Воскресные беседы. Праведный Николай Кавасила

2 июля 2023 г.

– Третьего июля – день памяти греческого святого XIV века, праведного Николая Кавасилы. Историки не знают точно, был ли он пострижен в монашество. Некоторые полагают, что был, поэтому почитают его как преподобного Николая. Во всяком случае, Николай был настоящим монахом по духу, настоящим аскетом в миру, глубоким философом-мистиком, созерцателем Божественных тайн и откровений. Кавасилу следует отнести к одним из самых ярких византийских богословов Средневековья, и хорошо, что сохранилось немало его произведений.

Он происходил из аристократического рода, его мать была сестрой трех архиереев, один из которых, Нил Кавасила, занимал кафедру архиепископа Фессалоникийского. Николай тоже родился в Фессалониках, но в молодые годы уехал в столицу, где изучал разнообразные науки, и, между прочим, особо преуспел в астрономии.

Из его переписки с друзьями в те годы вовсе не видно, что он интересовался богословием или, скажем, политикой. Но, вернувшись в Фессалоники, Николай попадает в водоворот политических событий. Византию тогда сотрясает настоящая гражданская война. Общество разделено на два лагеря: сторонников семей Палеологов и Кантакузинов. По всей видимости, ум и обаяние личности Николая Кавасилы были настолько велики, что обе стороны пытались привлечь его для исполнения своих дипломатических поручений, его привлекали к переговорам, включали в число посредников для осуществления важнейших государственных решений.

Николай особо сближается с семьей Кантакузинов и становится секретарем будущего императора Иоанна VI. Личность этого государя весьма примечательна, он умел сочетать в себе, казалось бы, совершенно несовместимые качества: был блестящим государственным деятелем и настоящим аскетом, мистиком, практиковавшим многочасовые молитвы по уставу монастырей Афона.

Наконец, в 1354 году, он добровольно отрекся от престола и стал монахом на Афоне, в монастыре Ватопед, где написал свои знаменитые исторические сочинения, бесценный источник сведений о событиях XIV века.

Именно император Иоанн Кантакузин привез в Ватопед столь любимую сегодня прихожанами Русской Православной Церкви святыню – пояс Пресвятой Богородицы.

Николай Кавасила сопровождал Иоанна еще в период его первого пребывания на Афоне в 1349 году. Несомненно, он ощущал глубокое духовное родство со своим императором, точно так же, как и со всем кругом ревнителей афонского благочестия, сложившимся вокруг Кантакузина. А духовным руководителем этого общества был святитель Фессалоникийский Григорий Палама.

Богословское наследие Николая Кавасилы очень интересно и актуально. В последнее время, на рубеже XX и XXI веков,  оно стало привлекать все большее внимание многих исследователей, российских и зарубежных, достаточно назвать имя замечательного ученого, умершего в 2020 году, Сергея Сергеевича Хоружего. Это был физик, филолог, богослов, переводчик, широко известный как автор первого русского перевода романа Джойса «Улисс».

Тема произведений Кавасилы – христианская антропология, учение о человеке. Если использовать определение Сергея Сергеевича Хоружего, Кавасила – один из тех церковных мыслителей, кто создает так называемую синергийную антропологию, или учение теоцентрического христианского гуманизма. Его главное произведение называется «Семь слов о жизни во Христе». Печальная истина, от которой в своих рассуждениях отталкивается мыслитель, состоит в признании глубокой поврежденности, греховности природы человека. Можно сказать, что Кавасила обостряет эту в общем-то очевидную библейскую истину, он пишет о всеобщей греховности, о том, что даже праведники Ветхого Завета были столь же подвержены закону греха, как и любой другой человек. А главное различие между ними и другими грешниками состояло в том, что вторые в своем греховном состоянии чувствовали себя удобно и счастливо, тогда как первые – воздыхали и желали сбросить оковы греха. Это можно сравнить с тем, как одни больные ищут врача и радуются, когда видят, что он идет к ним, а представители второй категории больных даже не осознают, что больны, и чувствуют отвращение к лекарствам.

Кавасила не верит в возможность влиять на людей посредством слова убеждения. Он говорит, что даже в апостолах Христовых, пока они лишь слушали Спасителя, решительно ничего не менялось к лучшему, в них не появилось никаких добродетелей. А есть ли выход? Есть ли спасение от этой глубочайшей, кажется, неисцельной греховности человеческой природы?

Через сто лет после греческого православного философа другой крупный мыслитель Средневековья Никколо Макиавелли в своем знаменитом политическом трактате «Государь», по сути, откажется искать нравственный выход, провозгласив единственным способом сохранения порядка в человеческом обществе сильную государственную власть. Кавасила же видит спасение, оно заключается в принятии благодати церковных таинств и вступлении на путь духовной жизни во Христе.

Каждый христианин призван к жизни духовной, но духовная жизнь, как и жизнь телесная, чтобы существовать, должна от кого-то родиться. Возможность духовного рождения человека появилась после того, как в мире осуществилось воплощение Бога. Невозможно было жить духовной жизнью, пока не была еще создана сия блаженная плоть Христова. Теперь же воплощенный Бог Христос творит в человеческом существе новый духовный организм, с духовным зрением и слухом, способный к духовной жизни. Эта сущность как таковая не подлежит тлению, не исчезает после смерти, сохраняет человеческую жизнь в вечности.

Питается духовная сущность в человеке церковными таинствами: крещение сообщает человеку новую жизнь, миропомазание дает ему возможность двигаться вперед, наделяет его новой духовной силой. Причащение есть пища, поддерживающая в нем новую жизнь во Христе.

Подаваемая в этих таинствах благодать изобильна, могущественна и неотразима. В таинствах церковных Христос действует в человеке, Он побеждает грех, а мы только рукоплещем Христу и прославляем Его победу. Он выиграл битву – а мы получаем награду. Отсюда очень важный вывод, который чрезвычайно актуален и сегодня: вся Церковь должна рассматривать себя не как религиозную идеологию или философскую школу, а прежде всего как приходскую евхаристическую общину.

Для средневекового византийского общества, с его прославлением монашеской традиции, очень необычно звучат слова праведного Николая о том, что каждый человек может пользоваться всеми плодами благодати Христа, не уходя в пустыню, не употребляя особой пищи, не одеваясь иначе, чем другие люди, не нанося ущерба своему здоровью. Нет никакого особо приближенного ко Христу класса. Монахи и миряне – суть одно. Все, кто причастен к церковным таинствам, находятся в одинаковой близости ко Христу. Человек может оставаться в своем доме, исполнять свои профессиональные обязанности. Кавасила пишет, что генерал может оставаться генералом, землепашец – землепашцем, правитель может так же управлять делами, и в то же время они могут жить полной жизнью во Христе.

Не случайно к пророческим рассуждениям Николая Кавасилы обратились именно в XX, а еще больше – в XXI веке в больших европейских городах, где христиане стремились развивать приходскую общинную жизнь, вводили традицию частого причащения Святых Христовых Таин. Духовная жизнь не избегает мира, а преображает его. Духовная жизнь – это не перемена места жительства, а изменение образа жизни.

В русской православной традиции эти заветы праведного Николая воплотит в своей деятельности обыкновенный приходской священник, ставший великим чудотворцем, – святой Иоанн Кронштадтский.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 12 мая: 06:15
  • Воскресенье, 12 мая: 15:15
  • Воскресенье, 19 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать