Аудио |
|
Скачать .mp3 |
29 И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,
30 Сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;
31 И если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.
32 Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.
33 Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?
34 Они отвечали: он надобен Господу.
35 И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.
36 И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.
37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
(Лк. 19, 29-40)
Господь идет в свой последний путь в священный город Иерусалим, для того чтобы принять страдания, муки и смерть за род человеческий. Он идет умирать, чтобы Своей смертью дать жизнь. Спаситель говорил, что, если семя, брошенное в землю, не умрет, то не даст плода. Так и здесь, смерть Спасителя служит к спасению рода человеческого.
Но всегда нужно понимать, что спасение — дело добровольное. Оно не происходит механически. Бог все делает для нашего спасения, но спасемся мы или нет - зависит от нас. Насколько мы поверим Ему? Насколько мы пожелаем спасения? Насколько мы будем содействовать Богу в спасении самих себя? Есть изречение святых отцов о том, что Бог нас без нас не спасает. Задача человека — не просто согласиться с тем, что сделал Христос, а постараться изменить себя, для того чтобы принять благодать Божию, плоды спасения. Мало в Бога поверить, нужно еще соединиться с Ним, а для этого очень многое нужно поменять. Необходима очень правильная духовная жизнь, подразумевающая под собой как внешние изменения жизни, так и - что самое главное — изменения внутренние.
Господь идет в Иерусалим. Происходящее в этот день показывает реакцию людей на то, что делает Богочеловек. Одни рады - другие скрежещут зубами. Одни согласны - другие постоянно ищут повод оспорить то, что Он делает. Одни горят всей своей жизнью, всем своим существом, идут за Ним, будучи Его учениками, а другие остаются полностью равнодушными к тому, что происходит. Мыслят так: «Меня это не касается, мне некогда. Я купил пять пар волов и иду их испытывать».
Господь подходит к горе Елеонской и посылает учеников своих в предлежащее селение за молодым осленком, на которого никто не садился. В то время осел считался почетным животным. На ослах возили грузы, с их помощью производились многие работы. Лошади были предназначены лишь для военных действий. Также осел считался царским животным: в мирное время царь путешествовал на осле. Опять же, вспоминаются ветхозаветные пророчества: «Царь твой грядет кроткий на молодом осленке». Иудеи знали пророчества и знали, что один из признаков пришествия Мессии - то, что Он въедет верхом на молодом осленке. Это должно было символизировать, что грядет истинный Царь. Поэтому Господь и устраивает так, чтобы пророчество исполнилось. Осленок был не объезжен, на него никто не садился, но видна кротость и послушание этого животного: он не пытался вырваться и убежать, не послушен человеческой руке, но Христу послушен. Это очень важный пример для людей: бессловесное животное послушно воле своего Творца, чувствует Его, а человек - существо возвышенное над всем окружающим миром, созданное по образу Божию - не знает своего Бога, непослушен, живет по своей безумной воле, ведет себя гораздо хуже, чем необъезженное вьючное животное.
Пример осленка также показывает, каким должен стать человек. Он должен прийти в состояние внутренней молодости, необъезженности, чтобы никакие силы зла не владели нами, чтобы дьявол через страсти не «ездил» на нас. Помните, как Господь говорил: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Эту фразу в какой-то степени можно связать с этой ситуацией: нужно быть подобными молодому осленку, послушно и кротко подошедшему ко Христу.
Толкователи говорят, что, возможно, Господь, неоднократно бывая в тех селениях, договорился с кем-то из живущих там, что однажды Ему может понадобиться осленок. Возможно, это и исполнилось: когда апостолы отвязывали осленка, их спросили, зачем они берут чужое животное. И когда они напомнили хозяину о чем просил Господь хозяин с готовностью согласился.
Далее начинается народное ликование. Апостолы постилают свои одежды на пути Христа, восседающего на осленке. Когда подходили к горе Елеонской, множество учеников стали велегласно славить Бога и те чудеса, которым они были свидетелями. И говорили: «благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» Люди осознали, какое наступает время. Иудеи ждали политических перемен и земной сверкающей жизни, не хотели задуматься, что она переменчива и быстротечна. Глупо человеку возлагать все свое упование на земные ценности, ожидая лишь сытости, славы и комфорта. Но это то, чего ждет большинство людей в своей жизни. А Господь смотрит на них с грустью, потому что понимает, что эти люди во многом разочаруются через очень короткое время. Он знает, что через несколько дней кто-то из них будет стоять во дворце Пилата и кричать: «Не нужен Он нам, подай нам Варраву. Этого отдай на распятие. Он не удовлетворил наши ожидания, мы готовы были за Ним пойти на край света и что видим: Он избитый, израненный, стоит весь оплеванный. Кому Он такой нужен? Это не наш Царь. Мы отказываемся от Него, мы ошиблись, придет кто-то другой». Христос пришел дать людям Небо, но для них гораздо заманчивее что-то обманчивое, но доступное в данный момент.
Некоторые из фарисеев просят Его запретить ученикам славить Его под предлогом, что якобы тогда начнется возмущение. Но Господь говорит, что их радость искренна и нельзя заставить их замолчать. Ученики правы: Он - Царь Израилев, и если умолкнут они, то камни возопиют. Под камнями Христос мог подразумевать язычников, которые хотя и подобны камням в духовном смысле, но и они прославят Господа. Благословение Господне да пребывает со всеми нами.
Расшифровка: Наталья Маслова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!