у родителей не все благополучно в семейной жизни, в школе об этом не говорят, и по телевизору не показывают о том, как правильно. Как разрушать семью и как для этого жить – это сплошь и рядом: надо устроить «Санта-Барбару». А вот как строить семью? В Семейном клубе задают вопросы, всей семьей выступают, детишки говорят – просто, но всегда душевно и интересно - и каждый раз из этого выносится собственный маленький опыт.
На последней встрече была семья Вячеслава и Елены. Им уже за сорок, сын вырос, у него собственная самостоятельная жизнь, и на сегодняшний день у них послушание: в детском семейном приюте они воспитывают семерых приемных мальчишек. Придя в Церковь, в служение милосердия, они восприняли на себя такое послушание. Со стороны смотришь и понимаешь: если бы молодость знала, если бы старость могла. Когда родителями становятся в 20 лет абсолютно незрелые: без какого-либо опыта, без ясного понимания того, что важно, а что нет, с клубком всевозможных страстей, то, конечно, дети переживают огромное испытание, смирение от таких родителей.
Первому ребенку вообще всегда нужно в ножки поклониться, потому что это ребенок проб и ошибок, экспериментов молодых родителей, особенно, если в этот период начался процесс воцерковления. Как ребенка постить, как его воспитывать в церковной традиции, чтобы это было живо, а не фарисейски, не формально? Ведь этого опыта нет, мы сами не были церковными детьми, не знаем, как должно быть, и начинаем взрослые мерки прикладывать к детям, а они маленькие: у них своя психика, свое восприятие мира. Порой мы требуем, чтобы они были святыми во что бы то ни стало. Сами теоретики, а от детей требуем практики.
Папе уже за сорок, он «работает папой» - воспитатель в приюте - и все свое время тратит на организацию воспитательного процесса. И подход совсем другой, чем к собственному сыну: ставит конкретные задачи, добивается конкретного исполнения. Несмотря на то, что детки при отрицательной генетической особенности (кто-то из теплотрассы, кто-то из крайне неблагополучной семьи, кто-то из больницы), тем не менее, в этом семейном доме потихонечку выстраивается порядок, прививаются свои традиции, и детки каким-то образом взращиваются, воспитываются. Дай Бог, чтобы это принесло добрые плоды и они смогли передать детям самое драгоценное сокровище – веру привить не лицемерную, не показную, научить их быть хорошими людьми: добрыми, щедрыми, кроткими, терпеливыми, дружелюбными.
Воспитание - это огромный тяжелейший труд, которому почти не уделяется внимания. Мы всегда воспитываем детей по остаточному принципу: у нас не пяти-, а шестидневка, мы на работе вкалываем, а с детьми вечерами урывками, с криком, с шумом, с «наездом». Но воспитание детей – это работа. Почему у нас в законодательстве нет такой профессии как мама? Если мама воспитывает четверых-пятерых детей, она же делает самое важное дело - воспитывает и будущих воинов, и будущих врачей, и будущих священников. В детском садике с этим гораздо сложнее: там нет задачи воспитать, а только задача, организовать детей так, чтобы с ними было меньше шума и проблем. А мама всю себя вкладывает, но это никак не оценивается и в материальном плане, хотя она работает не 8-ми часовой рабочий день, а 12-ти часовой. Кто скажет, что это не сложно, - попробуй побыть с четырьмя детьми в одном доме, приготовь завтрак, обед, полдник, ужин, позанимайся с ними! Иван Охлобыстин однажды остался со своими шестью детишками на целый день, а на следующий сказал: «Нет, Оксаночка, давай лучше ты, а я лучше на войну пойду». Потому что это тяжелейший труд – и психический, и физический. Женщина, которая занимается домашним хозяйством с детьми – об этом говорят научные исследования – затрачивает энергии в три раза больше, чем мужчина на производстве, и это у нас никак не оценивается. Даже пенсию женщине-маме никто не организует. Это серьезнейшая проблема, которую нужно решать и решать весомо, чтобы в этот труд люди входили с радостью.
Очень хочется пожелать всем нам не забывать об этой величайшей ответственности, потому что Господь с нас обязательно об этом спросит. Он, может быть, не спросит, какими мы были токарями, фрезеровщиками, санитарками, шоферами – это хорошо, интересно и по душе, но принесите свои плоды и покажите: по плодам вашим узнают вас. Ваше зеркало – это дети. Посмотрим, вглядимся и увидим. Вот за это мы обязательно будем Богу отвечать. Дай Бог, чтобы ответ был добрым. Помогай нам всем Господь!
Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!