Воскресные беседы. Преподобная Мария Египетская

30 марта 2025 г.

В студии епископ Каскеленский Геннадий.

 Пятое воскресенье Великого поста посвящено воспоминанию преподобной Марии Египетской. На примере жития этой выдающейся подвижницы начала VI века раскрывается смысл и значение важнейшей религиозной добродетели  покаяния. Без покаяния невозможно сделать ни шагу по пути духовной жизни, ни на шаг нельзя приблизиться к Богу.

Не случайно уже в первых строчках Евангелия содержится призыв к покаянию: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное,  проповедует Иоанн Креститель на Иордане. Святой Иоанн Лествичник, автор важнейшего руководства в духовной жизни, пишет: «Мы не будем обвинены при исходе души нашей, за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали беспрестанно о грехах своих».

Покаяние есть возобновление крещения, покаяние есть очищение совести, завет с Богом об исправлении жизни; покаяние есть примирение с Господом через совершение благих дел, противных прежним грехам.

Пример жизни Марии Египетской дает нам ясное представление о том, каким должно быть истинное покаяние и какую силу оно имеет. Покаяться  значит признать свою неправоту перед Богом, осознать свои грехи и выразить твердое намерение решительно переменить образ жизни.

Среди тех, кто смотрит наши передачи, наверное, немало таких, кто не получил в детстве религиозного воспитания. И, наверное, многим знакомы чувства сомнения, нерешительности, неловкости, что овладевают душой в тот момент, когда в зрелом возрасте впервые переступаешь порог православного храма.

Да, уже проведена большая работа мысли, ум уже готов принять все истины религии, но что-то мешает спокойно прийти в храм, опуститься на колени, публично, не стесняясь, осенить себя крестным знамением.

Один известный современный писатель рассказывал, как он много раз заходил в церковь, вставал в очередь прихожан, которые подходили к священнику, чтобы поцеловать крест, но всякий раз какая-то темная сила отбрасывала его назад. Он снова и снова вставал в эту очередь, пока наконец не поборол в себе сопротивление, приложившись ко кресту.

Гордость мешает нам встать на путь религиозной жизни. Покаяние исцеляет человеческую гордыню. Покаяние как духовную добродетель не следует путать с эмоцией раскаяния, когда горько сожалеешь о постыдных делах, совершенных в прошлом, и душой овладевает темная скорбь. Сердце сжимается, наступают минуты горя, отчаяния. Религиозное покаяние  это совсем другое. Покаяние обращено не столько внутрь человеческой души, сколько к Богу. Оно разрушает человеческую самость, прекращает сосредоточение на себе самом, освобождает душу от самолюбования.

Покаяние всегда сопряжено с надеждой на прощение. Оно приносит плоды, возвращает, возрождает жизненные силы, вдохновляет на подвиг. Прекрасное определение покаянию дает преподобный Исаак Сирин: «Покаяние есть трепет души перед вратами рая».

Нет таких грехов, которые Бог не прощает человеку, за исключением тех, в которых человек не желает каяться. Отказ от покаяния  это отказ от райского блаженства. Некающийся человек  глубоко несчастный, погруженный в себя гордец, разрушающийся в своем эгоцентризме.

Мария Египетская родилась недалеко от знаменитого портового города Александрии. В 12-летнем возрасте ушла из родительского дома, предалась самой порочной жизни, разврату, в котором пребывала 17 лет. А затем произошло покаяние. Случилось это при следующих обстоятельствах.

Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся на корабле на Святую Землю для участия в празднике Воздвижения Креста Господня. В плавании она не переставала соблазнять молодых людей, грешить. Прибыв в Иерусалим, из любопытства с паломниками она направилась к главной святыне, в Храм Гроба Господня.

Но при входе в храм блудница была остановлена неведомой силой, и тут внезапно к ней пришло осознание всей глубины своей греховности. Она ощутила, что сгорает от греховной страсти, и почувствовала стремление освободиться от нее, очиститься.

В притворе храма находилась икона Пресвятой Богородицы. Внезапно от иконы раздалось грозное спасительное повеление: «Если перейдешь Иордан найдешь славное упокоение». Далее в житии Марии Египетской читаем: «Услышав тот голос и поверив, что он раздался для меня, я заплакала и воскликнула к Богородице: «Госпожа, Госпожа, не покидай меня!»  и с этими словами я вышла из притвора храма и поспешно отправилась в путь».

Сорок семь лет Мария практически в полном одиночестве подвизалась в глухой Заиорданской пустыне, пока за год до своей кончины не была обнаружена старцем Иоанно-Предтеченского монастыря преподобным Зосимой, который причастил ее Святых Христовых Таин и поведал миру эту совершенно замечательную историю жизни блудницы, ставшей святой.

При этом Зосима свидетельствовал о чудесной прозорливости Марии Египетской, что позволяет сделать вывод о том, что Мария не только исцелилась от греха, но и стяжала великую благодать Святого Духа.

Только вдумайтесь: из самой бездны греха Мария поднялась к высотам святости. И это стало возможным благодаря покаянию. Впрочем, произошло это не мгновенно.

Мария описывает Зосиме свое пустынножительство. На языке современной поэзии этот рассказ звучит так:

От тебя, Зосима, я не скрою:

Самое мучительное бремя

Я в пустыню принесла с собою.

Тягостней жары, всех бурь страшнее

Были сердца страстные желанья:

Сколько раз, терпеть их не умея,

Я бросалась ниц с глухим рыданьем!

Тяжесть всех грехов меня томила

Больше, чем сухое тело жажда.

Но я верность клятве сохранила,

Данной Богородице однажды.

Так шестнадцать лет была борима

Сатаной, и плотью, и пустыней.

И узнала я, отец Зосима,

Что мой Бог меня прощает ныне:

Чудный свет внезапно мне явился,

От восторга сердце встрепенулось,

Дух мой благодати приобщился,

Я в пустыне, как в раю, проснулась.

Итак, 16 лет потребовалось святой Марии провести в покаянии, в борьбе со своими греховными помыслами, прежде чем внезапно, в осенении Божественного света, она получила совершенное освобождение от страстей, полное духовное блаженство.

Покаяние часто бывает длительным, сопровождается суровым аскетическим подвигом поста, воздержания, молитвы. Но в результате рождается совершенно новый человек, по сути, новая душа, которая достойна войти в Царство Небесное.

Такая очищенная душа уже находится в раю, даже когда еще пребывает в земном теле. Любой священник, который много общается с прихожанами, принимает исповедь,  сталкивается с двумя препятствиями в духовной жизни, которые мешают христианину встать на путь покаяния. Первое  это легкомысленное отчаяние. Я, дескать, не был воспитан в религии и настолько грешен, что не могу себя изменить. Это безответственная позиция, в ней содержится неверие, пренебрежение своим спасением.

Другое препятствие выражено следующим образом: я не знаю, в чем мне исповедоваться, в чем каяться, я такой же, как все, больших грехов не совершал, а мелкие что с ними сделаешь? Эти слова говорят об отсутствии внимания к внутренней жизни, об окамененном нечувствии сердца, о невнимании к своим помыслам и чувствам. Неужели ты, такой безукоризненный и непорочный, ни на кого не разгневался, никому не позавидовал, не проявил жадности, не роптал, не раздражался, не услаждался плотскими утехами? Нужно молиться, чтобы Бог открыл человеку зрение на его собственное сердце, пробудил в нем подлинное покаяние.

Преподобный старец Силуан Афонский свидетельствует: «Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их. Они не познали Духом Святым, как велико Божие милосердие».

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 18 мая: 06:15
  • Воскресенье, 18 мая: 15:15
  • Воскресенье, 25 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X