Время сбора урожая в зауральском климате капризное − надо успевать. Так что сегодня вместо привычного облачения, мирских костюмов форма походно-рабочая. Сотрудники Курганского епархиального управления, священно- и церковнослужители, как говорится, в едином порыве приехали из Кургана в поселок Смолино и вышли в поле.
За рулем трактора − иерей Владимир Юрцун, старший священник Свято-Духовского архиерейского подворья в поселке Смолино. Матушка Ольга, его жена, в это время на кухне − надо от души накормить трудников. Но скоро рабочий день закончится, и семья встретится в храме на вечерней службе. Семья Юрцун приехала в Курганскую епархию ровно год назад. Отца Владимира сразу направили сюда, в старейший храм Зауралья. Его первая служба пришлась на праздник Воздвижения Честного Креста Господня.
Иерей Владимир:
− Я сам с Украины. Удивился, что иконостас, который мы видим, − это копия иконостаса кафедрального собора Покрова Божией Матери, где я служил на Украине. Это второй храм, где я увидел такую роспись. Удивился, что за столько тысяч километров есть точно такой же иконостас.
Свято-Покровский храм с таким же иконостасом стоит в городе Александрии Кировоградской области Украины. Рукополагал в священники отца Владимира владыка Боголеп, митрополит Александрийский и Светловодский. Служение в Александрии − значимый этап в жизни семьи, который они прошли вместе. Впрочем, отец Владимир и матушка Ольга вместе практически всю жизнь − они выросли в одном селе, их семьи ходили в один храм.
Иерей Владимир:
− Я родом из Тернопольской области − Збаражский район, село Залесцы. Мои родители и мы с матушкой жили недалеко от Почаевской лавры. Лавру было видно в окно.
Матушка Ольга:
− Раньше, когда были маленькими, ходили с родителями в Почаев, но нам тогда казалось, что это очень далеко. А потом я училась в Почаеве.
Они и в школе одной учились, правда, с разницей в семь лет. Когда будущий священник выпустился, будущая матушка пошла в пятый класс. А познакомились они на сельской дискотеке.
Матушка Ольга:
− Я помню, что сидела в кресле, и батюшка пригласил меня на танец. У нас на Украине есть такой танец − полька (кстати, отец Владимир хорошо танцует). У меня были длинные волосы − до пояса. Он мне говорит, что больше всего понравились глаза и длинные волосы.
С того вечера молодые люди стали общаться, переписываться, перезваниваться. Владимир Юрцун в то время работал и в Москве, в сестричестве при храме Сошествия Святого Духа. А Ольга после девятого класса поступила в Почаевское профессиональное училище на повара. Привлекло, что на третьем курсе будет практика в Алуште.
Матушка Ольга:
− Там море. В селе море кто видел? Я загорелась идеей поехать на море, говорю: «Мама, я пойду учиться». Она отвечает: «Раз так выбрала, пожалуйста». Тем более мамина родная сестра живет в Почаеве.
Расстояния и встречи, звонки и заветные эсэмэски. Незаметно дружба молодых людей обретала совсем другие краски.
Матушка Ольга:
− Он говорит: «Мы знакомы с тобой так долго, что можем даже не жениться». Я говорю: «Нет, у нас в селе не принято, чтобы не жениться. Нам надо венчаться в храме, как полагается». Я помню, когда на венчании читается Апостол, там в конце есть такие слова: каждый из вас да любит свою жену как самого себя; а жена да боится своего мужа. Наверное, до сих пор с таким ощущением живу. С этого момента мы уже пятнадцать лет рука об руку.
Свадьбы в их селе играли так же, как много-много поколений назад: гостей больше четырехсот, первый день в доме невесты, второй − в доме жениха.
Матушка Ольга:
− Иконы, которые приносят с венчания, оставляют на столе, в доме, а другие иконы вешают в шалаше. Заходишь − и сразу молодожены сидят под иконами.
В молодой семье уже появилась на свет дочка Вика, но муж и папа продолжал работать в Москве. В один из приездов состоялся семейный совет: решали, что делать дальше, чтобы быть вместе. Помогла родственница, служившая при владыке Тернопольском и Кременецком Сергии.
Матушка Ольга:
− Я ее позвала, говорю: «Можно с владыкой поговорить, попросить, чтобы он мужа взял к себе». Она отвечает: «Хорошо, я спрошу. Если что, владыка позовет его на собеседование. Мы попробуем».
Владыка Сергий благословил молодого человека сначала встать на клирос, но прежде научиться читать по-церковнославянски.
Матушка Ольга:
− Изначально нужно было какие-то молитвы пропеть, что-то прочитать. Когда владыка взял его, он уже дома не жил, а жил в епархии.
Около трех лет послушания одновременно и тянулись долго, и пролетели мигом. В это же время молодой человек учился на курсах в Почаевской духовной семинарии. А значимое для семьи событие − рукоположение в священники − состоялось, когда матушка Ольга ждала второго ребенка.
Матушка Ольга:
− Мы всей семьей приехали. Помню, он молодой, худенький был, очень переживал. Он очень любил служить, говорил: «Дьяконская служба для меня − это что-то, я в ней души не чаю».
Спустя три года в Свято-Покровском кафедральном храме города Александрии отца Владимира рукоположили в сан иерея. В этом же храме он проходил священнический сорокоуст. А первый опыт настоятеля отец Владимир получил в соседнем селе Воиновка, где начал строить храм.
Матушка Ольга:
− Первый слой кирпича положили, когда мы поехали в Киев на праздник Крещения Руси. Это было 28 июля − праздник святого князя Владимира. Батюшке позвонили и сказали: «Отец Владимир, началась стройка, выложили первый слой кирпича». У него слезы на глазах: такая радость была…
Представить, что когда-нибудь придется уехать, оставить свою родину, прихожан, родителей, ни отец Владимир, ни матушка Ольга не могли, но…
Иерей Владимир:
− Тяжело говорить об этом времени. Мы служили в Центральной Украине, там начали храмы забирать. Матушка была на работе, мы ехали с детьми, толпа людей нас окружила, начали кричать − неприятно было слушать. Нас отпустили, мы уехали, но это был пик.
Матушка Ольга:
− Там, в Александрии, недалеко есть небольшое село, называется Краснокаменка. Там служил батюшка − отец Макарий. Он уже умер, Царство ему Небесное. К нему ездило много людей, говорили, что он прозорливый. Перед тем как нам уехать в Россию, он посмотрел на нас и говорит: «Езжайте с Богом, все будет хорошо. Вы не переживайте, там, где вы служили, храм достроят, потому что я вижу там купола». Мы с облегченной душой подумали, что надо ехать, раз батюшка сказал. Значит, мы приняли правильное решение.
Уезжали со слезами: не знали, когда увидят родных. Но благословение отца Макария укрывало в пути. Господь все управит. Мариинск Кемеровской области − первый город в России, куда они приехали по приглашению. Там семью священника уже ждали.
Матушка Ольга:
− Я выхожу из машины − ни к кому не подойдешь, никого не знаешь. Подбегают две женщины, обнимают меня и говорят: «Как мы долго вас ждали!» Я не чувствовала, что мы чужие, − как будто мы здесь уже были.
Вскоре батюшку назначили настоятелем в часовню святой Анастасии Узорешительницы на окраине Мариинска. Первое ее посещение отца Владимира расстроило.
Матушка Ольга:
− Что же мы будем делать?! Только я была, Валя наша, которая работала в иконной лавке, и Анатолий Григорьевич, водитель.
Так и начинали: несколько человек. Клирос, храм, церковная лавка − все это матушка Ольга с единственной на тот момент помощницей взяли на себя. Но скоро по воскресным дням часовня была полна. Батюшка, матушка, прихожане стали одной семьей.
Матушка Ольга:
− Молодые люди приехали туда на службу, батюшка говорит: «Нам бы земельки, клумбочки сделать, так хочется розочки посадить». Батюшка очень любит, чтобы на территории храма росли цветы. Моментом они землю, камень привезли... Мы с батюшкой поехали, роз накупили. Он сам розы все сажал − до сих пор растут.
Иерей Владимир:
− Молюсь за них постоянно и прошу Бога, чтобы Он давал им здоровье, земные какие-то блага, чтобы они могли в храм ходить, молиться. Я их всех помню, знаю.
И они помнят, постоянно молятся за всю семью Юрцун поименно. В Зауралье пути Господни привели отца Владимира и матушку Ольгу не случайно. Отсюда, говорят, до дома ближе. За год в храме поменяли электропроводку, положили новый пол, провели ремонт в притворе и в алтаре. Батюшка − во главе работ, матушка − рядом.
Иерей Владимир:
− Матушка − шея моя, всем помогает.
Архиерейское подворье − это дом, кухня, огород, прихрамовая территория. За всем этим матушка следит бдительно. И за успеваемостью детей тоже. Вика и Саша учатся в православной школе и оба с огромной радостью посещают школу при областном музыкальном колледже имени Шостаковича. Младший Коля − на их попечении. А скоро появится на свет еще одна девочка − ее очень ждут.
Матушка Ольга:
− У нас дисциплина, порядок − это папа, конечно. Отец − это святое.
Дома, в Тернопольской области, остались их родные семьи. Связь с ними каждый день − по телефону, а молитвы − за каждого и за всех нас.
Иерей Владимир:
− Нас Господь учит, чтобы мы в чем-то покаялись, что-то осмыслили. Церковь − одна, Господь − один. Господь возвращает к Себе скорбью.
Но если любое преодоление, встающее на пути, принимать как Божий Промысл и с молитвой следовать ему, Господь поможет, даст сил, укажет направление, благословит пройти все испытания, в том числе и семейные.
Иерей Владимир:
− Нас Господь создал разными. Иногда надо кому-то смириться. Всегда смиряемся.
Матушка Ольга:
− Это его мнение. Я всегда смиряюсь, конечно, но мне кажется, что мы как одно целое. Мы одно целое, и все проблемы решаются очень быстро.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!