Воскресные беседы. Блаженный Андрей Симбирский

15 декабря 2024 г.

− Десятого декабря − день памяти святого блаженного Андрея Симбирского, одного из наиболее почитаемых святых Среднего Поволжья. В 1648 году, по приказу царя Алексея Михайловича, боярин Богдан Матвеевич Хитрово, видный государственный деятель той эпохи и весьма благочестивый христианин, построивший много храмов, основал новую крепость, расположенную в живописном месте, где сближаются русла двух рек − Волги и Свияги. Крепость получила название Синбирск, став частью засечной системы укреплений для обороны границ царства.

Городок стал быстро расти. В XVIII веке его стали называть более благозвучно − Симбирск. В настоящее время официальное название города − Ульяновск, но хотелось бы надеяться, что недалек тот день, когда Симбирску вернут его историческое название.

Здесь проживает население, образованное из смешения различных этносов: древних булгар, славян, кипчаков, финно-угорских племен. В Синбирске, сразу после его основания, стали строить собор в честь Святой Троицы. Основали два православных монастыря − Успенский мужской и Спасский женский. А через 20 лет после основания город столкнулся с первым серьезным испытанием и с честью его выдержал. В сентябре 1670 года сюда подошли полчища разбойника атамана Степана Разина. Они овладели частью городского посада, разорили и сожгли Успенский монастырь, убили немало представителей знати. О Разине активно распространяли слух, что он, дескать, был заговоренный, никакая пуля его не брала.

Во время осады духовенство устроило крестный ход по крепостным стенам Синбирска. Во главе процессии шел священник с крестом из Троицкого собора. Этот крест представлял собой реликвию, это был дар царя Алексея Михайловича. Местное предание рассказывает, что, увидев шествие, Степан Разин возмутился, выхватил у одного из казаков ружье и со словами: «Крестом Разина не взять!» − выстрелил в крест. И как выстрелил, так весь своей кровью облился, испугался и побежал.

Действительно, в октябре в нескольких верстах от Синбирска Разин был разбит царским войском. Исход сражения решила смелость воеводы Юрия Никитича Барятинского, лично возглавившего фланговую атаку царской конницы на войско мятежников.

Шестого июня 1812 года в благочестивой православной купеческой семье Симбирска родился выдающийся писатель Иван Александрович Гончаров. Десять лет он провел в родном доме, в котором сегодня устроен замечательный историко-мемориальный центр − музей Гончарова. Писателя всегда будет тянуть на родину. Он не раз возвращался сюда, в Симбирск; правда, не мог оставаться в нем подолгу, уже вскоре стремился вернуться в столицу и говорил, что родной город производит на него дремотное впечатление. Однако именно в Симбирске родился замысел глубокого произведения Гончарова − романа «Обрыв». В нем читаем, как однажды герой романа, Райский, буквально онемел перед лежащим перед ним пейзажем. Цитирую: «Какие виды кругом! Волга задумчиво текла в берегах, заросшая островами, кустами, покрытая мелями. Вдали желтели песчаные бока гор, а на них синел лес; кое-где белел парус, да чайки, плавно махая крыльями, опускаясь на воду, едва касались ее… С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой − широкие поля, обработанные и пустые, овраги, и все это замыкалось далью синевших гор».

Примечательно, что в доме Гончарова сегодня висит портрет блаженного Андрея. Действительно, в начале XIX века в Симбирске его знали абсолютно все. Гончаров упоминает в своих письмах о блаженном Андреюшке. Можно сказать, что под молитвенным покровом Андрея прошло раннее детство писателя. Возможно, молитвы блаженного предопределили глубокую церковность Гончарова, которую он проявил уже на склоне своих лет, будучи постоянным прихожанином Пантелеимоновской церкви Петербурга.

Друг писателя, выдающийся юрист и оратор Анатолий Кони, свидетельствовал, что Господь в особом видении открыл Гончарову час его кончины, что бывает только в жизни праведников.

Блаженный Андрей Ильич Огородников родился в 1763 году. Родители его были очень набожны, воспитывали троих детей в вере и благочестии. Сообщается, что с раннего возраста Андреюшка вел себя очень странно. Он практически ничего не ел, не обращал внимания на одежду, был молчалив. Но главное − практически не отходил от храма, Спасо-Вознесенского собора. Можно было заметить, как праведник молится у стен собора всю ночь, даже зимой. Иногда его видели буквально ползающим возле ограды храма и целующим низенькие столбики ограды.

Первоначально не понимали, какой праведник явился в городе, сильно его обижали. Но Андрей, кротко потупив взор, опустив голову, переносил все насмешки, издевательства и побои. Вскоре сформировался очень яркий, узнаваемый образ блаженного Андрея, без которого уже невозможно было представить жизнь православного Симбирска. Более полувека Андреюшка был здесь всеобщим любимцем, утешителем, можно сказать, душой и ангелом-хранителем города. Он ходил в специально сшитых для него длинных рубашках, не надевал ни обуви, ни головного убора. Даже зимой ходил, а большей частью бегал по улицам босой. Если он стоял на месте, то, как правило, раскачивался подобно маятнику. Употреблял в пищу лишь хлеб, разваренные сухие ягоды, по праздникам − чай с медом. Общался обычно при помощи отдельных жестов и звуков. Спал всегда очень мало, на досках или на голом полу, ничего не подкладывал под голову.

Странные на первый взгляд поступки блаженного Андрея со временем приобретали важный смысл. Из уст в уста передавались совершенно чудесные рассказы. Например, однажды он вытащил кляп из бочонка с маслом в лавке торговца. Таким образом Андрей уберег людей от смертельной опасности, потому что в опустевшем бочонке нашли мертвую змею.

Блаженный хватал руками раскаленный металл, целовал кипящий самовар, обливался кипятком, но все это не причиняло ему ни малейшего вреда. Он пророчествовал особыми знаками. Бывало, ложился на чьей-то постели со скрещенными на груди руками – и это означало скорую смерть человека.

Есть сведения, что о святости Андрея свидетельствовал великий подвижник нашей Церкви преподобный Серафим Саровский. Саровская пустынь находится в 300 километрах от Симбирска.

Блаженный Андрей окончил свою наполненную лишениями жизнь 10 декабря 1841 года. Всеобщее горе наполнило Симбирск. В жилище, где проживала сестра праведника по имени Наталья, пять дней шел народ, чтобы проститься с усопшим. На отпевание собрался весь город, за исключением только тех, кто не мог двигаться по болезни. Люди шли со скорбью. И вспоминают, что с затаенным страхом.

Исторические факты свидетельствуют, что в период земной жизни Андреюшки более 50 лет в Симбирске не было никаких крупных пожаров. Упоминается только об одном незначительном пожаре 1828 года, когда горели документы в архиве. Люди были уверены: пока Андреюшка жив, не будет у них пожаров. И действительно, через несколько месяцев после смерти Андрея произошло большое несчастье, большой пожар. Сгорел Мясницкий мост, несколько улиц, в том числе вся Лосевая улица (ныне улица Федерации). И регулярные разрушительные пожары возобновились в Симбирске.

Блаженного Андрея похоронили на кладбище Покровского монастыря. Уже в начале 1850-х годов вышли биографические заметки о святом Андрее. Их автором стал ректор Симбирской духовной семинарии будущий епископ Ревельский Герасим (Добросердов).

В советское время православный Симбирск практически сровняли с землей. Еще бы! Ведь здесь родился вождь мировой революции, тот самый, что увлек страну в пропасть с обрыва, о котором пророчески писал Гончаров. Лишь в 1990-е годы было обнаружено место захоронения блаженного Андрея. Он был торжественно причислен к лику святых. С 2015 года его святые мощи покоятся в восстановленном Вознесенском кафедральном соборе Симбирска.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 16 февраля: 06:15
  • Воскресенье, 16 февраля: 15:15
  • Воскресенье, 23 февраля: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X