Первое упоминание о диакониссах встречаем в 16-й главе Послания апостола Павла к Римлянам. Апостол пишет: Представляю вам Фиву, сестру нашу, диаконису церкви Кенхрейской (Рим. 16,1). Кенхреи – это небольшое приморское селение рядом с городом Коринфом.
Документы IV столетия содержат специальные молитвы, которые прочитывал епископ при поставлении женщин в диакониссы, при этом епископ возлагал руки на голову посвящаемой. Диакониссы прислуживали в храмах, к рукоположению допускались только незамужние, овдовевшие женщины или принявшие обет девства. Подчеркиваем: диакониссы только прислуживали в храме, помогали пресвитеру, но сами не исполняли собственно священнических обязанностей, не совершали церковных таинств, Божественной Евхаристии... Обязанности диаконисс можно сравнить с обязанностями нынешних иподьяконов, да, собственно, в некоторых Поместных Православных Церквах и сегодня можно видеть подобную практику; например, в Антиохийской и Александрийской. Так что нас не должно удивлять, если на Востоке девушка надевает иподьяконский стихарь, препоясуется лентой ораря.
В Русской Церкви к иподьяконству допускаются только лица мужского пола. Но основной обязанностью диаконисс в древности была помощь епископу, пресвитеру в организации социальной, просветительской и иной деятельности. Сегодня во многих протестантских движениях, в сектах уже не проводят различия между мужчиной и женщиной в смысле церковного служения. Женщины легко там становятся и пасторами, и епископами, но это связано не с возвышением взгляда на женщину, а с умалением представлений о церковных священнодействиях и таинствах, которые зачастую сводятся в этих христианских движениях к простому ритуалу.
Церковь всегда защищала принцип полного равенства мужчины и женщины в смысле их человеческого достоинства, но обращала внимание на различие в их природе, в их телесной и душевной организации, что определяло и расположенность к разным видам церковного служения. Попытки упрекнуть православных христиан в уничижительном отношении к женщине абсолютно несостоятельны. Достаточно напомнить, как глубоко почитается в православии святая Дева Мария, Матерь Божия, более, чем все святые, более, чем все ангелы и архангелы. В Ее лице Церковь прославляет и всех женщин, которые исполняют свой материнский долг, ведь Мария – Мать нашего Господа и Спасителя.
Святая диаконисса Олимпиада – одна из самых удивительных, ярких личностей христианского Средневековья. Достаточно вспомнить о том, как ее ценил, какой сильной духовной любовью ее любил великий проповедник святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинополя. Мы имеем бесценное сокровище, целых 17 писем святителя Иоанна, направленных из ссылки диакониссе Олимпиаде.
Она происходила из аристократического рода. Отец – римский сенатор, мать – дочь того самого епарха Авлавия, губернатора, о котором упоминает, в частности, житие святителя Николая Мирликийского. Помните, Николай Угодник во сне является Авлавию и повелевает освободить неповинных, осужденных на казнь офицеров?
Девочка воспитывалась в интеллектуальной и благочестивой христианской среде, ее духовной наставницей была Феодосия, сестра епископа Амфилохия Иконийского и тетка святого Григория Богослова. А сам Григорий посвятил ей произведение – «Советы Олимпиаде», они впоследствии станут наставлениями для многих поколений православных девушек. Брат Василия Великого, Григорий Нисский, написал и посвятил ей толкование на библейскую Песнь Песней в 15 беседах.
В юном возрасте Олимпиаду обручили с сыном видного государственного деятеля Невридия, но тот внезапно умер. Олимпиада больше не предпринимала попыток выйти замуж. По смерти своих родителей она осталась наследницей огромного состояния, и все его стала раздавать церквам, монастырям, монахам-пустынножителям, больницам, приютам для убогих и странников, сиротам, вдовицам.
В диакониссы ее посвятили, когда ей было чуть больше 20 лет. В 398 году архиепископом столицы становится Иоанн Златоуст, энергичный деятель, борец за чистоту нравственности, великий проповедник. Он сразу обратил внимание на Олимпиаду и преподал ей несколько мудрых советов, в частности, относительно правильного расходования денег, чтобы их получали только те, кто по-настоящему нуждается, чтобы они шли только на добрые и полезные дела. Он пишет: «Разве не знаешь… что, быв поставлена распорядительницей в деньгах, ты подлежишь отчету?.. Для пользы нуждающихся умерь раздачу остального».
Подвижница стала ревностной помощницей святителя Иоанна. На своих землях Олимпиада устроила обитель, где проходили воспитание и подготовку к служению другие диакониссы.
Судьба Иоанна Златоуста была глубоко трагична по мирским понятиям. Обличаемого в безнравственном поведении святителя изгнала из столицы сама императрица. Златоуст умер в далекой ссылке, на территории современной Абхазии.
В Соборе Святой Софии состоялось трогательное прощание Олимпиады со своим духовным отцом. Подозвав к себе тех, кто более других был ему привержен, Иоанн сказал им: «Слушайте меня внимательно. Что касается меня самого, чувствую, что все кончено, вы не увидите более лица моего. Даю вам только одно поручение: кто-нибудь, возведенный на этот престол, будет моим преемником – покоритесь ему, как бы мне самому, ибо Церковь не может остаться без епископа».
Какое духовное подкрепление получает всякий, кто читает замечательные, трогательные письма Иоанна Златоуста из ссылки... Основная их тема – терпение скорбей, упование на Бога, пренебрежение временными страданиями ради будущего Царства Небесного.
«Страшнее всех бедствий, страшнее смерти, – пишет Златоуст, – уныние. Оно – вершина всех несчастий, уныние тягостнее и мучительнее всяких страданий… но тот, кто его безропотно терпит, – получает великое воздаяние. Чем более велик подвиг – тем больше и венец, и блистательнее награды».
Находясь сам в предсмертном борении, Иоанн Златоуст делает все, чтобы утешить Олимпиаду. «Я получаю большое утешение от твоих писем, — потому что это знаю и я; пиши, что получаешь такое утешение, какое я хочу, что не смущаешься, не плачешь, а проводишь жизнь в спокойствии и радости».
Златоуст не знал, какие страшные испытания обрушились на саму праведницу после его изгнания. Из писем видно, что до самой смерти он полагал, что Олимпиада имеет какое-то влияние при императорском дворе. А между тем власти стремились расправиться со всеми, кто пользовался некогда особым доверием опального архиепископа. Вскоре в храме Софии Константинопольской случился пожар, и следствие обвинило в поджоге диакониссу Олимпиаду. Историк Созомен пишет: «Когда Олимпиада была приведена на судилище, то на вопрос префекта, зачем зажгла она церковь, отвечала: “Не такова цель моей жизни; напротив, огромное свое состояние употребила я на обновление храмов Божиих”».
Много раз ее привлекали к суду, ее стыдили, унижали, рвали на ней одежду; несмотря на ее очевидную невиновность и невозможность доказать то, чего не было в действительности, ее не оправдали.
Не совсем ясно, как было сформулировано окончательное обвинение, но в 405 году Олимпиаду сослали, подвергли заточению в городе Никомидии, в ста километрах восточнее Константинополя.
Родственница царей, любимица столицы, одна из богатейших женщин империи, великая благотворительница, праведница – она была поругаема, оскорбляема, опозорена, беззащитна перед напором злобы и клеветы.
Через 20 месяцев после смерти Иоанна Златоуста, 7 августа 409 года, святая Олимпиада предала свою бессмертную душу в руки Господа.
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 6 мая 2024 года
Церковный календарь 6 мая. Преподобная София (Хотокуриду)
Евангелие 6 мая. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия
Читаем Апостол. 6 мая 2024
День ангела. 6 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!