Воскресные беседы. Василий Поляномерульский

7 мая 2023 г.

– 8 мая – день памяти святого XVIII века, преподобного Василия Поляномерульского. Современный городок Пояна-Мэрулуй, в переводе «яблочная поляна», расположен в Румынии на склонах Карпатских гор, в 150 километрах к северу от Бухареста. Здесь находится основанный святым Василием скит, разрушенный при коммунистах и восстановленный в 90-х годах прошлого века. На территории скита – мощи святого. В Румынии его называют Василий Карпатский.

Еще в прошлом веке имя Василия не было широко известно, оно упоминалось только в связи с его великими современниками, такими как преподобный Паисий Величковский. Но в 1986 году в Европе на итальянском языке была издана докторская диссертация католического священника Дарио Ракканелло «Иисусова молитва в творениях Василия Поляномерульского», благодаря которой личность старца приобрела всеобщее внимание.

В 2003 году Василия Карпатского причислили к лику святых в Румынской Православной Церкви, а через четыре года его имя внесли и в наш церковный календарь.

По всей видимости, преподобный Василий по происхождению был русским, возможно, малороссом, он родился в 1692 году и некоторое время жил недалеко от Киева. Стремление к подлинной созерцательной монашеской жизни побудило его переселиться в нынешнюю Румынию, тогда Молдо-Валахию.

Начало XVIII века для Российской империи было ознаменовано реформами императора Петра Великого, в том числе и в сфере церковной. Россия вела многочисленные войны, наконец получила выход к морю, активно торговала, развивалась промышленность. Все это требовало больших человеческих и финансовых ресурсов, часть из которых находилась во владении Церкви. Петр стремился подчинить духовенство, наравне со всеми другими сословиями, государственным законам. Он запретил вообще строить новые храмы. Дошло до абсурда: посвящаемый на епархию архиерей давал клятвенные обещания церкви не строить. По всей стране были введены так называемые штаты духовенства. Один священник полагался на сто дворов, домохозяйств. Император Петр не любил монашество, он стремился к тому, чтобы дать монастырям исключительно практическое назначение. Желал обратить иноческие обители в училища, лазареты, инвалидные дома, производства, другие полезные государственные учреждения.

Поступить в монашество было тогда трудно, практически невозможно. В главном государственно-церковном документе, созданном Петром, «Духовном регламенте» 1721 года, читаем: «Монахам никаких по кельям писем, выписок из книг никому не писать... И по духовным и гражданским правилам чернил и бумаги не держать, потому что ничто так монашеского безмолвия не разоряет, как суетные их и тщетные письма».

Вполне понятно, почему ревностные монахи, склонные к молитвенной жизни, к ученым занятиям, тогда буквально бежали из России. Среди таких был и старец Василий. У Василия рано открылся дар духовного наставничества, ему не было еще 40 лет, а уже рядом с ним собрались многочисленные ученики. В 1733 году он завершил строительство Поляномерульского скита, окончательно там поселился и прожил там до своей кончины в 1767 году.

Некоторое время здесь у старца находился в послушании молодой Паисий Величковский, будущий великий подвижник, создавший целое духовное движение в России и Румынии. Собственно, имя Паисий он получил в постриге, который над ним совершил старец Василий.

К концу жизни под духовным руководством Василия Поляномерульского находилось 11 монастырей и скитов. В жизни Поляномерульского братства есть примечательный эпизод, который показывает нам, как в христианской среде должны решаться проблемы в сфере межнациональных отношений. Первоначально богослужения в скиту совершались исключительно на церковнославянском языке. Но за духовным окормлением к старцу большей частью обращалось местное население, румыны, и со временем румыны стали преобладать в обители. Возникла необходимость совершать богослужения на румынском языке.

В 1764 году старец принял решение разделить монашескую общину на две части. Одна группа должна была покинуть скит, переселиться в другое место. Так кому уходить? Русскоязычным или румынам? Возник спор, только спорили не за право остаться в родном скиту, а за право уйти, пожертвовав своим покоем ради спокойствия братьев. Ушли все-таки румынские иноки, признавая за преподобным Василием право остаться в основанной им обители.

Старец разделил имущество скита на две части и снабдил ушедших учеников всем необходимым: документами, книгами, церковной утварью. Василий Поляномерульский напишет несколько оригинальных, самобытных аскетических сочинений, именно он вводит в румынскую культуру новый жанр религиозной литературы, в котором в дальнейшем будут трудиться Паисий Величковский и его последователи.

В своих работах Василий развивает духовную традицию Святой Горы Афон – исихазм. Он писал на славянском, но его произведения тут же переводились на румынский, и вскоре их стали читать практически во всех обителях Молдо-Валахии.

Главная тема произведений старца – раскрытие учения о внутренней молитве. Он утверждает, что лучший способ очищения души и сердца от греховных помыслов – это постоянно произносимая в сердце краткая так называемая Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Старец Василий рекомендует постоянно читать Иисусову молитву всем без исключения: монахам, архиереям, священникам, церковным работникам, мирянам. Он даже противопоставляет пение и чтение, которые совершаются за богослужениями в храме, внутренней молитве, которую необходимо совершать в течение всего дня.

«Общая молитва за богослужениями, – пишет он, – это как восход солнца, его можно наблюдать лишь некоторое время, час или два. А творить Иисусову молитву в сердце – это как наслаждаться солнечным светом, ведь солнце сияет целый день».

Василий буквально воспевает эту краткую сердечную молитву, которая изнутри благодатью Божией постепенно преображает человека. Старец глубоко знает психологию монахов, он говорит о том, что механически исполняемые молитвы и песнопения ежедневного монашеского правила бывают иногда бессмысленны и могут даже препятствовать духовному росту монаха. Длительные молитвословия зачастую не дают уму быть внимательным к Богу и сосредотачиваться в сердце. Такой монах не растет, а пребывает в неизменном состоянии, подобно ослу, который крутит колесо мельницы. От подобного молитвословия бывает только усталость в теле и самодовольная мысль, что исполнил все правило. Возрастает опасность – монах может увеличивать и увеличивать количество ежедневно читаемых молитв и в силу этого надмеваться, гордиться.

Подмечено очень точно. Как-то в начале своего церковного пути я служил алтарником в небольшом сельском храме, обратил внимание на нескольких женщин, которые ежедневно просто бесконечно читали акафисты буквально перед всеми иконами в храме. Я попробовал с одной из них заговорить и не почувствовал ничего, кроме ее раздражения. «Совсем замолилась, бедная», – сказал мне местный батюшка.

Если ты усиленно молишься, то следи за тем, чтобы твой подвиг молитвы принес добрые плоды. А что это за плоды? О них ясно говорит Священное Писание. Я процитирую Послание апостола Павла: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23). Проверим себя: если всего этого нет – что-то не так происходит в нашей духовной жизни, как-то не так мы молимся. Следует обращаться к наставлениям святых подвижников, таких как преподобный Василий Поляномерульский, и все встанет на свои места. Мы найдем верный путь жизни духовной.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 06:15
  • Воскресенье, 28 апреля: 15:15
  • Воскресенье, 05 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать