Воскресные беседы. Святитель Иоанн Златоуст

1 декабря 2024 г.

– Православная Церковь 26 ноября отмечает память святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополя. Хризостом (с греческого «златоуст») – имя, которое было дано Иоанну Церковью. Оно говорит само за себя. Без всякого преувеличения – святой Иоанн – самый выдающийся христианский проповедник всех времен и народов. А по степени нравственного влияния на общество он, наверное, первый в истории всей человеческой цивилизации. Ведь оратору, обладающему даром слова, гораздо легче разбудить низменные инстинкты толпы, агрессию, воинственность. Но чрезвычайно сложно побудить изменить нрав, вдохнуть стремление к мирной и праведной жизни. А Златоусту во многом это удавалось.

Земная жизнь Иоанна глубоко трагична и очень показательна. Он родился в богатой и знатной христианской семье в Антиохии, в сороковых годах IV столетия. Взросление Иоанна пришлось на счастливое, благополучное для христианской Церкви время. При императоре Константине Великом христианство наконец-то сначала вышло из подполья, а вскоре стало уважаемой, даже государственной религией.

Двухлетний период правления Юлиана Отступника, последнего императора-язычника, погибшего на войне в 363 году, никак не повлияет на позиции Церкви. Массовый приход людей в Церковь, множество принимающих крещение, активное строительство храмов, жаркие богословские споры – все эти процессы отчасти напоминали то, что происходило, скажем, в нашей стране в конце 1980 – начале 1990-х годов. Наплыв новых людей в Церковь привел, к сожалению, к резкому падению нравственного уровня христиан. Как реакция на обмирщение церковной среды тогда возникло монашеское движение. Искренние, твердые в вере христиане выходили из шумных городов, уходили в безлюдные места, пустыни, чтобы там, в монашеских общинах, лучше исполнить заповедь Иисуса Христа о служении Богу и ближнему.

А вот святитель Иоанн Златоуст пытался вернуть на христианский путь столичных жителей. Он получил прекрасное образование. Благодаря своим дарованиям встал на один уровень с лучшими ораторами древности – Демосфеном и Цицероном. В молодые годы несколько лет прожил в монастыре с чрезвычайно строгим уставом. От скудной и плохой пищи он навсегда испортил себе желудок. Потом вернулся в Антиохию, в 386 году принял сан священства и стал сразу ревностным проповедником слова Божия. Всю жизнь он будет мечтать о том, чтобы в христианском обществе отпала нужда в монастырях, чтобы в самих городах настал нравственный порядок. Своим вдохновенным словом он стремился такие времена приблизить.

Перед посвящением в сан Златоуст пишет шесть своих знаменитых проповедей о священстве. В истории Церкви нет других произведений, которые бы так ярко и возвышенно описывали суть служения православного пастыря. Златоуст утверждает, что священнослужение совершается на земле, но по чину небесному. Служение пастыря в городе выше служения монахов в пустыне, потому что первый призван проявлять деятельную любовь, служить ближним. Тем более служение священника выше, чем служение государственного чиновника; и даже выше, чем царское служение. Ведь сами цари заботятся только о телесном, земном, а священник заботится о вечном, о спасении души человеческой.

После двенадцати лет служения в Антиохии Иоанн Златоуст был избран на столичную кафедру в Константинополь. Именно яркие, смелые проповеди в столичных храмах принесут ему всемирную известность, но они же обрекут его на изгнание, ссылку, мученическую кончину. Будучи архиепископом столицы, по окончании богослужений Иоанн восходил на особое возвышение, с которого чтец обычно читал псалмы, и начинал свои вдохновенные беседы, которые стенографировались, часто прерывались аплодисментами, восторженными возгласами.

Златоуст давал себе отчет в том, что для многих из тех, кому он проповедует, христианство, к сожалению, было как модная одежда, они посещали храм лишь в праздничные дни, при этом продолжали развратничать, воровать, клеветать, злобствовать, мстить. Из числа многих тысяч, говорил он, нельзя найти больше ста спасаемых, да и в этом он сомневался.

Златоуст усердно занимался изъяснением Священного Писания. Можно сказать, что он задал канон толкования книг Нового Завета. Даже когда современный проповедник в храме обращается к народу со словом о прочитанном евангельском тексте, мы обязательно найдем в его речи литературное влияние Иоанна Златоуста.

Наблюдая за несправедливостью общественных отношений, ужасаясь бедности, нищете, страданиям обездоленных, архиепископ Иоанн видит корень всех проблем в неуемной человеческой жадности. Он резко, бескомпромиссно нападает на жестоких богачей. Он пишет: «Любовь к богатству есть неестественная страсть. Богатство делает нас пленниками бездушного имения, совершенно помрачает ум, удаляет от служения Богу, иной достигает последних пределов богатства и роскоши, будучи жестоким, лютым, бесчеловечным и свирепее всех собак. Богатство может стать настоящим убийцей для человека, заставляя его ежедневно трепетать и бояться».

Златоуст прямо требует от зажиточных людей, чтобы они добровольно отказывались от излишков своего имения в пользу бедных. Он призывает вспомнить о смерти, о вечности, высказывает парадоксальную, но очень верную мысль: «Тот именно, кто отверг богатство и раздал его бедным, воспользовался им достодолжным образом и отходит отсюда, сохраняя полную власть над ним». Если вдуматься, то действительно человек, способный отдать ближним свои материальные сокровища, обнаруживает власть над этими сокровищами и благодаря своей жертве спасает свою душу. А кто отказывается жертвовать – остается навсегда рабом своего богатства и губит свою душу.

Всякое непомерное стяжание свидетельствует об отсутствии любви, черствости и жестокости сердца. Иоанн Златоуст даже выступает против чрезмерного украшения храмов. Обилие золота в алтаре вызывает у него решительный протест. «Что пользы, если трапеза Христова полна золотых сосудов, а Сам Христос томится голодом?» – восклицает проповедник, подразумевая под именем Христа всякого бедняка.

Впрочем, Златоуста никак нельзя назвать социальным реформатором, тем более революционером. Источник неравенства он видит в человеческой свободе, которая выражается как воля к собственности. От свободной воли зависит, как распорядится человек своими дарами. Всякая благотворительность должна быть исключительно проявлением доброй воли. Свобода для Иоанна – понятие Божественное, священное. В ней заключается образ Божий, особое благородство человека. Златоуст категорически не приемлет любого насилия в религиозных вопросах. Он пишет: «Нам заповедано совершать спасение людей словом, кротостью и убеждением… Мне привычно терпеть преследования, а не преследовать; быть гонимым, а не гнать. Христианам запрещается исправлять грех насилием. Так и Христос побеждал распятый, а не распиная, не ударяя, но приняв удары... Наша война не делает живых мертвыми, но мертвых делает живыми». То есть слово и жизненный пример христианина, проповедника, должны оживить спящую религиозную совесть неверующего человека.

Сам великий проповедник поступал в точном соответствии со своими убеждениями. Он одержал свою победу над человеческой злобой, принеся себя в жертву. В июне 404 года, под давлением знатных вельмож и самой царицы, раздраженных обличениями столичного архиепископа, его изгнали из Константинополя, уже во второй раз – и окончательно. В день Воздвижения Креста Господня, 14 сентября 407 года, Златоуст умер на территории Армении. Через 30 лет его святые мощи, в атмосфере народного покаяния, были торжественно перенесены в Константинополь. Святитель Иоанн стал одним из самых почитаемых святых Православной Церкви.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 04 мая: 06:15
  • Воскресенье, 04 мая: 15:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X