Воскресные беседы. Благовещение Пресвятой Богородицы

6 апреля 2025 г.

В студии епископ Каскеленский Геннадий.

В календаре Православной Церкви 7 апреля один из самых светлых и ожидаемых праздников, Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Практически всегда он выпадает на период Великого поста. Самые строгие монастырские уставы предписывают в этот день вкушение блюд из рыбы, то есть допускается существенное послабление поста.

В народном календаре Благовещение один из ключевых праздников. Его помещали в один ряд с Пасхой. В традиционной культуре в этот день запрещалась всякая работа. «На Благовещение птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», − говорили в народе. А некоторые добавляли, что кукушка не имеет своего гнезда в наказание за то, что пыталась свить гнездышко на праздник Благовещения.

Считалось, что в этот день проходит граница между теплым и холодным периодами года. На Благовещение вся земля пробуждается от зимнего сна, выходят на свет Божий земноводные, насекомые, медведь встает из берлоги, в воздухе присутствует какая-то особая радость духовного освобождения. Существует обычай на Благовещение по окончании церковной службы прямо с крыльца храма отпускать на волю птиц.

А в чем же богословский смысл этого чудесного весеннего праздника? Его сюжет содержится в первой главе Евангелия от Луки. Как мы знаем из церковного Предания, отроковица Мария, чье появление на свет у престарелых родителей Иоакима и Анны стало явным чудом Божиим, была отдана на воспитание в Иерусалимский храм. Родители Ее вскоре скончались, и позже Марию отдали под опеку уже немолодому плотнику Иосифу, который стал Ее названым мужем, а по сути, хранителем Ее девства. 

Мария и Иосиф поселились в Назарете. Иногда Марии, которая при храме была обучена шитью священнических и богослужебных облачений, поручали новую работу.  В очередной раз Ей выпал жребий соткать для храма пурпурную завесу. Вот за этим рукоделием, по преданию, и застал Ее Архангел Гавриил. 

Далее читаем Евангелие: Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Итак, событие Благовещения отмечается ровно за 9 месяцев до Рождества Христова. Мы вспоминаем, как Архангел Гавриил возвестил Деве Марии о будущем рождении от Нее по плоти Господа Иисуса Христа. Собственно, слова архангельского приветствия: «Радуйся, Благодатная!»  и стали благой вестью, первой благой вестью от Бога человечеству. Эта благая весть означала скорое освобождение человека, освобождение от греховного и смертного плена.

История человечества от Адама до Благовещения представляет собой печальную повесть: отказ Адама исполнять волю Божию, грехопадение, потеря связи с Богом, пребывание во тьме языческих заблуждений и беззакония, отсутствие понятия об истинном богопочитании, неспособность человека своими силами вырваться из греховного плена В ветхозаветную эпоху Бог говорит с человеком как с рабом, языком угроз и наказаний, Он внушает ему страх и трепет. А в описании события Благовещения несколько раз встречается слово «благодать». Ветхий Завет практически не знает такого понятия. Только в Книге пророка Захарии содержится таинственное предсказание, относящееся ко времени прихода на землю Мессии: И излию на дом Давидов, и на живущия во Иерусалиме дух благодати и щедрот. А в других текстах Ветхого Завета, если славянский переводчик использует слово «благодать», то передает им еврейское «хэн», то есть благосклонность, расположение Бога к какому-то конкретному человеку.

И действительно, Бог был расположен к некоторым праведникам Ветхого Завета – Аврааму, Моисею, Давиду, и то не всегда. Благодать Божия так, как она понимается в Новом Завете, была недоступна ветхозаветным праведникам. А в Новом Завете понятие благодати – одно из самых главных, ключевых.  Благодать – это сила и энергия Божества, которая изливается в мир через Иисуса Христа. Это дар Божий людям, с которыми Бог благоволил примириться посредством искупительной жертвы Иисуса Христа на Голгофе. Благодать – это сила, которая освобождает человека от власти над ним дьявола, освобождает от страха смерти, возвышает, обоживает человека. 

И в день Благовещения мы становимся свидетелями того, как все болезни, несчастья, которые навлек на себя человек преступлением Адама, уничтожаются предвкушением благодатной радости, о чем и возвещает Марии Архангел Гавриил: «Радуйся, Благодатная!» Ангел приносит Марии извещение о чудесном зачатии и рождении Сына. Как же Мария реагирует на эту весть? Она послушно отвечает Ангелу: Се, Раба Господня, буди мне по глаголу твоему. Стоит вдуматься в смысл этих слов Марии. В них выражено Ее послушание, согласие, Ее смирение перед волей Божией. Благодаря согласию Марии сразу после Благовещения на земле начинает разворачиваться величественная драма спасения рода человеческого.

В православном богословии существует представление о том, что воплощение Сына Божия было реализацией предвечного Божественного замысла о спасении человеческого рода. Еще прежде, чем сотворить мир, Бог предвидел человеческое грехопадение. Поэтому Бог заранее предусмотрел и спасение человечества.

Соединение Божественного и человеческого естества в Богочеловеке Иисусе Христе, искупление Иисусом Христом человечества через крестную смерть, воскресение из мертвых – все это не что иное, как этапы нашего спасения.

Идея о спасении человечества есть главнейшая часть общего замысла Бога о Своем творении. Конечно, спасение есть дело Бога. Но вдумаемся: спасение человека это еще и результат свободного волеизъявления Девы Марии. Без согласия Марии, без высказанного Ей доверия, без Ее стремления послужить делу Божию, стать орудием Бога план Бога по спасению человека так и остался бы неосуществленным.

В Благовещении явлен принцип соработничества воли Бога и воли человека. Бог никогда не действует без согласия человека, Бог не навязывает человеку Своей воли, Он ждет свободного человеческого согласия. Богу было угодно, чтобы Пречистая Дева Мария родила Богочеловека Иисуса Христа свободно, по Своей доброй воле.

Один из самых древних и ценных экспонатов Государственной Третьяковской галереи в Москве – икона Устюжская «Благовещение». Ее написали в новгородских землях почти тысячу лет назад. В начале XII века царь Иван Грозный перенес святыню из Новгорода в Москву. На этой иконе Архангел Гавриил и Пречистая Богородица стоят друг напротив друга. Покорно склонив голову, Мария слушает Гавриила. На первый взгляд ничего необычного. Но если присмотреться, на груди Девы Марии можно различить изображение Богомладенца Иисуса Христа. Этот образ прямо говорит о том, что именно с Благовещения начинается земная жизнь Христа. Именно в этот момент происходит вочеловечение Сына Божия. На Богомладенце набедренная повязка багряного цвета. С такой же повязкой Христос обычно изображается на Голгофе в минуту крестных мук. По сути, на иконе запечатлена вся история нашего спасения. В молитве праздника Благовещения мы так и поем: «Днесь спасения нашего главизна». То есть «начало».

Немало храмов в Православной Церкви воздвигнуты и освящены в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Очень часто именно Благовещенскую церковь воздвигали первой, в самом начале строительства нового города. Сегодня Благовещенский храм Московского Кремля считается древнейшим храмом российской столицы. А в Казахстане уже в 1990-х годах был построен прекрасный Благовещенский собор в Павлодаре.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 18 мая: 06:15
  • Воскресенье, 18 мая: 15:15
  • Воскресенье, 25 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X