Земная жизнь Сергия окончилась в 1392 году, он был похоронен в самой Троицкой церкви основанного им монастыря, в церкви, которую срубил из дерева своими руками. В 1408 году Сергиеву обитель сожгли татары, но монахи укрылись в лесах, спасли наиболее ценную церковную утварь, книги, иконы.
Конечно, монастырь восстанавливали на первоначальном месте. В 1411 году заново построили Троицкий храм, затем решили строить новый храм, уже каменный, но перед этим, воодушевленные чудесами, совершающимися у могилы святого, растущим почитанием святого Сергия в народе, монахи во главе с игуменом Никоном решили открыть его мощи.
На открытие мощей прибыл многочисленный сонм духовенства, приехал почитатель святого Сергия – князь Юрий Звенигородский, сын Дмитрия Ивановича Донского. В литературном источнике XV века, автором которого является серб по происхождению, но долго живший на Руси Пахомий Логофет, читаем: «Когда Священный Собор открыл чудотворный гроб… все увидели чудное и умиления достойное зрелище: не только честное тело святого сохранилось целым и светлым, но и одежда, в которой он был погребен, оказалась целой, совершенно не тронутой тлением. …Увидев это, все прославили Бога, ведь тело преподобного, столько лет находившееся во гробе, сохранилось невредимым».
Некоторое время гроб с мощами стоял в деревянной церкви, а после освящения белокаменного Троицкого собора был перенесен туда. Этот храм доныне остается духовным центром Сергиевой лавры, одним из главных мистических центров мирового православия. В 1585 году мощи переложили в новую серебряную раку, в которой они почивают и по сей день. К мощам не иссякает поток людей, паломников и туристов, многие из них реально ощущают духовную силу преподобного. Некоторые приходят просто для того, чтобы почтить его память.
Бог сохранил эту святыню от всех угроз, всех опасностей. Пожалуй, самая большая из них подстерегала мощи в период гонения на Церковь после революции. Большевизм боролся с Церковью всегда, с первых дней Октябрьской революции и вплоть до 1990 года, времени принятия нового закона о свободе вероисповедания.
Мне еще памятны яростные выступления в печати 1980-х годов против возвращения храмов в Петербурге. Памятна такая цитата из «Комсомольской правды»: «Давайте вспомним, что Ленин… решительно отвергал любые проявления «кокетничанья с боженькой», характеризуя их как «невыразимейшую мерзость», заодно относя эту характеристику ко «всякой религиозной идее, всякой идее о всяком боженьке». Это не агитка 1930-х годов, это статья из «Комсомольской правды» за июль 1986 года.
Одним из первых мероприятий на заре советской власти стала кампания по вскрытию и уничтожению святых мощей. 20 июля 1920 года Совнарком примет ужасающее постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе», в котором была сформулирована цель: полностью ликвидировать варварский пережиток старины, каким является культ мертвых тел. Сколько же святынь мы тогда потеряли безвозвратно! А каждая сохраненная святыня – это, конечно, явление особого Божественного Промысла.
Примечательно, что через четыре года после этого постановления сами большевики возродят по-настоящему варварский культ мертвого тела на Красной площади. А благодатные мощи святого Сергия Радонежского будут спасены в результате практически тайной операции, которую подготовят и осуществят верующие, почитатели великого православного старца.
Еще в феврале 1919 года священник Павел Флоренский, выдающийся ученый, к мнению которого некоторые большевики относились с большим уважением, попытался защитить святые мощи Сергия Радонежского. В специально изданной брошюре он писал: «Чтобы понять Россию, надо понять лавру, а чтобы вникнуть в лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым еще при жизни».
Святейший патриарх Тихон направлял письма Ленину с просьбой не касаться мощей Сергия, но безрезультатно. Мощи были вскрыты с беспрецедентными мерами безопасности, тогда их не забрали, испугались народного гнева. Готовые взяться за вилы и топоры, простые верующие люди заполнили всю площадь у стен монастыря. Через некоторое время Флоренский вместе с искусствоведом Юрием Александровичем Олсуфьевым и другими единомышленниками сумели вынести главу преподобного Сергия из лавры, и на его место положили череп князя Трубецкого, захороненного там же, под Троицким собором.
Об обстоятельствах сокрытия мощей отец Павел составил записку на древнегреческом языке, будучи уверенным, что большевики не обратят на нее внимания, и сохранял ее в своем молитвослове.
Почти четверть века честная глава Сергия Радонежского совершала свое тайное паломничество по Подмосковью. Из чувства благоговения те верующие, которые переносили эту святыню, всегда стояли, отказывали себе в возможности присесть, даже когда ехали в пригородном поезде. Большей частью передвигались пешком.
Мощи преподобного Сергия хранились зарытыми в землю во дворе частного дома, их прятали в алтаре тогда еще открытого Владимирского храма, неподалеку от города Лобни. В период Великой Отечественной войны они находились практически на линии фронта, под Москвой. Наконец, главу преподобного скрывали в московской квартире. И лишь после возобновления богослужений в Троице-Сергиевой лавре ее передали Святейшему патриарху Алексию, который вернул святыню на историческое место.
Неугасимая лампада у мощей преподобного Сергия будет гореть до тех пор, пока народ будет сохранять его заветы: хранить православную веру.
Сегодня можно вспомнить и о том, что преподобный Сергий – один из самых почитаемых святых православными жителями Казахстана. На земле Казахстана в его честь не только строили храмы, но и называли целые поселения. Мы можем вспомнить порядка десяти сел с названием Сергиевка, город Сергиополь. В Сергиопольской церкви отпевали Артемия Ивановича Гейбовича, капитана, командира роты Семипалатинского гарнизона, где служил Федор Михайлович Достоевский после отбытия каторги. Он создал первый в мире музей Достоевского, основанный на материалах, полученных в дар от великого писателя.
Сегодня храмы в честь преподобного Сергия открыты в поселке Ащубулак под Алма-Атой, поселке Тобол Костанайской области, под Карагандой, в Атбасаре Акмолинской области, в Сергиевке Северо-Казахстанской области. В новом Алма-Атинском храме в честь князя Владимира правый придел также освящен в честь преподобного игумена Сергия.
В 2014 году памятник Сергию Радонежскому был установлен в столице Казахстана, рядом с Успенским кафедральным собором, перед зданием духовного центра Православной Церкви.
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 6 мая 2024 года
Церковный календарь 6 мая. Преподобная София (Хотокуриду)
Евангелие 6 мая. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия
Читаем Апостол. 6 мая 2024
День ангела. 6 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!