9 марта. Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова

9 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангелие от Матфея, глава 1, стихи 1–17, Евангелие от Луки, глава 3, стихи 23–38

Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня третий день Великого поста. Мы с вами начали изучать Священную евангельскую историю. Предыдущие программы были посвящены прологам двух Евангелий: от Луки и от Иоанна. Сегодня речь пойдет о начале книги евангелиста Матфея и параллельном отрывке из Евангелия от Луки, в которых приводится родословная Иисуса Христа.

Два евангелиста, Матфей и Лука, приводят родословную Иисуса Христа. У евреев такие генеалогические таблицы были в большом почете. Во многих семьях они тщательно хранились, особенно после того, как Ирод Великий, не будучи сам евреем и не имея собственного списка достойных предков, приказал сжечь родословные книги, хранящиеся в Храме.

Многие люди в современном мире, не говоря уже о древности, пересказывают друг другу историю своего рода. К сожалению, многие из нас из-за распада семей вследствие переселений, революции и войны потеряли свои корни и не знают своих предков дальше одного-двух поколений.

Евреи особенно ратовали за сохранение истории своей генеалогии, и у них были на то основания. Бог дал вечные обетования Аврааму и его потомкам, и во время войн, вынужденного изгнания и массового геноцида они хранили свои воспоминания и особенно чтили свою родословную.

Матфей начинает свое повествование с перечисления предков Иисуса Христа, и такое начало вполне естественно. Но Лука помещает родословную в конец 3-й главы, после рассказа о схождении на Господа Святого Духа на Иордане и перед испытанием Его в пустыне. Почему он это делает? Возможно, желая показать, что Иисус связан крепкими узами с человеческим родом. Бог только что назвал Его Своим Сыном, но Христос еще и настоящий Человек. В ряду Его предков Адам, Авраам, Давид и многие другие – прославленные и совсем неизвестные – имена. Там есть герои, а есть и грешные и недостойные люди, хотя Лука не заостряет на них внимание, как это делает Матфей.

Свою книгу евангелист Матфей начинает с перечисления имен от Авраама до Иисуса, всячески подчеркивая мессианский характер родословной, где главные предки Иисуса – Авраам и Давид. Лука добавляет в свое повествование генеалогию Спасителя через Авраама до Адама и от Адама до Самого Бога. Таким образом Иисус назван Сыном Божиим и становится Вторым, Новым Адамом, Им завершается прежний человеческий род и начинается новый, когда все верующие во Христа усыновляются через Спасителя Богом. Вероятно, Лука помещает родословную перед испытанием Христа в пустыне по той же причине: Адам не выдержал искушения, а Новый Адам не поддался на соблазны дьявола.

Но расхождения в Евангелиях от Матфея и от Луки на этом не заканчиваются. Так, например, список предков в период от Авраама до Иисуса Христа у Матфея содержит 41 имя, а у Луки – 56 имен. В период от Давида до Иисуса почти все имена отличаются. Матфей делает Спасителя потомком Давида через наследующую престол ветвь Соломона; Лука же ведет Его происхождение от другого сына Давида, которого звали Натан. Даже дед Иисуса назван по-разному в этих Евангелиях: у Матфея – Иаков, у Луки – Или. И это только часть противоречий, которых на самом деле гораздо больше.

Существует несколько объяснений этим различиям. Так, например, раннехристианский писатель, историк Юлий Африкан считал, что причина различий в том, что евангелист Матфей всегда давал указание на юридическое отцовство, а Лука приводил имя физического отца в случае левиратных браков.

В XV веке была предложена иная теория, говорящая о том, что Матфей передает родословную Иосифа, а Лука – родословную Марии, которая, возможно, тоже была из рода Давида. Дело в том, что существовал такой еврейский обычай: усыновлять зятя в том случае, если дочь является единственной наследницей. Этим можно объяснить разницу в именах дедушек Иисуса Христа. Но как тогда объяснить, что с древних веков отцом Девы Марии поминается Иоаким, а евангелист утверждает, что Или? Стоит признаться, что на некоторые вопросы ответов у нас нет.

Надо отметить и принципы, на основе которых составлены родословные у двух евангелистов. Матфей сам указывает следующую структуру: Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов (Мф. 1, 17). Интересно, что некоторые толкователи идут дальше и разделяют родословную по Матфею не на три, а на шесть групп, соответственно, не по 14, а по 7 человек в каждой, видя в этом определенный символизм. Такой же символизм видят и в генеалогии, переданной Лукой, где представлено 77 имен, то есть 11 групп по 7 человек. Таким образом число 7, как число полноты, играет в родословной Христа особую роль.

В конце хочется отметить важность родословной нашего Спасителя, которую дают евангелисты Матфей и Лука. Она раскрывает нам, от кого Христос принимает плоть и какую миссию Он должен выполнить на земле. Будучи царских кровей, сыном богоизбранного народа, Он в Своей жизни воплотил идеалы всего человечества, спасая ценой Своей жизни всех Своих прародителей до Адама, а в Адаме спасая каждого его сына и дочь, то есть каждого из нас, дорогие братья и сестры. И главное – не отвергнуть это спасение.

Иеромонах Пимен (Шевченко) 


 


 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать