Воскресные беседы. Симеон Верхотурский

24 сентября 2023 г.

– 25 сентября – день памяти одного из святых подвижников Сибири XVII века праведного Симеона Верхотурского. Я заинтересовался его личностью и житием, когда услышал от пожилых священников Алма-Аты рассказ о том, как глубоко чтил Симеона алма-атинский старец, святитель, практически наш современник митрополит Иосиф (Чернов). Можно сказать, что между этими двумя людьми существовала какая-то таинственная и очень крепкая духовная связь.

У митрополита Иосифа в келье находилась старая икона святого Симеона с частицей мощей, и часто перед принятием ответственного решения или в случае возникновения непредвиденных осложнений Иосиф писал праведному Симеону записочку и вкладывал ее в икону, а затем на коленях читал ему акафист. Бывало, что он ставил образ Симеона на стопке прошений и писем, полученных по каким-то вопросам, и после этого приступал к молитве. И рассказывают, что после таких усиленных молитв у образа святого Симеона Верхотурского все затруднения проходили и решения появлялись сами собой.

Так кто же такой праведный Симеон Верхотурский? Познакомившись с кратким описанием его жизни, требовательный любитель истории непременно почувствует сильное разочарование. Начало XVII века, время, достаточно неплохо отраженное в российских письменных источниках. На Руси завершилась Смута, царь Михаил, потом царь Алексей Михайлович Романовы твердо правят государством, идет активное освоение Сибири, отряды землепроходцев достигают Дальнего Востока, заложены и строятся Красноярск, Якутск.

В 1648 году Семен Дежнев подходит к Аляске. И вот в 40-х годах XVII века, в лесной и болотной глуши, где-то между Пермью и Тобольском, на берегах реки Туры, на окраине деревенского кладбища недавно основанного села Меркушино похоронили странного и никому толком не известного человека лет 35 от роду. Он не был местным уроженцем. Откуда он пришел и как оказался в этом глухом краю – никто не знал. Но его манеры, его знания, умение вести глубокую и неспешную беседу выдавали в нем человека не простого, знатного, образованного. Какая причина побудила его отказаться от высокого общественного положения и поставить себя на один уровень с ремесленниками – этого тоже никто не знал.

Зимой этот странный пришелец зарабатывал на жизнь портняжным мастерством, большей частью шил шубы, но за работу денег практически не брал, обходился простыми продуктами, которые можно было найти в любом крестьянском хозяйстве.

В летнее время жил смиренно, тихо, в маленькой избушке на краю леса, рыбачил, ходил по грибы и по ягоды. За рукоделием пересказывал неграмотным слушателям содержание Ветхого и Нового Завета, причем Священное Писание знал он очень хорошо, в подробностях. Часто не окончив работы, но так, чтобы доделать оставалось совсем немного, внезапно исчезал. Его сначала бранили, а потом радовались – дескать, ушел мастер сам, так и платить ему вовсе не нужно.

Похоронили односельчане этого чудака, посокрушались, что остались без дармового работника, да и забыли. Вскоре даже имя его на селе никто уже не мог вспомнить.

Прошло полвека, и вопреки всему естественному ходу событий Сам Бог прославил Своего угодника. Странные события стали происходить на его безымянной могиле. Сначала по неизвестной причине из могилы показался край гроба, земля словно бы расступалась, чтобы дать место на поверхности останкам подвижника. Мало того, сами собой расщепились доски гробовой крышки, и под ними стало заметно нетленное тело. Гроб открыли, от останков исходило настоящее благоухание. К мощам началось народное паломничество, произошли первые случаи чудесных исцелений.

Церковь не сразу признала в свершившихся событиях Божие чудо. Первым противником стихийно возникшего почитания новых мощей была церковная власть в лице митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия. Игнатий был представителем дворянского рода Римских-Корсаковых, архиерей крутого нрава, независимый в суждениях. Он поначалу глубоко скептически отозвался о новоявленных мощах. Но внезапно у него заболели глаза, и он исцелился, как напишет об этом потом сам, только после того, как предпринял паломничество в Меркушино и освидетельствовал мощи. Мало того, отъехав верст на семь от селения, владыка заснул и увидел необыкновенный сон: стоит перед ним множество народа, все рассуждают об имени святого праведника, и зазвучали голоса: «Симеоном зовут его. Симеоном зови его!» Игнатий поделился увиденным с духовно опытными старцами, и все вместе пришли к заключению, что видение это есть истинное Божие откровение. Так в 1694 году праведник обрел имя Симеон.

К цельбоносным мощам потекли паломники со всего Урала и Сибири. В 1704 году мощи перенесли в Николаевский монастырь города Верхотурье, и праведник окончательно получил имя, по которому его ныне знает вся наша Церковь: святой Симеон Верхотурский.

Все удивительные происшествия, знамения от мощей стали собирать, фиксировать в монастырской летописи. Чудесных случаев исцеления насчитано несколько сотен. Праведный Симеон стал самым почитаемым святым на обширных пространствах Урала и Западной Сибири. В начале XX века число паломников к нему достигало 60 тысяч в год. В 1913 году в Верхотурье построили и освятили величественный семиглавый Крестовоздвиженский собор по проекту пермского архитектора Турчевича. В 1990-х годах храм восстановили, он и сегодня остается одним из самых больших в Русской Православной Церкви, на 8 000 молящихся.

В том же 1913 году сюда перенесли и мощи праведного Симеона. Милостью Божией они сохранились до настоящего времени.

Следует понимать, что при той беспощадной борьбе, которую безбожная власть вела со святынями православного народа, каждые сохраненные в XX веке мощи – это настоящее чудо Божие. Многие святыни, прежде чем на рубеже 1980–1990-х годов вернуться в возрожденные храмы, пережили забвение. Верные, ревностные христиане спасали их от уничтожения, рискуя, жертвуя жизнью, передавали их из рук в руки, прятали.

В июне 1919 года Белая армия Колчака отступала из Верхотурья. Местный настоятель архимандрит Ксенофонт принял решение об эвакуации насельников обители вместе с белогвардейцами. Мощи святого Симеона надежно спрятали в монастыре. Но сам архимандрит не смог далеко уехать. Дисциплина в Белой армии хромала, кто-то из военных просто отобрал у отца Ксенофонта хороших лошадей, оставив взамен жалких кляч, на которых ехать было невозможно. Другие монахи, пытавшиеся вывезти драгоценную серебряную раку, также вернулись в обитель. Раку большевики, конечно, отобрали, мощи осквернили. На вскрытии мощей присутствовало 1 5000 паломников. Уничтожить святыню не решились.

В 1929 году мощи передали в антирелигиозный отдел Нижнетагильского музея, но, судя по публикациям советских газет в те годы, святые мощи, наряду с другими экспонатами этого отдела, скорее помогали гражданам безбожной страны вспомнить о Боге, нежели отвращали их от Церкви. Даже вывезенные из храма, освобожденные от одежд, поруганные, они оказывали удивительное, благодатное, отрезвляющее воздействие на посетителей музея. Их поспешили убрать.

В 1930-х годах они оказались в знаменитом Ипатьевском доме Екатеринбурга, на месте расстрела царской семьи. Одно время в этом здании также была попытка устроить антирелигиозный музей. После войны мощи исчезли в запасниках областного краеведческого музея, где были сохранены совестливыми музейными работниками. Наконец 1 апреля 1989 года их торжественно вернули Русской Православной Церкви, а в 1992 году они обрели свое законное, постоянное место в Крестовоздвиженском соборе Николаевского Верхотурского монастыря.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 12 мая: 06:15
  • Воскресенье, 12 мая: 15:15
  • Воскресенье, 19 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать