Воскресные беседы. Преподобный Иоанн Дамаскин

23 декабря 2024 г.

− 17 декабря Православная Церковь совершает память преподобного Иоанна Дамаскина. Сегодня большинство населения Сирии исповедует исламскую религию. Однако не будем забывать, что многие нынешние сирийские города − Дамаск, Алеппо, Пальмира − являлись в истории древними центрами православного христианства.

В Дамаске христиане жили еще в то время, когда будущий апостол Павел (Савл) был ревностным иудеем и гонителем Церкви Христовой. Именно на пути в Дамаск Павлу было явление Господа Иисуса Христа, которое стало причиной его обращения. Священное Писание на древнем сирийском языке, так называемый текст Пешитта, существовал уже в первые века христианства. В 636 году, после поражения византийской армии в битве на реке Ярмук, Дамаск вошел в состав исламского Арабского халифата и даже в течение века был столицей мусульманского государства Омейядов. Мансур ибн Серджун − таково было арабское имя будущего преподобного Иоанна. Он родился в 670 годах в Дамаске, в семье крупного потомственного чиновника византийской эпохи. В качестве учителя у Мансура был некий пленный греческий монах.

Получив образование, Мансур какое-то время и сам находился на государственной службе. По всей видимости, работал в налоговых органах и занимал очень высокий пост. Обратим внимание: христианин на государственной службе в исламском халифате Омейядов. Однако где-то около 706 года Мансур удалился в Палестину и принял монашеский постриг с именем Иоанн в одном из монастырей в окрестностях Иерусалима. Скорее всего, в обители преподобного Саввы Освященного. В ней он провел большую часть своей жизни, служил священником, здесь и умер в 745 году.

Части мощей святого Иоанна сегодня находятся на острове Патмос и в греческом храме итальянского города Венеция.

Имя преподобного Иоанна Дамаскина увековечено в русской культуре XIX века. В 1859 году ему посвятил поэму замечательный автор Алексей Константинович Толстой, а в 1881 году Петр Ильич Чайковский создает свой знаменитый романс на стихи из второй части этой поэмы. Это произведение не что иное, как высокий гимн духовной свободе. В нем отражен тот момент жизни, когда Иоанн вырвался из оков государственной службы и поступил в монастырь, где обрел подлинную свободу духа в созерцании Божиего творения. «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды! Благословляю я свободу и голубые небеса!» Дмитрий Хворостовский исполнял это произведение, наверное, на всех концертных площадках, по всему миру.

В 1884 году Сергей Танеев написал на стихи Толстого, посвященные Дамаскину, еще одно замечательное произведение, названное специалистами «русским реквиемом»: кантату для хора и оркестра с названием «Иоанн Дамаскин».

Имя преподобного Иоанна стоит в ряду наиболее значимых богословов в истории. Он один из тех, кого мы называем святыми отцами Православной Церкви. Он − первый создатель целой богословской системы. Все, что было написано о православной вере за шесть столетий, Иоанн осмыслил, обобщил и выразил в трех частях своего главного богословского труда, который называется «Источник знания». Это настоящий богословский свод, учебник богословия своей эпохи, в котором можно было получить исчерпывающие ответы на все основные вопросы, тревожащие христианскую душу и общество. И сегодня он остается одним из самых важных пособий в изучении православного вероучения.

Предельно точным, ясным языком, с сильным чувством ответственности за каждое сказанное слово (тут, наверное, сказались годы, проведенные на государственной службе) Иоанн изложил суть христианства. Эпиграфом к трудам Иоанна Дамаскина можно взять его любимую пословицу: «Одна ласточка не делает весны». Единичное мнение не есть закон для Церкви. Подлинное церковное вероучение бывает выражено только в согласии святых отцов Православной Церкви. Отдельное мнение, не разделяемое большинством, может быть признано заблуждением. Мысль очень важная, которую сегодня необходимо помнить всем, кто приступает к изучению богословия.

В произведении Иоанна три части. Первая − философская. Она посвящена определению основных понятий, но, по сути, является пересказом Аристотеля. Вторая часть озаглавлена «О ста ересях вкратце», здесь перечисляются 103 учения, которые были отвергнуты Церковью как несоответствующие христианскому учению. И, наконец, самая важная, третья часть − «Точное изложение православной веры».

Другая важная заслуга преподобного Иоанна состоит в осмыслении учения Церкви о необходимости почитания святых икон. Он дает глубокое богословское обоснование иконопочитанию, а в конечном счете всему церковному искусству. Известно, что с первых лет существования Церкви молитвенные дома и храмы украшались священными изображениями, росписями, иконами ради благолепия, для напоминания о событиях Священной истории, для назидания, с просветительскими целями. Иоанн развивает защиту святых икон таким образом, что становится ясно: нельзя быть христианином, верить в воплощение Сына Божия и при этом пренебрежительно относиться к иконам.

Писать и почитать иконы есть прямое требование нашей веры, отрекающийся от икон хулит Бога. Дамаскин рассуждает: «Бог, по чистейшей духовности естества Своего, не-видим, «беспределен» и потому «неописуем» и неизобразим». Но что же, тогда о Боге вообще ничего нельзя сказать, никакое богословие невозможно? А как же тогда быть с наследием книг Ветхого Завета? Весь Ветхий Завет − это набор пророческих образов, символов, посредством которых все-таки рассказывали пророки людям о Боге. Книги Ветхого Завета − это знание о невидимом, данное нам в неких видимых знаках. Дамаскин утверждает, что отношение между видимым и невидимым существенно изменилось с пришествием в мир Господа Иисуса Христа. Теперь, когда Бог явился во плоти и стал видим, жил среди людей, принял естество плоти, мы можем изобразить Бога. На иконах изображается видимая людям плоть Бога. Об Иисусе Христе необходимо рассказывать и словом, и красками.

Иоанн восклицает: «Когда Он примет зрак раба и смирится в нем, до количества и величины, и облечется в телесный образ, тогда начертай Его на доске; и возложи для созерцания Того, Кто допустил, что Его видели…» Чем для обученных грамоте является книга, тем для не умеющих читать − изображение. Слово − для слуха; икона − для зрения. Икона есть книга для неграмотных. Через икону мы освящаем свое чувство зрения. Далее Иоанн Дамаскин говорит: «Воплощение Слова освящает, как бы «обожествляет» плоть, и тем самым делает ее достопокланяемой…» Только это поклонение телесному опосредованно восходит к Самому Богу. «Не веществу покланяюсь, но Творцу вещества, ставшему вещественным ради меня и благоволившему обитать в веществе и через вещество соделавшему мое спасение; и не перестану почитать вещество, чрез которое совершено мое спасение». В этих очень глубоких рассуждениях содержится основание для почитания множества христианских символов − креста, Голгофы, Евангелия, святых мощей угодников, крещенской воды и многого-многого другого, к чему мы так привыкли в церковной жизни. Все эти вещественные предметы, благодаря воплощению Сына Божия, становятся носителями Божественной благодати, силы и энергии Божества. Благодать Святого Духа неизменно соприсутствует в телах и душах святых, при жизни и по смерти, а также в их изображениях и иконах. Святых подобает чтить, ибо в них почивает Бог!

Еще одна заслуга Иоанна Дамаскина лежит в области поэтического творчества. Он − один из самых ярких церковных гимнографов. Им созданы две глубокие по содержанию, совершенные по форме церковные службы. Мы все прекрасно знаем эти службы, любим их. Это богослужение на Святую Пасху и служба на православное погребение умершего христианина.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 16 февраля: 06:15
  • Воскресенье, 16 февраля: 15:15
  • Воскресенье, 23 февраля: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X