Беседы c батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба) 19 февраля 2023

19 февраля 2023 г.

В студии врач-психолог, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря, архимандрит Александр (Глоба).

– Сегодня мы поговорим о подготовке к Великому посту. Началась седмица о Страшном суде. Чему она посвящена, какие перемены вносит в жизнь христиан?

– Неделя о Страшном суде рассматривается в коннотации с теми неделями, которые были до этого: мытаря и фарисея, о Закхее. Каждая неделя имеет свое особенное нравственное значение, когда человек обращается внутрь себя и своей души. В Евангелии о мытаре и фарисее затрагиваются одни стороны и характеристики души, в Евангелии о Закхее, маленьком человеке, который имеет определенный духовный образ, другие. А Неделя о Страшном суде показывает вход в Царствие Небесное и то, что человеку необходимо заниматься своей подготовкой для входа в него уже сейчас. Неделя о Страшном суде – это не только морально-нравственная категория, которая вселяет в сердца православных христиан определенные поучения и духовные задания, чтобы человек становился лучше, она еще имеет определенный метафизический смысл. Когда человек задумывается над словосочетанием «Страшный суд», он начинает задаваться и вопросом: «А кто судья?» Священные гимны православного богослужения называют судью «немытным». «Мыто» – это таможня.

– Как мытарь?

– Да, это однокоренные слова. Этот немытный Судья – наш Господь Иисус Христос, Который по праву от Отца будет вершить суд. И будет судить всех людей независимо от того, богатый, бедный или нищий человек. Главным критерием суда будет то, как он жил, какие у него были духовные потенции, желания для того, чтобы войти в Царство Небесное, творил ли человек определенные дела и чем руководствовался.

Главное, что Господь хочет привить каждому человеку, – это любовь. Бог есть любовь. И эту любовь Он пытается насадить, укоренить в сердце и уме человека, чтобы тот был таким, каким Он его задумал. Господь есть любовь преизобильная и преизливающаяся. Бог сотворил человека, чтобы он жил, радовался и общался с Ним. Господь так захотел, и так стало. Когда человек мыслит духовными категориями и пытается попасть в Царство Небесное, то начинает определенным образом менять свою жизнь. Если человек грешил, обладал какими-то духовными, нравственными, физическими недостатками, то он старается избавиться от этого по определенным духовным правилам и алгоритмам, по тем заданиям, которые дает Церковь Христова для исправления. И в конце концов человек становится пригодным для того, чтобы быть со Христом.

– Вопрос от телезрительницы: «Какие молитвы нужно читать во время Великого поста? Можно ли читать Псалтирь?»

– Первая седмица посвящена прежде всего тому, чтобы человек приходил в храм Божий и читал Великий покаянный канон Андрея Критского. Там происходит духовная анатомия души человека. И ставится диагноз. К концу недели каждый человек приходит на таинство Исповеди и пытается разобраться в своей жизни и приобщиться Святых Христовых Таин. В течение поста до Страстной седмицы можно читать и Псалтирь. Страстная седмица говорит нам о том, чтобы мы ходили в храм Божий и слушали евангельские чтения, которые говорят о Страстях Христовых, о том, как Он пострадал за наши грехи, чтобы мы особенным образом преобразовывались в настоящих христиан и поработали над своими грехами, мыслями, действиями. Пост завершается Светлым Христовым Воскресением, которое означает, что человеческая душа воскресает в том образе, какой задумал Господь, творя человека и вдувая в него душу. Это идейный смысл. Вместе с тем мы должны помнить о том, что враг рода человеческого не дремлет. Пост – это особое время, когда мы подвергаемся особым духовным искушениям. Духи злобы поднебесной никогда не дремлют. Они пытаются уловить нас в одном, в другом, в третьем, в деле, в мысли, в словах. Пост – это особенное время, когда человек должен вести себя определенным образом: быть погруженным в молитву, молчать, не осуждать, заниматься духовным богомыслием.

– Неделя о Страшном суде настраивает человека на определенный лад, на размышления о том, пригоден ли он для Царствия Небесного. Что должен человек развить в себе в течение поста? Какие качества являются пропуском в Царствие Небесное?

– Каждый человек должен понимать, что время поста может стать временем, когда Господь позовет в вечность. И возраст здесь абсолютно не является критерием. Он призывает в любом возрасте, не наше дело судить. Но все же пост – это не то время, после которого мы умрем. Конечно, нужно помнить о смерти, но прежде всего это время, когда человек должен работать над собой для духовного преображения и очищения.

– В чем оно заключается? В каких конкретных качествах?

– Прежде всего в том, что человек узнает, что хорошее и плохое в нем есть, но таится или где-то спряталось. Он проводит внутреннюю диагностику и понимает, чем страдает.

– Нужно признать себя больным, страдающим?

– Да, пораженным, имеющим какие-то духовные и душевные недостатки. И пытаться от них избавиться. Избавляемся мы только путем поста и молитвы. Господь говорит: Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом. То есть избавить от дьявола с его приспешниками – духами злобы поднебесной – можно только тогда, когда человек занимается духовным деланием: постом, молитвой, ограничением.

Если человек много осуждает, значит, он должен работать над собой, над своим языком. Если человек нарушает заповеди Божии, значит, должен делать что-то в противовес этому. Об этом и учат духовные отцы. Если есть какое-то духовное заболевание, то делай наоборот. Если воруешь, то давай милостыню. Если осуждаешь, то научись молчать или говори только хорошее, благословляй. Возьми в привычку даже о тех людях, о которых ты знаешь что-то плохое, говорить только хорошее.

Человек состоит из светлой стороны и темной. Человек знает, какие у него грехи, потаенные мысли, скрытые желания. Он все это знает, просто не говорит об этом. Но когда человек соприкасается с духовным, светлым, когда приходит в храм Божий, у него возникает желание очиститься от этого, потому что это ему чуждо. Каждый человек понимает, что добро всегда теплое, приятное, а зло холодное, всегда неудобное, все время мешает. Человек хочет от него избавиться. Лучшая методика – прийти к священнику и попытаться найти инструменты для этого избавления, помолиться вместе и поддержать друг друга.  Священник ведет человека к избавлению от страсти. Но бывают люди, которые хотят заниматься самолечением. Ломать их не нужно, но надо подсказать, как это нужно делать. Человеку нужно пройти определенным путем. Бывает, идешь по лесу, и на тебя колючки налипают всякие. Ты от них избавляешься и понимаешь, что лучше идти не через ядовитую растительность, а по дорожке, на которой ничего нет. Пройдешь по ней, одежду не испортишь и не потратишь время на очистку. Священник – как эта дорожка. Он является проводником, который выведет тебя более легким путем, потому что у него есть определенные познания, компетенции, чтобы помочь человеку в той или иной ситуации.

– Вопрос от телезрительницы Тамары из Мордовии: «У меня 40 дней, как погиб сын Олег под Бахмутом. Мне очень горько и печально. Прошу Вас помянуть его в своих молитвах».

– Примите наши самые сердечные и душевные соболезнования и сочувствие. Смерть является особенным моментом, который человека обнажает и обезоруживает перед жизнью, перед житейскими обстоятельствами. Человек часто не знает, что ему делать… Мы верим, что душа убиенного воина поселится в обителях Отца Небесного. Будем молиться, чтобы так и было. Помолимся и за Вас, чтобы Ваше сердце и душа укрепились в Боге. Ходите в храм Божий, поминайте его в молитвах, пусть Господь укрепляет Вас и Вашу семью. Когда воин погибает на поле боля, у него совсем другой суд. Господь рассматривает души таких людей как души защитников. В Священном Писании сказано: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Будем уповать на милосердие и благодать Божии. Будем молиться и укрепляться в Боге, чтобы Ваши желания и возможности впредь были направлены на то, чтобы творить милостыню и помогать другим людям, которые тоже могут столкнуться с очень сильными, непредсказуемыми обстоятельствами; чтобы Господь дал Вам возможность нести такой крест; чтобы Вы получали определенную духовную радость из-за того, что посещаете храм Божий, святые места. Ходите к священнику, старайтесь быть рядом с теми людьми, которые будут Вас всегда поддерживать, укреплять и благословлять. Мы обязательно будем молиться за приснопоминаемого и новопреставленного раба Божия Олега.

– В такой ситуации важно не оставаться в одиночестве, быть с людьми и стараться что-то делать для них.

– Поэтому я и говорю: ходить в храм Божий. Там всегда найдутся люди, которые будут пытаться как-то помочь. Когда люди хотят покрестить ребенка и говорят о крестных, я спрашиваю: «А в храм они часто ходят?» – «Нет». – «А молитвы знают?» – «Нет». – «А почему они хотят быть крестными?» – «Так принято». Я советую прийти в храм Божий, и Господь пошлет человека, с которым вы будете духовно близки. От такого человека для ребенка будет больше пользы. В святых местах Господь всегда посылает утешение. Ангелы бесплотны, но и люди могут быть посланниками от Бога. Обстоятельства складываются таким образом, что два близких по духу человека встречаются, чтобы разделить тяжести и радости друг друга. Часто эти люди находятся в святых местах. Тем, кто потерял родных и близких, кому кажется, что весь мир несправедлив, нужно идти в святое место, в храм Божий и там находить успокоение, а также читать Псалтирь по усопшему, канон за убиенного или за умершего.

Царь Саул страдал очень сильной депрессией, его грызло одиночество и различные мысли. Его душа была в таком состоянии, что он мог и убиться. Он причинял большой вред окружающим людям, всех терроризировал. Для него нашли юного пророка Давида, который пел псалмы. Они обладали настолько душеизлечивающим свойством, что царь успокаивался. Саул находил успокоение, когда пророк воспевал псалмы, приводил определенные образы, сближал его душу с Богом. Царь держал этого юношу при себе. Истории рассказывают детальные моменты и другого плана, что царь Саул потом захотел убить помазанника Давида. Мы знаем, чем все это закончилось.

У человека есть большое успокоение – Псалтирь. Нужно читать ее. Она устроена таким духовным образом, что человеческая душа заживает. Не зря по усопшим читается Псалтирь. Я всегда это рекомендую людям, которые потеряли близких. Не надо ни с кем это обсуждать, нужно молиться. Молитва важна и для тех, кто молится, и для тех, за кого молятся.

– Утешение приносит и то, когда человек старается творить добрые дела как бы для своего ушедшего родственника.

– Да, ради него.

– Таким образом можно и утешать себя, и приносить духовную пользу ушедшему.

В народе седмица о Страшном суде называется Масленицей.

– В Церкви неделя называется Сырной.

– Само название и традиции Масленицы уходят в далекое прошлое, в дохристианскую Русь. Насколько допустимо христианину участвовать в празднике с языческими корнями?

– Господь сотворил человека, и тот жил в раю, а потом по своему грехопадению был изгнан. А враг рода человеческого устроил таким образом, чтобы все, что он навязывает, было похоже на настоящее. Допустим, Масленица. Блины – солнце. А кто для нас солнце? Иисус Христос. Время для дьявола – параметр, над которым он не имеет власти. Но как духовное инфернальное существо дьявол может как-то действовать в этом пространстве. И он подстраивал все таким образом, чтобы люди думали, что к Пришествию Христа уже сложились какие-то языческие обряды. Он обманывал людей, и они начали думать, что христианские обычаи накладывались на языческие для того, чтобы искоренить их. Но Христа мы никогда не ассоциировали с солнцем. Он как солнце на небесах, Он не такой, как творение. Мы сравниваем Христа с какими-то явлениями: Он как солнце, Божья Матерь как луна, но это не значит, что Он и есть солнце, а Богоматерь – луна. Это образы. Люди думают, что они аутентичные. Но они были навеяны дьяволом для того, чтобы потом эти образы вступили в конкурентную борьбу с истиной.

Приходит Христос, рождается 25 декабря. Эта дата вычислена по Евангелию. По библейским датам известно, когда что должно быть. Мы отмечаем установленные праздники в определенные дни. Пасхалия также строится по определенным правилам. Эти события связывают с народными гуляньями, различными празднованиями, которые якобы Церковь хотела отменить и переманить к себе людей. Нет. Потому что в блинах, в радости, веселье ничего плохого нет. Господь говорит: когда поститесь, не будьте унылы. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое. В пост нужно иметь жизнерадостность, приветливость и заниматься своими христианскими делами и обязанностями. Другое дело, если эти празднования имеют какую-то негативную окраску: люди напиваются, впадают в блуд, убивают друг друга, калечатся. Тогда, конечно, это плохо. А не тогда, когда люди отмечают праздник песнями, плясками, но не используют какие-то глупые сжигания чучел и всего остального. Не сохранилось такого в Предании, это придумывается в определенном круге людей, в котором какая-нибудь Мария Ивановна решила сделать праздник по такому сценарию. А в другом месте тоже какой-нибудь организатор делает похожий праздник, но по-другому сценарию. И поди найди у них общее и разницу. Будет очень много всего, но называться праздник будет везде одинаково – Масленица. Поэтому здесь скорее порождение ума человеческого, которое не имеет ничего общего с духовным пониманием праздника.

В богословском смысле подготовки к Великому посту Церковь смотрит даже на стол, что человек будет есть. Сегодня заговенье на мясо, это значит, что мы перестаем его есть до Пасхи. Ближайшая неделя будет называться Сырная седмица, когда можно будет употреблять сыр, молоко, яйца, и то не вдоволь, потихоньку освобождаясь от тяжелой пищи, чтобы человек не думал о своем животе. Потому что пища действительно отвлекает человека от молитвы. Как говорят, полное брюхо к молитве глухо.

Это было замечено святыми отцами, это живая практика Церкви, в которой дается определенная рекомендация. Это не значит, что люди, которые болеют или которым назначено специальное питание, должны от него отказываться. Нет. Но для людей, которые в большинстве своем могут перенести эти лишения, они будут даже полезны. И с медицинской точки зрения такие ограничения тоже очень полезны. Когда возникают ограничения движения, проблемы с сердцем, почками, развернутый метаболический синдром, то церковные ограничения очень благотворно воздействуют на организм человека.

Когда переводишь церковные советы относительно питания на биохимический язык, понимаешь, какие процессы происходят в организме, то удивляешься, как мудро все устроено. Замечено, что если человек ест мясо, он начинает вести себя агрессивно, непотребно, чрезмерно напористо. И отсюда возникают различные проблемы, в том числе духовного плана.

Когда человек отказывается от этого продукта, принимает более легкие продукты растительного происхождения, то и чувства души становятся более эффективными. Потому что человек начинает понимать, что такое грех и беззаконие, начинает их осознавать. Он насыщается праведностью, очищается от грехов к Пасхе, и это очень полезное, благотворное действие поста.

– Вопрос телезрителя: «Вы сейчас говорили о чтении Псалтири. У меня есть большая книга и маленькая, в сокращении, блаженного Августина. Она мне нравится, часто ее использую в утреннем и вечернем правиле. Каково Ваше мнение об этой Псалтири?»

– Это очень хорошая практика, когда человек хочет помолиться, используя и классическую Псалтирь Давида, и Псалтирь, редактированную Дмитрием Ростовским для общехристианского употребления. Некоторые люди думают, что она заменяет всю Псалтирь. Но на самом деле блаженный Августин сделал ее для своей мамы, которая очень любила молиться. Ее невозможно было оторвать от книги, она почти потеряла зрение, все время водила пальцем по страницам. Он приходил к ней, а она все время молилась. В классической Псалтири 150 псалмов, и она каждый день прочитывала всю Псалтирь. А он ей составил двадцать кафизм, которые можно было прочитать в течение дня так, чтобы иметь еще и свободное время, то есть за один раз ее можно было прочитать в течение часа. Он объяснил ей, что польза от этого чтения такая же.

Но Псалтирь блаженного Августина все-таки для домашнего пользования, а для богослужения используется Псалтирь Давида. Если есть душевная потребность почитать какое-то время Псалтирь Давида или сокращенную Псалтирь, то плохого в этом ничего нет. Но если совершается какое-то правило, допустим, люди собираются читать Псалтирь, то они читают ее классический вариант. А для того, чтобы поддерживать свои духовные силы, желание молиться, можно использовать такую краткую Псалтирь, добавляя пяточисленные молитвы и Богородичное правило. Все это оказывает очень благотворное влияние на душу и сердце человека.

– Не противоречит ли веселие масленичной седмицы покаянному настрою Недели о Страшном суде? И как наилучшим образом с христианской точки зрения провести неделю перед Великим постом?

– Как делали евреи? Перед Пасхой они выгребали у себя весь квасной хлеб, все, что могло пропасть (все некошерное, как они говорят), выкидывали или раздавали животным, избавляясь от всего ненужного. Так и мы должны в это время подготовить себя, создать духовный минимализм для того, чтобы нам ничего не мешало. А то бывает так, что все в комнате заставлено, повернешься в одну сторону – одно упадет, в другую – другое упадет. Все этим страдают. Надо все это убрать и подготовить себя к определенным молитвенным действиям. Потому что надо будет сделать земной поклон, поклониться в пояс, широко перекреститься. И чтобы нас ничего не отвлекало от молитвы, мы должны таким образом почистить свои закрома. И таким образом молитвенно себя настроить, чтобы определенное количество времени думать о Боге.

Поэтому мы сейчас подготавливаем себя таким образом, чтобы не навредить ни себе, ни своей душе, ни близким. И делаем это как бы незаметно, естественно, никого не осуждая, не насаждая какое-то свое видение, с любовью, с пониманием, с получением благословения священника. Входим в Великий пост радостно, не делая свои лица неестественно унылыми. Но радостно – не значит прыгать и веселиться, а с надеждой, что мы доживем до Пасхи, встретим ее и обновим свое сердце, душу. Подготовим себя для Царствия Небесного, сделаем себя более пригодными для него. Чтобы все духовные заветы, правила церковные прямо укладывались в наше сердце, в нашу душу и преображали нас лучшим образом.

– У святителя Василия Великого в «Слове о посте» есть такая мысль, что обильное вкушение скоромной пищи перед постом, как бы впрок, противоречит самой идее поста и совершенно не на пользу человеку. Как эта мысль совмещается или не совмещается с масленичной неделей?

– Она имеет духовные корни. Когда человек готовится к очищающим действиям, он думает: «Сейчас надо так нагрешить, чтобы потом хорошо покаяться».

– Нагуляться на Масленицу…

– Да, и это касается не только пищи. Это еще и нравственные, духовные, телесные поступки. Человек многогранен. Поэтому это касается не только того, что находится в тарелке, но и того, что находится вокруг нас, в нас самих: в нашем сердце, сознании.

Мы должны к этому относиться духовно, с трезвостью, подкреплять силы, а не есть как не в себя. Мы должны очистить свои чувства, чтобы восприятие духовного было для нас естественным. Бывает, человек придет в церковь и начинает задыхаться, плохо ему становится. Или телефон звонит, ему надо с кем-то поговорить, отложить духовное и заняться другим делом. Это бес уже крутит таких людей. А мы должны себя подготовить таким образом, чтобы Богу отдать Богово, а потом уже кесарю кесарево. Поэтому мы должны подготавливать себя естественным путем, с радостью, веселием и полным осознанием того, что это принесет нам великую духовную пользу – встречу с воскресшим Христом.

– Предлагаю подвести небольшой итог, может, дать какое-то напутствие для наших телезрителей.

– Дорогие друзья, время покаяния, изменения никогда не бывает поздним. Поэтому каждый человек имеет его и может сделать доброе дело для себя, для своей души. А также сделать много полезного и для православного телеканала «Союз».

Наступает пост. Я думаю, это время, когда мы можем сделать и благотворительные пожертвования на этот телеканал. Чтобы мы могли видеться регулярно, чтобы молитва, которую вы слушаете утром и вечером, звучала непрерывно. И чтобы радость духовная никогда не покидала ваш дом, когда включен телеканал «Союз».

Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца, святой великомученицы Ирины пребывают со всеми вами!

Ведущий Денис Береснев

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать