Черное и белое, материя и дух, тьма и свет – при всем многообразии жизненных ситуаций базовыми остаются эти полярные понятия. Какие выберет человек? Господь дает ему свободу этого выбора. Свободу выбора дает, но при этом не оставляет никогда, посылает определенные обстоятельства, чтобы душа прочувствовала, когда необходимо сделать этот выбор.
Город Михайловск Свердловской области. Его духовное достояние – собор Вознесения Господня. Старинный храм, любимый и намоленный несколькими поколениями михайловцев. В его лучшие времена, до революции, приход составлял больше четырех с половиной тысяч человек.
Иерей Кирилл:
– Народ был благочестивый, в тридцатом году, когда храм стали закрывать, вышло двести мужиков – не дали закрыть. Только в 1935 году закрыли храм. Соответственно, когда все-таки закрыли, то местные жители стали спасать иконы, книги, утварь. Есть крест, который виден, что он отпилен снизу. В 90-х годах, когда храм начали восстанавливать, всё стали приносить обратно.
Теперь уникальный музей – гордость прихода и всего города. Отец Кирилл возглавил приход пять лет назад, практически сразу после иерейской хиротонии. По указу правящего архиерея сменил настоятеля, который служил здесь больше двадцати лет. Он и его жена, матушка Екатерина, пришли к людям с открытыми сердцами.
Иерей Кирилл:
– Несколько лет нужно было присматриваться, что тут и как, ничего сильно не менять. Сначала нужно вникнуть во все, потом уже можно что-то делать.
Этот доброжелательный посыл к людям – их семейная черта, как и приветливость, улыбчивость. Можно сказать, что оба унаследовали это от людей, которые их воспитывали, любили и духовно окормляли. Детство и взросление обоих прошло в Екатеринбурге в сложные 90-е годы. Екатерина выросла без отца, что, к сожалению, было не редкостью в то время. Мама много работала, чтобы единственная дочь ни в чем не нуждалась.
Матушка Екатерина:
– Она работала в аптеке, сначала фармацевтом, в дальнейшем заведующей аптекой. Мама утром меня отводила к бабушке, дедушке… Когда я болела, со мной сидел дедушка.
Дедушка с бабушкой жили дружно, и на теплый огонь их домашнего очага тянулись люди – гостей всегда было много.
Матушка Екатерина:
– Бабушка до сих пор вспоминает, что к нам приходило очень много гостей. У нас было много родственников, они собирались на праздники, дни рождения, православные праздники.
Теперь дом отца Кирилла и матушки Екатерины всегда открыт для людей. Бабушка своим примером научила внучку привечать и принимать гостей.
Матушка Екатерина:
– Делать все возможное, чтобы человеку это доставило радость и он захотел вернуться…
Мама оберегала дочь от возможных опасностей и искушений, подчас проявляла излишнюю строгость: ни компаний, ни гуляний. Дочь не понимала, почему всем можно, а ей нельзя, но мама, сталкиваясь в аптеке с реалиями жизни 90-х, понимала, от чего она оберегает Катю.
Матушка Екатерина:
– Я выросла дома при маме, но она на своем примере показала счастье от труда и от того, как можно любить людей. Она перевязывала, обрабатывала раны, отдавала свои обеды, и я знаю, что она потом ходила голодная.
Мама не была воцерковленной, но в храм приходила; и дочь приводила – поставить свечки за родных, попросить Божией поддержки.
Матушка Екатерина:
– Мое православие началось от прабабушки, когда я видела, как она стоит на коленях и молится за каждого родственника, живущего и умершего. Каждого поминала. У нее были свои тетради, в которых она записывала имена. Каждое утро я слышала все имена и свое имя, поэтому была уверена, что она за всех нас молится.
Юная Екатерина вместе с бабушкой стала ходить в Екатеринбургский храм во имя всех святых. Его настоятель, протоиерей Владислав Мусихин, стал первым священником, который сыграл большую роль на пути воцерковления девушки. После школы она поступила в Уральский государственный экономический колледж при ведущем вузе Екатеринбурга. Затем в Свердловский институт народного хозяйства – так тогда назывался этот вуз. Изучала таможенное дело. В этот период пути Господни привели ее в Ново-Тихвинский монастырь к протоиерею Николаю Бердюгину, но до этой поворотной встречи прошел целый жизненный этап.
Матушка Екатерина:
– Я со школьного возраста начала подрабатывать. Какое-то время я работала на кафедре лаборантом и старшим лаборантом. Принимала участие в съемках «Контрольной закупки».
Какое-то время в ее жизни была хорошо оплачиваемая работа, куда она устроилась по настоянию мамы, но сердце, говорит, не лежало к этой работе.
Матушка Екатерина:
– Не проработала там и двух недель, ушла – это был мой личный выбор.
Выбор не столько рабочей деятельности, сколько своего дальнейшего пути – это было трудно, но необходимо: однажды взять на себя ответственность за этот выбор.
Матушка Екатерина:
– Я уволилась вопреки маминым пожеланиям. Конечно, мне потом доставалось от бабушки, от мамы, потому что они желали лучшего – там была хорошая зарплата, статус. Я пошла в монастырь.
Это было не спонтанное решение. В ранней юности Екатерина прочитала книгу «Несвятые святые» и настолько вдохновилась монашеским подвигом, что мысленно пообещала Богу тоже стать монахиней, однако в реальности этого не случилось.
Матушка Екатерина:
– Я шла вся в слезах, думала, что меня оставят в этом монастыре. Это был решительный шаг, но нужно было предоставить этот выбор священнику.
Точнее – положиться на волю Божию, проводник которой во время исповеди священник.
Матушка Екатерина:
– Подошла моя очередь, он говорит: «Мне сказали, что ко мне должна прийти Екатерина».
Отец Николай выслушал девушку, попросил через время снова прийти к нему.
Матушка Екатерина:
– Ему нужно было подумать, помолиться, посоветоваться, что со мной делать дальше, как теперь мне жить, если я, допустим, неосознанно давала это обещание. Через три месяца он сказал: «Это было в рамках исповеди, и тебе можно не уходить в монастырь».
Отец Кирилл тоже вырос с мамой, без отца, но его отсутствие в жизни восполнил отец духовный – протоиерей Евгений Попиченко.
Иерей Кирилл:
– Когда мне было 10 лет, моя мама пришла в храм, стала сестрой милосердия. Соответственно, я стал с ней ходить, потом меня позвали помогать в алтарь, потом читать научили, звонить, просфоры печь и так далее. Потом я стал секретарем службы «Милосердие» в Екатеринбурге.
Теологический факультет Уральского государственного педагогического университета стал ступенью перед поступлением в Екатеринбургскую духовную семинарию. И для Екатерины отец Евгений Попиченко стал священником, который тоже сыграл огромную роль в ее жизни. Однажды она увидела объявление о приглашении волонтеров в проект «Мама на час» при Успенском храме Екатеринбурга. Его настоятелем в то время уже служил отец Евгений. Оказалось, что помощь и уход требовались детям-сиротам, находящимся в стационаре больницы. Это было то, к чему стремилась Екатерина: помогать детям, помогать нуждающимся.
Матушка Екатерина:
– Все добровольцы, когда соприкасаются со служением, говорят: может быть, мы даже более счастливые, чем те, кому даем свою помощь.
Потом сложилось так, что Екатерина пришла работать в бухгалтерию Успенского храма, где трудился под началом отца Евгения ее будущий муж.
Матушка Екатерина:
– Мне нужно было проводить инвентаризацию по всем помещениям храма, корпусам собора, а в алтарь я не могу зайти. Нужно было кого-то попросить о помощи. Я попросила его. После этого, через какое-то время, он пришел с букетом цветов и сделал мне предложение. Я согласилась сразу, потому что у меня в голове промелькнуло, что он добрый, любит детей и вряд ли будет запрещать мне ходить в храм.
Дело было накануне Рождественского поста. Они расписались, вместо колец в шутку обменялись шапками и разошлись по своим домам.
Иерей Кирилл:
– У меня была главная цель – венчание. А чтобы венчаться, нужно быть зарегистрированными, поэтому мы особо по дате или чему-то еще не смотрели…
А после поста пригласили весь приход, родных и близких на свой главный праздник – венчание. В Михайловск молодая семья приехала с маленьким сыном Алексеем. Серафим родился уже во время служения здесь. Оба ребенка посещают Дом детского творчества, а Алексей еще и музыкальную школу. Матушка Екатерина мягко вошла в новую для себя роль – жены настоятеля. Не вмешиваясь в сложившуюся жизнь прихода, привносит свое и благодарит замечательных прихожан за внимание, помощь, поддержку.
Иерей Кирилл:
– За эти годы много чего делала – и в церковной лавке, бывало, сидела, и в колокола звонила, и сайт вела, и фотографировала, гостей встречала. Просто это носит стихийный характер. В чем надо помочь – она помогает.
Матушка Екатерина:
– Я завела коз. Даже какое-то время был один проект на месяц. Мы обговорили сроки, экспериментально… Был козел, были две козы, овечка, курицы, кролики, какое-то время утки. Мы открывали двери, делали объявление и приглашали всех желающих, чтобы детки могли погладить, покормить животных.
Проектов в приходе на самом деле очень много. Отец Кирилл с матушкой Екатериной продолжают старые и начинают новые, как, к примеру, проведение досуга с детьми семей-беженцев с Украины, размещение таких семей, помощь с документами, работой.
Матушка Екатерина:
– У меня был перерыв в Миссионерском институте, академический отпуск, сейчас восстановилась и учусь там на заочном отделении. На очно-заочном отделении учусь в медицинском колледже в Красноуфимске. Плюс устроилась на работу – сейчас начинается новый проект с подростками в православной службе милосердия отца Евгения.
Больше всего на свете матушка Екатерина боится кого-то обидеть, особенно самых близких. Так, скорее всего, сложилось с детства, но невысказанные эмоции никуда не уходят – они накапливаются.
Матушка Екатерина:
– Я сначала не реагирую ни на что, но пружинка растягивается, и через какое-то время она может взлететь. С этим ничего не сделаешь. Я держусь, чтобы не обидеть никого из домашних. Не показываю этого, это сидит внутри, но самое страшное, чего я боюсь, – это обидеть.
Иерей Кирилл:
– У человека все это копится, копится, а потом взрыв. Человек начинает за собой смотреть, он понимает, откуда это идет. С этого начинается вся духовная жизнь. Сначала ты понимаешь свои грехи, потом начинаешь с ними бороться, потом чего-то можешь достичь.
Матушка Екатерина:
– Я плачу перед Богом. Нахожу какое-нибудь укромное место, чтобы меня никто не видел. Это либо дома, либо в огороде, либо еду в монастырь в Сарсы Красноуфимского района, сижу там на горе – не знаю даже, сколько по времени. Хожу гулять в лес.
Черное и белое, материя и дух, тьма и свет – при всем многообразии жизненных ситуаций базовыми остаются эти полярные понятия. Что выберет человек? Господь дает ему свободу этого выбора и помогает его сделать.
Матушка Екатерина:
– Я для себя понимаю: что-то в моей жизни поменялось, как будто я должна была жить по одному сценарию, но из-за того, что пришла в храм, – все изменилось.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
СОЛЬБА: ОБИТЕЛЬ НЕУНЫВАЮЩИХ. Беседа с игуменией Еротиидой (Гажу). 6 часть
документальный фильм СОЛЬБА: СКАЗКА, СЛОЖЕННАЯ БОГОМ
ВДОХНОВЕНИЕ: Сольбинские чтения. Выставка мастеров
ВДОХНОВЕНИЕ: Сольбинские чтения. Вера Казарина
У книжной полки. Татьяна Грудкина. Тайна русского духа. Книга об удивительных людях
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!