Воскресные беседы. Евангелие от Матфея, глава 14. Хождение по воде

20 августа 2023 г.

– В нынешний воскресный день в православных храмах за богослужением читается текст 14-й главы Евангелия от Матфея. Мы вспоминаем следующий эпизод: наш Спаситель Господь Иисус Христос, накормив людей, которые пришли послушать Его проповедь в достаточно пустынном месте, на берегу Генисаретского озера, понудил Своих учеников войти в лодку и отправиться на другую сторону. Отпустив народ, Христос взошел на гору помолиться наедине и вечером оставался там один. А лодка с учениками была уже на середине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.  В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущим по морю, встревожились и говорили: «Это призрак» – и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: «Ободритесь: это Я, не бойтесь». Петр сказал Ему в ответ: «Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». Он же сказал: «Иди». И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав тонуть, закричал: «Господи! Спаси меня!» Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: «Истинно Ты Сын Божий».  (Мф. 14, 29–33).

В Евангелии часто упоминается Генисаретское озеро, по-еврейски Кинерет. Оно находится в северо-восточной части современного Израиля, глубоко в долине, это самое низкое пресноводное озеро на земле. Иногда его называют Тивериадское озеро, по имени города Тиверия на побережье, основанного во времена римского императора Тиберия. Или Галилейское море, по названию Галилеи, исторической области, которую озеро ограничивает с востока.

Озеро богато рыбой, тилапией, сегодня ее там называют Петрова рыбка, поэтому на его побережье издавна селились рыбаки.

Для апостолов Петра, Андрея, некоторых других учеников Христовых это были практически родные места. Петр держался здесь свободно и уверенно. Озеро достаточно широкое, достигает в ширину 11 километров. Но очевидно, что лодка с учениками двигалась к другому берегу в более узком месте. Уже в начале повествования евангелист Матфей подчеркивает, что Христос понудил, а точнее заставил учеников занять место в лодке без Него. Речь идет даже не о лодке, а о небольшом корабле, по-гречески πλοίο. Двенадцать человек, мы понимаем, в лодке бы просто не уместились. Наверное, это было какое-то рыболовецкое судно.

Очевидно, что апостолы не хотели оставлять своего Учителя, хотели быть рядом с Ним, но Он, по всей видимости, желал молиться Богу Отцу в полном одиночестве, на пустынном берегу, и настоял, чтобы ученики переправлялись на другой берег без Него.

Мы нередко видим, что Христос молится. Нужно понимать: Его молитва отличается от молитвы человеческой, ведь Он обладает Божественной природой. В молитве Христос – Посредник между Богом Отцом и людьми. Иисус обращается к Отцу как Его единородный Сын, мы же обращаемся к Богу Отцу через Христа.

Эта молитва продолжалась достаточно долго, корабль с учениками достиг середины озера. Уже давно стояла ночь, уже скоро должен был забрезжить рассвет. Ночь делилась у евреев на четыре части, так называемые четыре стражи. Последняя, утренняя стража – это три часа непосредственно перед рассветом.

Каждый, кто нес в армии караульно-постовую службу, прекрасно знает, как тяжело в эти предрассветные часы бывает бороться со сном. Сильный ветер бил в лодку. В тексте Евангелия стоит очень эмоциональный греческий глагол – basanidzo, что означает «мучить, подвергать пытке». Ветер как бы мучил этот корабль, который был абсолютно беспомощным перед ветром и бьющими в борт волнами.

Ученики теряли силы, борясь со сном и непогодой. Далее – новое потрясение. На них по волнам надвигается, как им кажется, некий призрак. От усталости они не сразу понимают, кто это. Апостолы пришли в смятение, даже закричали. Но Христос тотчас обратился к ним со словами: «Это Я, не бойтесь». И вот здесь происходит замечательный эпизод. Петр, уверившись в том, что по волнам к ним движется Сам Учитель, внезапно порывается к Нему навстречу. Что же его побудило совершить этот безрассудный по человеческому разумению поступок? Единственное – любовь и доверие к своему Учителю. Это был внезапный и естественный порыв любви. Изо всех святоотеческих толкований этого евангельского текста лучшее, без сомнения, принадлежит святителю Иоанну Златоустому. Прочитаем его: «Видишь ли, сколько жара, сколько веры – хотя Петр оттого и подвергается часто опасностям, что домогается чрезмерного. Так и здесь он просил слишком многого: впрочем, из одной любви… Не сказал: вели мне идти по волнам; но что говорит? Повели мне прийти к Тебе. Никто не любил столько Иисуса… Он обнаруживает в себе не одну любовь, но и веру. Петр был уверен, что Иисус может не только Сам ходить по морю, но вести и других».

Выйдя из лодки, Петр пошел по воде. Он шел к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав тонуть, закричал: «Господи, спаси меня!» Иисус удерживает Петра на водах. В тексте стоит греческий глагол, который буквально означает: подхватил. Иисус подхватил утопающего Петра, задержал его на воде.

Завершается евангельский рассказ исповеданием Божественного достоинства Христа Спасителя. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. (Мф. 14, 33) Если строго следовать тексту, то под поклонением здесь нельзя понимать простой поклон головы или даже поясной поклон. Словом «поклонились» переведен греческий глагол, который буквально означает «упали ниц». Такое поклонение, проскинезу, принято было в те времена оказывать одному только Божеству.

В связи с этим прочитанный текст можно толковать и в таком символическом смысле: корабль, в котором находятся ученики, есть образ всей Христовой Церкви, общества верующих во Христа людей. Все мы совершаем свое путешествие по бурным волнам житейского моря, ежечасно подвергаемся искушениям и опасностям. Но стоит Христу взойти к нам на корабль, как буря успокаивается. Христос обладает Божественным всемогуществом. Он может единым движением отвести от нас все испытания, любые невзгоды, но не делает этого, во-первых, потому, что не желает нарушать нашей свободы, а во-вторых, чтобы испытания придали нам силы, воспитали нас, чтобы в этих испытаниях обнаружились достойные христиане, настоящие подвижники, герои, все те, кого ожидает великая награда на небесах.

В аскетической традиции Православной Церкви на хождение по водам апостола Петра часто указывают как на образ монашеского жительства. В самом деле, чтобы в точности исполнить обеты иночества, целомудрия, нестяжания, послушания, необходимо проводить жизнь, которая выше законов природы. Монашество превосходит естество, монах разрывает отношения с родственниками, умерщвляет в себе плотское начало, страсти. Для человека естественен ночной сон, но монашество устанавливает бдение; естественна свобода личности, но как только человек становится монахом, он ради Бога и духовного совершенства отдает свою волю в послушание опытному духовнику. Жизнь монаха ангельская, сверхприродная. Но разве это не хождение по водам?

И еще об одном хотелось сказать. Приходится слышать иногда и такое толкование сегодняшнего евангельского текста. Вся эта история, дескать, о силе человеческой веры. Пока мы во что-то верим – все у нас получается. И мы, подобно Петру, можем хоть по водам ходить. Как только вера в нас колеблется, ослабевает – мы терпим неудачу в практических делах. Это никакое не толкование, а полное искажение смысла Евангелия. Разве Петр-человек силой своей веры побеждает разбушевавшиеся волны? Нет, сам по себе он слабый, бессильный, он тонет. Только Тот, Кто выше естества, Бог – Повелитель моря и ветра – приходит к нему на помощь. Человек со всеми своими способностями, призрачными добродетелями – ничто, он сильный не сам по себе, а только в Боге. Он и побеждает мир только тогда, когда Сам Бог приходит к нему на помощь.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 12 мая: 06:15
  • Воскресенье, 12 мая: 15:15
  • Воскресенье, 19 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать