Известно, что путь духовного развития Григория был непростым. Подростком Григорий несколько охладел к Церкви Христовой, готовился к светской карьере. Эмилия была очень огорчена и буквально вымолила своего сына для Церкви. Хороший пример для современных мам, горестно переживающих о том, что их любимые детки, повзрослев, забывают храм Божий.
Некий чудесный случай все исправил. Как-то весной, в день памяти сорока Севастийских мучеников, мать уговорила Григория идти на службу. Он неохотно зашел в церковь, но как только мать отвернулась – незаметно вышел и лег спать в ближайших кустах. Вдруг сонное видение потрясает Григория. Ему снятся мученики, которые грозно обличают нерадивого подростка. Видение было настолько сильным, что юноша возвращается к церковной жизни.
Григорий Нисский был также близким другом святителя Григория Богослова. Василий и оба Григория получили великолепное по меркам античной Греции образование. Отметим, что в богословских творениях Григория Нисского наследие античной литературы проявляется с особой силой. В его работах легко узнаются ссылки и аллюзии на Гомера, Эсхила, Еврипида, Платона, Аристотеля и других. И Григорий Богослов в одном из писем даже укоряет своего друга, что тот уж слишком увлекается светским искусством и языческой философией и более похож на ритора, а не на христианского проповедника.
В 372 году Василий Великий поставил брата Григория епископом небольшого городка Ниссы. Григорий был помощником старшему брату главным образом в сфере богословия. Он преуспел в теологической полемике, которая активно велась в то время. Василий умер в 379 году, и Григорий принялся дописывать не законченные братом богословские произведения.
Святитель Григорий Нисский высказал немало ценных мыслей, которые легли в основу учения о Боге, Святой Троице, воплощении Сына Божия, об искуплении, церковных священнодействиях, природе человека.
Григорий великолепно раскрыл суть христианского учения о человеке. Глубокое понимание психологии позволило ему говорить о бесконечности человеческого движения к совершенству. Он писал, что жажда познания Бога бесконечна, потому что Бог бесконечен. Человек должен постоянно находиться в подвиге, ежедневно совершать духовный труд, понуждать себя к праведности и добрым делам. Душа человека так устроена, что нельзя останавливаться, нельзя расслабляться в духовной жизни. Остановка в пути к добродетели становится началом движения к пороку. Познание Бога возможно уже через наблюдение за устроением видимого мира природы. Видимая во Вселенной премудрость позволяет судить о премудрости единственного Художника, Творца, Который все сотворил. Но еще важнее увидеть Бога в самом себе, в душе своей. А для этого она должна быть чиста и зеркальна, отражать Божественное совершенство. Ибо чистота, бесстрастие, отчуждение от всякого зла и есть Божество. Если все это есть в тебе, то, без сомнения, – в тебе Бог.
Сегодня часто можно услышать такие наивные рассуждения: мне не нужна религия, не нужна Церковь, потому что Бог – во мне. И это сущая правда в том смысле, что Бог в тебе. Но если Бог в тебе, то неужели ты, разумный человек, не хочешь в этом ясно и конкретно убедиться? Неужели в тебе нет желания, чтобы Бог с тобой заговорил? Дал тебе какой-нибудь конкретный знак? Сам непосредственно тебя чему-нибудь научил? Разумному человеку так естественно быть последовательным в своих рассуждениях и в своих действиях.
Душа должна собраться, сосредоточиться в себе, прийти в себя. Прийти в себя – значит прийти к Богу. Григорий убежден, что сделать это можно только на путях религиозной жизни, в духовном подвиге. Молитва, пост, непрерывное ограничение себя в своих желаниях и страстях помогают прийти к Богу. Не знать что-либо о Боге, но иметь в себе Бога – это и называется блаженством, уточняет Григорий Нисский.
Духовную жизнь человека он уподобляет восхождению пророка Моисея на гору Синай. Вновь и вновь он призывает каждого христианина к движению, к подвигу. Он пишет: «Кто восходит, тот, конечно, не стоит; и кто стоит, тот не восходит». Но восходит тот, кто тверд и непреложен в добродетели».
Через полтора тысячелетия после Григория Нисского русский праведник, преподобный Оптинский старец Амвросий будет простыми словами наставлять приходящих к нему в келью тульских, калужских крестьян: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, – чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх, а мы как заляжем на землю, так и встать не можем». Другой язык, иные образы, а ведь сказано о том же самом.
Подобно Василию Великому и Григорию Богослову, Григорий Нисский – настоящий христианин-интеллектуал. В своих произведениях он воспевает гимн человеческому разуму. Когда читаешь эти строки, то убеждаешься в том, что несправедливо и просто глупо обвинять Церковь в принижении науки и учености. Григорий утверждает, что от Бога человеку дается некая естественная сила разума, дар слова, а мы уже сами делаем дом, скамью, меч, плуг и вообще все нужное для жизни. Возможности слова и разума реализуются человеком совершенно свободно в различных областях. Например, человек свободно творит, изобретая язык, общение. Различным народам, утверждает Григорий Нисский, языки не спускаются с небес как готовый продукт. Бог не управляет непосредственно каждым движением созданных им людей. Бог не выдумывает слова, имена, понятия. Слова, звуки, выраженные в них понятия творят люди, творят их силою данного им мышления. Творческая сила мысли способна совершать открытия, познавать мир. Искусство рассуждать, искусство исследовать – все это важные, неотъемлемые способности человеческого мышления, которые необходимо всячески развивать, упражняясь в философии и познании мира.
Высокое учение о достоинстве человека побуждает Григория Нисского намного опередить свое время. В своих проповедях он выступает против института рабства как такового. Вот цитата: «Приобрел себе слуг и служанок. За какую, скажи мне, цену? Какое из существ нашел ты равноценным этому роду? Какой монетой оценил разум?.. Поэтому естества нашего не поработит и Бог, Который призвал в свободу нас, самовольно поработившихся греху. Если же Бог не порабощает свободного, кто владычество свое поставил выше Божия?»
Актуально произведение Григория Нисского «Против учения о судьбе», которое построено в форме диалога христианского епископа с язычником-астрологом. Трезвая оценка окружающего мира приводит Григория к полному отрицанию нелепых астрологических учений. В своих рассуждениях он пишет: «Удивительно, но до сих пор живет заблуждение, будто бы если точно взят ими час рождения происшедшего на свет, предсказывают всю по порядку жизнь родившегося: время, род жизни, свойства нравов, опасные случаи, супружество, чадородие, удачу в получении чинов или, наоборот, бездетность, болезни, незанятость, краткость жизни и бедствия бедности…»
Но как можно неодушевленные, несвободные, всегда движущиеся непостоянные небесные тела ставить выше человеческой учености, рассудка, человеческого стремления к праведной жизни? Человек, носящий в себе образ Божий, ставится в зависимость от гороскопа, от карты звездного неба – какая нелепость! Если планеты и звезды оказывают влияние на человеческие судьбы, то теряют всякое нравственное содержание поступки человека. Ведь достоинства личности проявляются, когда она свободно удаляется от зла и выбирает благое. А получается, что слепая судьба, рок двигают человеком. В таком случае где правда? Где благочестие? Где святость? Для язычников-астрологов все эти понятия становятся бессмысленными. А значит, астрология объективно направлена ко злу, ведь всякое умаление добра есть зло. С помощью астрологии демоны отвращают людей от Бога, делает вывод Григорий Нисский.
Он переживет и своего брата Василия, и друга Григория Богослова и окончит земную жизнь почти в шестидесятилетнем возрасте, в 394 году от Рождества Христова.
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!