Но что значили потуги полуграмотных журналистов против авторитета архиепископа Луки, который был не только блестящим христианским проповедником, но и крупнейшим светским ученым, настоящим светочем медицинской науки? Автобусы были зажаты толпой, еле-еле двигались в сторону кладбища. Три часа над советским Симферополем раздавалось мощное народное пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».
Владыка Лука проповедовал не только словом, но и делом в течение всей своей долгой подвижнической жизни, он прожил 84 года. Из них более полувека проработал успешным, блистательным врачом-хирургом и 40 лет служил Церкви Христовой в священном сане. Свою главную научную работу, которая не теряет ценности, он писал, будучи в сане епископа. За нее в 1946 году ему дали Сталинскую премию архиерею Православной Церкви, высшую научную премию. Немыслимый, казалось бы, случай для советского времени. Но по-другому поступить не могли, уж слишком выделялся этот труд.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, будущий святитель Лука, родился в Керчи, в верующей семье. Отец-католик работал фармацевтом, мать – православная христианка. В юности Валентин испытывал колебания. Он был очень талантлив, мог стать профессиональным художником. Но в душе победило желание оказывать практическую и бескорыстную помощь страждущим людям. Сказалось, конечно, христианское воспитание. Валентин окончил медицинский факультет Киевского университета и после выпускных экзаменов заявил, что изучал медицину с исключительной целью – быть всю жизнь мужицким врачом.
Валентин Феликсович работал во многих провинциальных городах, Чите, Симбирске, Ардатове, Переславле-Залесском, в селах Курской, Орловской, Саратовской губерний. Попутно делал важнейшие научные открытия. В 1915 году в Петрограде издал книгу «Регионарная анестезия», изложив новый подход к обезболиванию, способ прерывать проводимость нервов, по которым передаются болевые импульсы из области, подлежащей операции. Сегодня он успешно применяется. Тысячи людей были возвращены к нормальной жизни благодаря его врачебному искусству. Он побеждал болезни, возвращал здоровье. Но когда внимательно знакомишься с жизнью и деятельностью святителя Луки, то понимаешь: главным врагом врача святителя были не болезни. Его главный враг – это безбожие, советский атеизм. Против безбожной идеологии советской власти Лука ополчался со всей силой своего характера, со всей мощью своего красноречия, личного авторитета. Он воевал с атеизмом, используя все свое влияние, все свои таланты.
Валентин принял священный сан сразу после смерти супруги в 1921 году, работая тогда в Ташкентском госпитале, постригся в монахи. Имя Лука в постриге получил не случайно, ведь апостол-евангелист Лука по профессии был врачом.
Приняв сан, Лука стал проводить хирургические операции теперь только в духовной одежде, в подряснике, и добивался, чтобы в операционной находилась святая икона. Властям приходилось с этим мириться. Перед операцией Лука всех больных благословлял, осенял крестом и даже не спрашивал об их религиозных взглядах. Ведь Бог для всех один: и для христиан, и для мусульман, и для неверующих. Святитель проповедовал веру Христову всюду: в больницах, в госпиталях, на допросах в тюрьме, в ссылке, в частных беседах и с простыми людьми, и с сильными мира сего. И конечно, с церковного амвона.
Много раз с ним пытались расправиться, изолировать его от общества, но это можно было сделать, только принеся в жертву людские жизни, которые зачастую спасти мог только один этот прославленный хирург. Где бы святитель Лука ни находился, даже в самой отдаленной ссылке в Заполярье, его всегда искали, чтобы попросить его врачебной помощи. Нет числа рассказам, свидетельствующим о смелых, решительных, мужественных поступках врача-святителя. Его проповеди, записанные прихожанами, поражают смелостью, а еще больше поражают доносы, которые строчили в компетентные органы люди, ослепленные безбожной пропагандой. Но благодаря всему этому материалу сегодня мы можем составить яркий и правдивый портрет великого святого нашего времени.
30 мая 1948 года на торжественном богослужении по случаю 25-летия своего архиерейского служения архиепископ Лука проповедовал на тему «Наука и религия». Он ссылается на великих ученых-христиан Коперника, Пастера, Павлова, других и добавляет от себя: «Наука без религии – это небо без солнца, а наука, облеченная светом религии, – это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира. Я свет миру. Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8–12) – так говорит Христос». Именно святителю Луке принадлежит остроумное и крылатое выражение на допросе перед руководителем Ташкентского ЧК Яковом Петерсом, ближайшим, кстати, соратником Дзержинского. «Как это Вы верите в Бога, поп и профессор? Разве Вы Его видели, своего Бога?» – «Бога я действительно не видел. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда там не видел также и ума; и совести там тоже не находил».
В эпоху тотальной государственной пропаганды атеизма святитель Лука в публичных проповедях высказывался прямо и резко, что общая причина предубеждения против религии заключается в невежестве. «Так называемый «научный» атеизм действительно противоречит религии, но он есть лишь предположение… некоторых людей, недоказанное и недоказуемое. Попытка атеистов доказать недоказуемое невольно наводит на воспоминание стихов Пушкина: «Художник-варвар кистью сонной картину гения чернит...»
Еще больше поражают материалы допросов. Лука признается, что является идейным и непримиримым врагом советской власти. «Это враждебное отношение у меня создалось после Октябрьской революции и осталось до сего времени, так как я не одобрял ее кровавых методов насилия над буржуазией, а позднее, в период коллективизации, мне было особенно мучительно видеть раскулачивание. Большевики – враги нашей Православной Церкви, разрушающие храмы, преследующие религию, они враги мои, как одного из активных деятелей Церкви, епископа».
А вот цитата из текста одной из последних проповедей, произнесенных уже в период так называемых хрущевских гонений на религию, начало которым было положено секретным постановлением ЦК от 4 октября 1958 года. Святитель утешает, ободряет свою пасту, призывая ее смотреть на происходящее спокойно, с достоинством, с точки зрения вечности. «Везде и повсюду, несмотря на успех пропаганды атеизма, сохранилось малое стадо Христово, сохраняется оно и доныне… С ним ничего нельзя поделать, оно ничего не боится, потому что знает и всегда хранит великие слова Христовы: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее».
Этот день в истории. 25 марта
День ангела. 25 марта
Церковный календарь 25 марта. Преподобный Симеон Новый Богослов
Евангелие 25 марта. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола
Читаем Апостол. 25 марта 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!