(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)
Невозможно дважды войти в одну реку, невозможно дважды прожить один и тот же день. Господь дал нам эту жизнь как непрерывное движение; правда, его направление каждый выбирает сам. Двигаться вперед, наверное, труднее, чем стоять на месте. Здесь требуется доверие Божьей воле, но когда верующий ищет ее, Господь откликается и направляет его по единственно правильному в его жизни пути.
Кажется, здесь даже стены дома излучают свет и тепло. Впрочем, не кажется, так задумано было изначально. Облицованный кирпичом снаружи, внутри дом деревянный, живой, а живет он тем, чем дышит семья.
Матушка Светлана:
– Это Кокшайский кремль.
Иерей Никита:
– Такое у нас было задание для школы.
Матушка Светлана:
– Мы с ребятишками делали, участвовали в конференции с Елисеем. Помогали все, даже маленькие девочки спички приклеивали – все старались.
Иерей Никита:
– Это творчество наших детей. Елисей решил в какой-то момент своей жизни написать икону моего покровителя святого Никиты Исповедника. Он подарил мне ее на день моего тезоименитства.
Отец Никита Смирнов – клирик храма Рождества Христова в Йошкар-Оле и духовный наставник двух сельских приходов. У них с матушкой Светланой восемь замечательных детей. Самый младший, Георгий, только начинает познавать мир вокруг, остальные ребята – творцы каждый в своем деле: рисуют, лепят, играют на музыкальных инструментах, поют в хоре «Благовест» (и не только). Каждый рисунок, каждая поделка, деталь атмосферного интерьера – на своем месте; и у всего – духовный смысл.
Матушка Светлана:
– Мы только поженились, мои папа с мамой такой подарок сделали – путевку на теплоходе вверх по реке Волге. Оказывается, столько святынь есть по Золотому кольцу! Мы были в Костроме, и у нас появилась Феодоровская икона Божией Матери. В начале семейной жизни это путешествие дало нам столько сил!
В брак они вступили уже верующими людьми. Причем отец Никита говорит, что в Церковь его привела Светлана, в то время еще не жена, а просто любимая девушка, – девушка, которая не могла жить без Бога. В детстве Светланы в Йошкар-Оле был единственный деревянный храм Воскресения Христова. Туда ее с младшим братом время от времени приводила мама – это было испытание для детей.
Матушка Светлана:
– Я помню, пели там очень быстро, мы ничего не понимали, но, слава Богу, мама нас водила… И редко, но мы причащались. Потом умерли дедушка с бабушкой (мамины родители), и, как правило, такие события приводят нас к Богу. Мы начали читать Псалтирь и читаем до сих пор – двадцать лет уже прошло. Мама пошла петь в храм, познакомилась с нашими теперь большими друзьями. Они рассказали про батюшку Иеронима. Мы съездили к отцу Иерониму.
Архимандрит Иероним (Шурыгин) – наместник Алатырского Свято-Троицкого мужского монастыря. К нему, как к духовному источнику, стекались паломники c разных уголков России. Его любящий взгляд, совет, поддержанный молитвой, давали направление пути спасения. Светлана сама убедилась в этом, когда увидела, какую роль его духовное покровительство сыграло для ее родной семьи, и решила, что будет всегда ходить в храм, а не от случая к случаю. И всегда, в поворотных моментах жизни, советоваться с отцом Иеронимом. Она тогда уже была студенткой Марийского политехнического института.
Матушка Светлана:
– Я училась в музыкальной школе… Будучи на втором курсе в политехе, поступила в музыкальное училище на вокальное отделение – параллельно училась и там, и там. Мама меня, конечно, поддержала. Я два курса в музучилище отучилась, только потом папа узнал, что я там учусь. Он очень был недоволен.
Мама, как бы оправдывая перед всеми музыкальный выбор дочери, настояла, чтобы она пошла петь в церковный хор «Благовест».
Матушка Светлана:
– Служба начинается в 6.30, и нельзя опоздать. Воскресенье – единственный выходной день, хочется просто поспать. А надо идти в храм и не опоздать. Если опоздал, то не разрешали петь, говорили: «Стой тут».
Психологически Светлане тоже было трудно. У девушки из абсолютно светской среды многое вызывало и непонимание, и отторжение. В частности, для себя она считала лукавством в обычные дни ходить в брюках, а в дни спевок – в юбке. Посты тоже давались непросто.
Матушка Светлана:
– Может быть, из-за этого чувства, а потом больше из любви к Богу. Сначала из-за сдерживающего начала, которое всегда было у меня, а потом какие-то чувства пришли.
Постепенно церковный уклад жизни полностью заменил мирской, но тогда время еще не пришло.
Матушка Светлана:
– Меня хватило ненадолго, честно скажу. Я оттуда ушла, меня отпустили с миром. Я тихонько стала ходить в Троицкий храм – там красиво поют.
В Троицком на клиросе пели знакомые девушки, и ее позвали. (И там она осталась на двадцать с лишним лет.) Между тем продолжалась учеба сразу в двух учебных заведениях.
Матушка Светлана:
– Я всегда ждала 1 сентября, когда выдавалось расписание… Иногда оно совпадало с другим, и приходилось выбирать: в прошлый раз туда ходила, сегодня сюда. Неминуемо я либо там, либо там пропускала. В политехе у меня был диплом, нужно было делать большой проект. Я думаю: «Ну его, это училище». Батюшка Иероним тогда сказал: «Если есть силы, окончи». Я поняла, что у меня нет сил, подумала: «Не пойду же я в оперу петь; в консерваторию, точно знаю, не пойду». Батюшка Иероним благословил меня идти в аспирантуру.
Написать один из разделов диплома ей помог один из сокурсников – Никита Смирнов. Они учились на одном факультете, но на разных направлениях. Он – инженер, она – архитектор.
Матушка Светлана:
– У нас физика, сопромат были вместе. Я смотрю: сидит на первой парте. Думаю: «Умный, наверное, к такому точно не подойдешь».
Иерей Никита:
– Трудно было их не заметить, потому что они постоянно опаздывали на пары, всегда приходили позже всех.
Матушка Светлана:
– В первый корпус на физику надо успеть из третьего корпуса, который на вокзале, а первый – на площади. Быстрой ходьбой – десять минут. А у нас были работы: метр на метр планшеты. И с третьего корпуса бежим в первый – хорошим шагом десять минут. Прибежишь – язык на плече, хочется и пирожок съесть… Заходим – нам остаются только задние парты. Мы через всю аудиторию идем с этими подрамниками, а все на нас смотрят.
Иерей Никита:
– Конечно, она была ярким человеком, выделялась из девчонок (большинство девчонок учились на архитектора). Она была и в местной вокальной группе при политехе – очень талантливый человек, артист.
Пять с половиной лет они просто общались по-приятельски, пока Светлана не села за диплом.
Матушка Светлана:
– Пришлось обратиться за помощью к Никите, говорю: «У меня фундамент никак не получается, сложно считать». Он мне помог. Как-то мы друг на друга по-другому посмотрели. Получилось так, что мы полгода встречались, летом поженились.
Так что их отношения выросли на прочном фундаменте и в прямом смысле, и в переносном.
Матушка Светлана:
– Я ему сказала: «Я хожу в храм. Если ты хочешь, пойдем». И мы пошли в храм.
Иерей Никита:
– 2006 год, праздник Николая Японского – это был день, когда я в первый раз зашел в храм. В тот момент было искание Бога, то есть я верил в Бога, но Кто Он такой, для себя открыл именно во Христе.
Матушка Светлана:
– Мы были обычными людьми, работали. Батюшка был заместитель директора по проектированию в строительной фирме.
Но помимо основной работы Светлана продолжала петь на клиросе, а Никита благодаря ей знакомился с церковным укладом, много разговаривал со священниками и все чаще задавал себе вопрос, что, может, это и его путь.
Иерей Никита:
– Я отцу Иерониму задал вопрос, почему мысль эта меня мучает… Отец Иероним обнял меня и сказал: «Это твой путь, иди к своему владыке».
Владыка Иоанн направил его в духовную семинарию, благословил по выходным пономарить в Воскресенском храме, а после получения диплома об окончании семинарии оставить работу и перейти в штат храма алтарником. Рукоположение в священники стало следующим шагом.
Иерей Никита:
– Когда мы с владыкой беседовали по поводу того, идти ли мне по этому пути, он сказал: «Ты должен всем своим существом, всего себя отдать служению Богу. Сказать: «Господи, вот я, веди меня по этой жизни».
Год перед рукоположением, признается матушка Светлана, был самым тяжелым в их жизни. Четвертая беременность оказалась самой сложной. Нужны были деньги на множество лекарств, а их не хватало – муж уже ушел с высокооплачиваемой работы.
Матушка Светлана:
– Денег вообще не было. Папа с мамой нас кормили, а потом Бог все дал.
То, как проходит беременность, уверена матушка Светлана, очень влияет на характер ребенка. Старшие дети – спокойные. Ниночка, после той самой четвертой беременности, терпеливая, смиренная. Следующая, Сонечка, шустрая, веселая. Что же касается младших мальчиков, это особый разговор.
Всегда рядом заботливые бабушка и дедушка, Светланины родители, а муж, священник, как правило, уходит и возвращается затемно.
Матушка Светлана:
– Чувствуешь его молитву. Иногда все чудесно бывает. Вот не включается горячая вода. Муж уезжает, говорю: «Господи, помилуй, что мне теперь делать?» Делаю какие-то дела – и все работает. Говорю: «Ты, наверно, починил?» – «Нет, я помолился».
Через месяц после венчания Светлана, по благословению отца Иеронима, поступила в аспирантуру. Пока училась – родила Елисея. Диссертацию написала в декретном отпуске. А когда ждала второго ребенка, дочь Иоанну, – защитилась. С того времени Светлана Смирнова – единственный в Республике Марий Эл кандидат архитектуры.
Матушка Светлана:
– На самом деле мне нравится учиться. Я всю жизнь хочу чему-то учиться. Не умею что-то – научусь. Увидела свистульки – хочу научиться лепить. Получилось.
А еще по возможности продолжает петь на клиросе. Немного преподает в Политехническом институте – ведет дипломников.
Иерей Никита:
– Я иногда ворчу. Конечно же, сколько есть сил, пытаюсь помочь.
Матушка Светлана:
– Иногда детей уложим спать – и хочется посидеть в тишине, о чем-то поговорить. Чай нальем, он что-то рассказывает, я слушаю.
Говорят обо всем: о прошедшем дне, о детях, о планах, о том, ради чего была создана и живет их дружная многодетная семья.
Иерей Никита:
– Для Царства Небесного, для встречи с Богом, чтобы жить с Ним в вечности.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
У книжной полки. Екатерина Каликинская. Один в поле воин. Историческая повесть о святителе Луке
У книжной полки. Пасхальные рассказы
Божественная литургия 24 апреля 2025 года
Этот день в истории. 24 апреля
День ангела. 24 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!