Аудио |
|
Скачать .mp3 |
25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30 ибо видели очи мои спасение Твое,
31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, -
35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец.
36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
(Лк. 2, 25-38)
Симеон, человек удивительной судьбы, живший в Иерусалиме, был переводчиком ветхозаветных книг, которые предназначались для Александрийской библиотеки. Предание гласит, что ему досталось переводить Книгу пророка Исайи. Перечитав слова о том, что «Дева во чреве приимет и родит сына Еммануила, что значит "С нами Бог"», Симеон усомнился в правильности написанного. Поскольку книги переписывались в то время от руки, он решил, что вкралась ошибка, тем более что в арамейском языке, на котором был написан ветхозаветный текст, слова "молодая женщина" и "дева, девственница" звучат сходно и пишутся похоже. Поскольку рождение ребенка девственницей противоречит природе, в которой мы живем, Симеон решил исправить ошибку. Однако был остановлен Богом, и ему было сказано, что он не умрет до того момента, пока сам не станет свидетелем написанного в Книге.
Симеон был праведным и благочестивым человеком, иначе он не мог бы вместить в себя благодать Божию и общаться с Богом. Дух человеческий, живущий в сердце, - это средство общения с Богом. У человека, живущего в грехах, сердце нечистое, буквально мертвое, оно не может общаться с Богом. Симеон, «чающий утешения Израилева» - пришествия в мир Господа, Который является утешением для всего мира, имел благочестивое сердце, и Дух Святой почивал на нем.
Иосиф и Пресвятая Богородица пришли в Иерусалимский храм, чтобы исполнить постановление закона, который гласил, что всякий первенец мужского пола должен быть посвящен Богу. Происходило определенное жертвоприношение – и мальчик посвящался Богу, его семья с того момента брала на себя обязанность воспитывать ребенка в особом благочестии. Это была жертва семьи Богу, Который выбрал для Себя израильский народ, спас его из египетского, вавилонского плена и заботился о нем. Традиция посвящения Господу первенцев в знак благодарности - это замечательное понимание своих отношений с Богом.
Симеон, встречая Иосифа и Марию в храме, говорит те бессмертные слова, которые мы теперь слышим почти на каждом вечернем богослужении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» Отпускаешь в вечность, даешь смерть телу. Будучи столь старым человеком, можно представить, насколько Симеон устал от своего смертного тела. Каждый пожилой человек, наверное, знает, насколько непросто существовать биологической жизнью. Всякий живущий ожиданием вечности и встречи там с Богом, несомненно, тяготится земной жизнью. Как говорил апостол Павел: «желаю я разрешиться от тела сего смертного и соединиться со Христом, но ради людей должен еще здесь быть». Симеон благословляет Господа за то, что Он отпускает его с миром, то есть душа его успокаивается. Он ждал, мучился, испытывал волнение и беспокойство, возможно, его смущал и дьявол, но слова Божии непреложны – и мир приходит в сердце Симеона: «Увидели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов». Блаженный старец почувствовал и понял, Кто перед ним находится. Христос пришел не только для израильского народа, но для всех народов, чтобы просветить их светом истины, веры, правильной жизни. Истинный Израиль - это не все евреи, как национальность, а те, кто ожидают Христа, имеют верные отношения с Богом.
Благословив Богомладенца, Симеон сказал Матери Его и Иосифу Обручнику: «Вот лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле». На падение неверующих, не желающих каяться и в итоге погибающих в своих грехах. На восстание тех, кого люди считали грешниками, но покаяние возвело их на высоту святости, о чем нам постоянно говорит Евангелие.
Обращаясь к Деве Марии праведный Симеон говорит: «Тебе Самой оружие пройдет душу». Это оружие можно понимать двояко: с одной стороны, это те страдания, которые Божия Матерь испытывала, видя ненависть и предательство по отношению к Ее Сыну, стоя при Кресте, на Котором Он умирал. Мы даже не можем представить то состояние, в котором пребывала Богородица, поскольку все мы в той или иной мере болеем грехом: самолюбивы и эгоистичны, а значит, не умеем любить по-настоящему, даже своих близких. Посмотрите на то, что бывает в наших семьях. Пресвятая Богородица, Честнейшая херувим и Славнейшая серафим, Ее сердце умело любить. Искренне любящее сердце знает, какая мука - видеть, как тот, кого ты любишь, претерпевает предательство и смерть.
Под оружием, которое прошло душу Пречистой Девы, можно также понимать дальнейшие слова «откроются помышления многих сердец», то есть Она будет знать, что чувствуют люди, а это тоже великая тяжесть. Каждый из нас знает, сколько всего он может скрывать даже от самого себя, тем более от других: сколько грязного и постыдного происходит в наших мыслях, чувствах и воле. Слава Богу, что мы имеем возможность омыть все это покаянием. Господь, Пресвятая Богородица, святые в Боге видят все, что сокрыто в нас.
Вспоминается в этом евангельском отрывке и Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова. Рано овдовев, она долгие годы пребывала в подвиге поста и молитвы, служа Богу день и ночь. Ожидая пришествия Господа, говорила о Нем всем живущим в Иерусалиме.
Напоминаю о необходимости ежедневного чтения Священного Писания, хотя бы по одной или две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!