Воскресные беседы. Ксения Петербургская

19 марта 2023 г.

– В 1845 году молодой журналист, будущий великий поэт Николай Алексеевич Некрасов издает замечательную книгу – сборник рассказов известных литераторов о жизни российской столицы – «Физиология Петербурга». В нее вошло и повествование Евгения Павловича Гребенки о жизни и быте населения так называемого Петербургского острова, или Петербургской стороны. Кстати, сам писатель и неплохой поэт Гребенка известен широкой публике как автор стихов самого популярного русского романса «Очи черные».

И вот именно в рассказе Гребенки, напечатанном Некрасовым, впервые встречается имя некой юродивой подвижницы Ксении, как пишет Гребенка – Аксиньи, жившей в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII века. Писатель рассказывает об одной из глухих и труднодоступных улиц на Петроградской стороне, которую местное население называет в честь Андрея Петрова. Цитирую очерк Гребенки: «Говорят, в этой улице жила когда-то счастливая чета: муж Андрей Петров и жена Аксинья. Они любили друг друга так, что и вообразить невозможно. Вдруг муж умер, а жена осталась и выкинула штуку: на свою прежнюю кличку она не откликалась, а когда ей говорили «Андрей Петрович», она всегда отвечала «Ась»; и ходила в мужском платье. Народ сходился смотреть на нового Андрея Петровича и прозвал улицу Андрея Петрова».

Сегодня это Лахтинская улица на Петроградской стороне. В 2019 году как раз на месте, где счастливо жила молодая семья придворного певчего Андрея Петрова, освятили совершенно новый храм, построенный в честь святой Ксении Петербургской. Только вот улицу переименовать забыли.

Муж блаженной Ксении был не простым церковным певчим, он был военнослужащим. В том районе Петроградской стороны вообще жили только военные. А хорошо известно, какую большую роль в XVIII веке играла так называемая полковая музыка. Пехота ходила под барабанную дробь многие сотни верст. Во время сражений непременно играла вся полковая музыка. К полкам были приписаны певчие, которые пели церковные службы в походных храмах. Эти певчие носили строгие зеленые кафтаны.

Кстати, в 1760 году в Преображенском и Семеновском полках музыканты получили красные кафтаны и сюртуки из зеленого сукна. А про Ксению известно, что она появлялась на публике то в зеленом, то в красном. Очевидно, в форме своего почившего супруга.

Первоначальное побуждение, которое толкнуло на путь юродства Христа ради молодую вдову Аксинью, состояло в том, чтобы умолить Бога простить и помиловать Андрея Петровича, умершего внезапно, без покаяния, без церковного Причастия. Она вся была проникнута любовью к мужу, имела надежду принять на себя тяжесть его нераскаянных грехов.

Через некоторое время с Петроградского острова Ксения перебралась на остров Васильевский, где в то время возводилась церковь в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы на одноименном кладбище. По ночам, втайне от жителей, юродивая носила кирпичи на постройку храма. Предположительно земной путь блаженной Ксении окончился в 1796 году.

Еще в 40-х годах XIX века в Петербурге были живы люди, которые видели подвижницу и непосредственно с ней общались. Их свидетельства печатались в прессе, в частности в «Ведомостях Санкт-Петербургской городской полиции». Кстати, именно эти рассказы очевидцев позже легли в основу всех жизнеописаний святой блаженной Ксении Петербургской. Вот цитаты некоторых свидетельств: «Приходя за милостыней, Ксения брала только «царя на коне» (то есть одну копейку), а останавливаясь на ночлег в каком-нибудь доме или заходя в него, она, хотя очень редко и неохотно, произносила пророческие слова. Знавшие ее люди отмечали ее высокий рост, рябое лицо, мужественную походку. Сообщалось, что по внешнему виду она была дурна собой, но кротка и ласкова. Лишь однажды, когда дети дразнили ее, кидали в нее комья грязи, она позволила овладеть собой гневу».

Через некоторое время после начала такой самоотверженной, страннической жизни у Ксении открылся дар прозорливости. Он проявлялся самым неожиданным образом. Однажды Ксения навестила свою знакомую вдову Голубеву, у которой была красавица дочка семнадцати лет. Ксения любила девушку за тихий, кроткий нрав, доброе сердце. И однажды она сказала: «Ты тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее». Не смея ослушаться, и мать, и дочка поспешили через весь город в район Охты и попали на похороны. Некий молодой доктор провожал в последний путь свою жену. Уже когда народ расходился, рыдающий вдовец буквально лишился чувств на руках у подоспевших Голубевых. Так завязалось знакомство, а через год юная Голубева стала женой доктора. Они прожили вместе счастливо до глубокой старости и завещали детям свято почитать блаженную Ксению Петербургскую.

Место погребения Ксении сразу стало почитаться. В 1902 году здесь возвели часовню. После революции, в период уничтожения православных святынь, часовню долгое время не трогали. Чтобы ее защитить, некоторые из духовенства пытались представить блаженную Ксению как друга бедняков, противницу богачей. Тогда же появился обычай писать записки с обращениями к блаженной Ксении об исполнении конкретных просьб молящихся. Здесь можно встретить самые разные прошения: «Ксения, умилосерди сердце прокурора», «Ксения, помоги с жильем», «Ксения, помоги сдать экзамен».

В 1940 году часовню закрыли. В 1947 году открыли вновь. В 1962 году опять закрыли. Попытались устроить в ней сапожную мастерскую. И наконец в 1987 году снова открыли.

Замечательное событие произошло в 2016 году. Государственный Эрмитаж после реставрации выставил прижизненный портрет блаженной Ксении Петербургской. Было рассказано об истории этой удивительной картины. Еще в 1930 году известный искусствовед Федор Морозов привез портрет со Смоленского кладбища, поместил его в историко-бытовой отдел Русского музея. Перед войной, после расформирования этого отдела, портрет оказался в запасниках Эрмитажа. Лабораторные исследования позволили установить время написания портрета – конец XVIII века. И видно, что портрет почитался, за ним ухаживали. В красочном слое была обильная копоть и ожоги. То есть перед картиной стояла свеча, светильник.

Перед тем как полотно попало в музей, его неоднократно очищали от накопившейся грязи, освежали новыми красками, даже внесли кое-какие изменения в само изображение. Удивительно, обнаружилось, что в более позднее время кто-то удлинил на портрете вырез белой рубахи и прирастил Ксении плечи и прическу, сделав ее более женственной. На самом раннем слое виден контур более короткой стрижки. Очень конкретно прорисовано лицо, лик блаженной Ксении. Специалисты полагают, что портрет написан быстро, спонтанно, уверенно, за один прием, прекрасным художником. Вероятно, художник набросал черты Ксении, пока она сидела. Портрет предельно индивидуален, это не фантазия, не обобщение. Глаза художника явно видели того, кого он изобразил. Благодаря этой удивительной находке сегодня мы имеем подлинное изображение первой святой покровительницы Санкт-Петербурга, ныне известной и почитаемой во всем христианском мире.

Своим подвигом юродства ради Христа, добровольного безумия блаженная Ксения напоминала жителям города, могущественной европейской столицы, о бренности земного существования, о смерти, грядущем Суде Божием, духовных добродетелях, о любви ко Христу, заботе о ближнем.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 06:15
  • Воскресенье, 28 апреля: 15:15
  • Воскресенье, 05 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать