Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 5, с 30 по 47 стих; глава 6, с 1 по 2 стих.
30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
31 Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.
32 Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.
33 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
34 Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.
35 Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.
36 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.
37 И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
38 и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.
39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
40 Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
41 Не принимаю славы от человеков,
42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?
1 После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.
2 За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.
(Ин. 5, 30-47, 6, 1-2)
Мы с вами слышим довольно продолжительную речь, которую Господь произносит в обличение иудеям. В очередной раз Он говорит, что они не хотят веровать, не хотят слышать Его слова, не хотят принять то, о чем свидетельствует Господь. По сути Христос называет их духовно мертвыми, говорит о том, что эти люди следуют путем, который ведет не к жизни, а к смерти. Об этом мы слышали в предшествующих стихах и рассматривали эти моменты в предшествующих выпусках передачи. Что значит быть мертвым? По-видимому, здесь евангелист Иоанн использует слово «мертвые» в двух значениях. В первом, конечно же, имеется в виду духовная смерть, и сегодня мы порассуждаем над этим вопросом.
Господь уже обличал иудеев в их невежестве и гордости. Быть духовно мертвым означает перестать стараться что-либо желать и делать, принять себя таким, как есть. Часто мы можем слышать эти слова: «Примите меня таким, какой я есть, со всеми моими недостатками» - в этом и заключается проблема. Духовная смерть настигает нас, когда мы думаем, что пороки неискоренимы, а добродетели недостижимы, то есть когда готовы оставить всякую надежду на изменение. А мы знаем, что надежда - это ни больше ни меньше как христианская добродетель. Нежелание трудиться над собой означает скатиться назад в смерть. И эти вопросы связаны даже не с каким-то исполнением обряда, как это блестяще делали фарисеи, но это труд над самим собой, над своим сердцем. Состояние подавленности, печаль, уныние и депрессия опасны тем, что у человека опускаются руки, а это означает духовную смерть, и мы должны бояться и страшиться этого.
Быть духовно мертвым означает, что мы перестали чувствовать. Многие люди очень остро могут переживать горе, грех, страдания мира. Но со временем человеческое сердце может привыкнуть к этому и стать бесчувственным, то есть можно видеть зло и не чувствовать при этом никакого негодования. Это хладнокровность, пассивность к тому, что происходит в мире. Сердце, в котором нет сострадания, оказывается мертвым - вот что обличает Господь у иудеев.
Быть духовно мертвым означает перестать думать. Как кто-то сказал: «Как только вы приняли решение - вы умерли». То есть когда нет желания рассуждать над чем-то новым - это тоже духовная смерть. Ведь Господь нас постоянно призывает к тому, чтобы мы думали и старались трудиться над своим спасением.
Быть духовно мертвым - значит еще и перестать раскаиваться. Иудеи не хотели покаяться в своем невежестве. Мы с вами помним крик и ор этой толпы, обращенные к Пилату: «Кровь Его на нас и на детях наших». У них нет желания раскаяться в том, что они предали неповинного смерти. И когда в сердце перестает жить чувство покаяния за свои грехи и поступки – это самый плохой диагноз: наступает духовная смерть. Чтобы избежать ее, мы должны сохранять в своем сердце чувство греха. Не для того чтобы себя этим уничижать, но чтобы помнить, что рядом с нами - Христос и мы никогда не сможем сравниться с Божиим совершенством. Поэтому мы всегда должны просить о том, чтобы Господь был с нами, и каяться в своих грехах.
В 39-м стихе Спаситель говорит: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». «Исследуйте писание» - то есть «Вы блестяще знаете пророков и закон, но через это не можете открыть для себя самую простую и вместе с тем величайшую истину о том, кто Я на самом деле - о мессианстве». «Я пришел, - говорит Господь, - во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете». Опять Он напрямую показывает состояние их сердца - пребывание в гордости, противление истине. То, на что указывает Христос, по-настоящему является хулой на Духа Святого: «Вы меня не принимаете, а кто придет во имя свое - того примете». Это настоящая катастрофа и настоящая духовная смерть.
«Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» - то есть вы забыли Бога, хотя много говорите о Нем своими устами. «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом, - говорит Господь, - есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете». То есть их закон для них же становится оружием, и через свой же закон они осуждаются, потому что используют его совершенно неправильно.
Эта обличительная речь Спасителя к иудеям во многом должна пробудить в нашем сердце определенные чувства, чтобы еще раз задуматься, каким путем мы идем, и кем для нас является Господь Иисус Христос, который пришел и спас нас от смерти.
Священник Даниил Рябинин
Расшифровка: Михаил Белов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!