Воскресные беседы. Собор новомучеников Церкви Русской

9 февраля 2025 г.

В студии епископ Каскеленский Геннадий.

– Один из воскресных дней в начале февраля посвящен памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Он приурочен к годовщине расстрела митрополита Киевского Владимира у стен Киево-Печерской лавры 7 февраля 1918 года. В те дни мало кто мог предположить, что это неслыханное преступление откроет многолетнюю трагическую эпоху гонений на Русскую Православную Церковь, а к 1941 году приведет  практически к ее полному уничтожению.

День памяти новомучеников – это очень важное событие, которое широко отмечается во всех епархиях. Память мучеников XX века напоминает нам о главном, неизменном правиле, законе христианской жизни – исповедовать Христову веру при любых обстоятельствах, всегда быть готовым пострадать за Христа, быть свидетелем, мучеником. Кстати, в греческом языке слова «свидетель» и «мученик» передаются одним словом: μάρτυρας.

Христианство не дает на земле привилегий. Христос Спаситель не обещал Своим последователям, что они будут благоденствовать на земле, пользоваться властью, почестями. Совсем наоборот. В Послании апостола Павла к Тимофею читаем: Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Быть гонимым и унижаемым, исповедуя правду Божию, означает исполнять прямое повеление Христа.

А еще Христос Спаситель называет таких преданных Ему до смерти свидетелей «солью земли». Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Так сказано Господом.

Мученики за правду – это самые достойные представители человечества. XX век, наполненный социальными потрясениями и кровавыми войнами, полностью разбил наивные представления человечества о прогрессе. И сегодня мы видим, что, казалось бы, человечество умнеет, усваивает все больше знаний, исследует космические просторы, погружается в тайны наномира, но при этом продолжает литься кровь, совершаются страшные преступления. Во многих регионах земного шара (например, в Сирии, Ираке, Нигерии) продолжают убивать христиан только за то, что они христиане.

Природа человеческая, увы, поражена грехом, и требуется немало внутренних усилий, а главное – помощь Божия для того, чтобы эту природу исцелить от греха. Говоря о чудовищных страданиях христиан на огромных пространствах бывшего Советского Союза в прошлом веке, нельзя не указать на главную причину всех этих страшных гонений. Эта причина заключается в безбожной коммунистической идеологии, на протяжении нескольких десятилетий насаждаемой властью большевиков. Идеология – вот что дает силу палачу, как верно отметил в своей нобелевской речи Александр Исаевич Солженицын.

На протяжении двух тысячелетий своего существования Церковь часто сталкивалась с вызовами, исходящими от различных лжеучений. Часто их проповедники брали на вооружение идею более справедливого устройства земной жизни; скажем, идею социализма. В Средние века так называемые социалистические идеи развивались в рамках движений, религиозных по форме. Можно вспомнить катаров, альбигойцев, гуситов и прочих. Но начиная с XVIII века они приобретают характер, враждебный ко всякой религии.

В XIX столетии коммунистическая идеология окончательно сомкнулась с атеизмом. Это было вполне объяснимо, ведь установление так называемого «справедливого общества» не мыслилось без тотального насилия. Маркс открыто утверждал, что насилие есть «повивальная бабка истории». Прежде чем приступить к тотальному переустройству мира и воспитанию совершенно нового человека, без всяких корней и традиций, на новых коммунистических принципах, было необходимо до основания разрушить мир старый. Христианские ценности мешали этим планам. Достоинство и свобода каждой человеческой личности как носительницы образа Божия, нерушимость брака и семьи, святость религиозно-национальных традиций – все это стояло на пути коммунистов и подлежало уничтожению. Коммунистическая идея пробивала себе путь в истории через громадное насилие, через эпоху гражданских войн, через уничтожение целых классов.

Маркс и Энгельс мрачно пророчествовали, что пролетариату предстоит пережить 15, 20, 50 лет классовых боев. В России все это было реализовано. Ленин провозгласил власть, осуществляемую партией большевиков, опирающуюся на насилие и не связанную никакими законами. Изучая документы тех лет, поражаешься неслыханному цинизму лозунгов и установок. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно! Чем большее число представителей духовенства удастся расстрелять, тем лучше! Пройтись «малым Октябрем» по казахским аулам! Эти цитаты можно продолжать.

В Казахстане хорошо известно, каким чудовищным преследованиям подвергалось, например, трудолюбивое крестьянство. Сколько крепких семей, высланных в казахские степи, нашли здесь свою смерть... А ведь еще Маркс объяснял, что все попытки революции в Англии и Франции не удались из-за реакционной роли деревенской буржуазии. Крестьянство представляло собой мелкобуржуазную стихию, которая ежедневно порождает из себя капитализм. Конечно же, большевики, марксисты стремились уничтожить крестьянский класс и превратить страну в единое хозяйство, где будут работать только пролетарии.

Годом 1926-м датируется замечательный документ, составленный двумя нашими мучениками – архиепископом Иларионом (Троицким) и профессором Иваном Васильевичем Поповым и подписанный многими находящимися в заключении архиереями. Это так называемая памятная записка соловецких епископов. В ней подчеркивается непримиримый характер противоречий религиозного учения Церкви с официальной философией коммунистической партии. Церковь верит в Живого Бога, Творца мира, руководителя жизни и судеб, а коммунизм не допускает Его существования. Церковь не перестает напоминать верующим об их Небесном Отечестве – коммунизм же не желает знать для человека никаких других целей, кроме земного благоденствия. Церковь проповедует любовь и милосердие, а коммунизм – беспощадность борьбы. Церковь видит в религии животворящую силу, служащую источником всего великого в человеческом творчестве. Коммунизм смотрит на религию как на опиум, опьяняющий народы и расслабляющий их энергию, как на источник их бедствий и нищеты. Вот обо всем этом говорится в послании.

Авторы документа делают решительный, бескомпромиссный вывод, который будет им стоить жизни. При таком глубоком расхождении в основах миросозерцания между Церковью и государством не может быть никакого сближения. Душою Церкви, условием ее бытия, смыслом ее существования является то самое, что категорически отрицает коммунизм.

Заметим, что не все церковные деятели тех лет разделяли столь принципиальную позицию соловецких епископов. Были и такие, которые всячески искали компромиссов, и совершенно напрасно. Партия большевиков провозгласила курс на построение полностью безрелигиозного общества. Расстрелы духовенства то затихали, то возобновлялись с новой силой. Из 50 тысяч храмов, имевшихся у Русской Православной Церкви в 1917 году, к началу войны оставалось несколько сотен.

В мае 1941 года глава Церкви митрополит Сергий (Страгородский) говорил знакомому священнику: «Церковь доживает свои последние дни!» Но Бог судил иначе. Разразившаяся война побудила Сталина прекратить преследование религии. Впрочем, в послевоенный период и вплоть до распада Советского Союза в стране вновь и вновь будут появляться новые мученики за веру. Ныне все они молятся за нас перед Престолом Божиим.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 30 марта: 06:15
  • Воскресенье, 30 марта: 15:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X