Воскресные беседы. 350 лет Петру I

11 июня 2023 г.

В студии епископ Каскеленский Геннадий.

– В 1672 году, в ночь, когда в православных храмах совершались богослужения, посвященные сирийскому подвижникуIV столетия преподобному Исаакию Далматскому, в Москве родился будущий всероссийский император Петр Великий. Благодаря этому событию святой Исаакий стал широко известен в Русской Церкви, а посвященный ему собор – главным храмом России и одним из выдающихся религиозных сооружений мировой архитектуры. Мы не можем оставить без внимания эту дату и сегодняшнюю передачу посвятим личности одного из самых выдающихся правителей континента Евразии за всю его историю.

Именно в праздник Святой Троицы, в 1703 году, в устье реки Невы Петр Первый заложил крепость, которая стала первым строением его любимого детища – блистательного Санкт-Петербурга.

О религиозных воззрениях и церковной политике императора Петра сказано очень много, причем авторитетные церковные деятели, многие из которых причислены к лику святых, давали деятельности Петра иногда прямо противоположные оценки.

23 октября 1917 года архиепископ Иларион (Троицкий), будущий священномученик, произнес на Поместном Соборе Русской Церкви свою знаменитую речь, которая стала тогда поворотным моментом в дискуссиях о восстановлении института патриаршей власти. Ох и досталось же в этой речи Петру Великому! Цитирую: «Орел петровского, на западный образец устроенного самодержавия выклевал русское православное сердце, святотатственная рука нечестивого Петра свела первосвятителя Российского (то есть патриарха) с его векового места в Успенском соборе».

Действительно, царь Петр после смерти в 1700 году патриарха Адриана запретил выбирать нового предстоятеля Церкви, заменив патриаршество коллегиальным синодальным управлением. Петр полагал, что для молодого государства с непросвещенным народом само существование патриарха подрывает авторитет царя. Народ не должен путаться и сомневаться: в России только один великий государь.

Но далеко не все деятели нашей Церкви разделяли подобное мнение Илариона. Почитаемый святитель Воронежский, архиепископ Антоний (Смирницкий), которому довелось в 1832 году канонизировать и открывать мощи святого Митрофана Воронежского, современника и сподвижника Петра Великого, не скупился в своих высказываниях на самые громкие похвалы в адрес самодержца. «Это тот, которому любезнейшее наше Отечество обязано своим образованием, своим благоденствием, своей славой. Тот, который благочестие утверждал в своей империи», – писал Антоний.

Очевидно, что сегодня нам следует удаляться как от восторженных, так и от резко негативных характеристик личности императора Петра. Невозможно отрицать величайшие заслуги Петра Великого в государственном строительстве. «Петр Великий один – есть целая всемирная история!» – напишет Александр Сергеевич Пушкин. Если разобраться, то большинство существующих сегодня государственных учреждений берут свое начало от того или иного конкретного петровского указа. Итог его деятельности в том, что  Московия стала влиятельным европейским государством. Петр верил в нравственные силы своего народа и призвал народ к большому труду, к великому подвигу, пожертвованиям, всякого рода лишениям. Он и сам показывал пример во всех этих самоотверженных трудах. Именно император Петр заставил своих граждан употреблять такие выражения, о которых прежде толком никто и не слышал: «служение Отечеству», «польза Отечества», «судьба Отечества». Всемирно известными стали слова, которые он произнес перед Полтавской битвой: «Воины! Пришел час, который решит судьбу Отечества! Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога.  А о Петре ведайте, что ему жизнь его недорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего».

Не так просто найти во всемирной истории государя с натруженными, израненными, мозолистыми руками простолюдина. Вспомним, как праведно он умер – простудившись поздней осенью, спасая севший на мель корабль с простыми солдатами, стоя по пояс в ледяной воде. При этом он тогда уже ощущал признаки нездоровья, но, не сомневаясь, полез в воду, спасая матросов.

Без всякого сомнения личность Петра имеет огромное значение как великий нравственный пример для всех современных государственных деятелей. Скажу больше: современное независимое, суверенное, крепкое государство могут построить только такие убежденные, самоотверженные руководители, которые подобны императору Петру. Власть – это не привилегия, не средство обогащения, а тяжелый крест, обязанность без остатка жертвовать собой ради блага любимой страны.

Но, конечно же, справедливы и многие критические упреки в адрес Петра Великого. Мы призваны учиться на примере его ошибок. Хулители Петра утверждают, что за народной массой он никогда не видел конкретного человека, он смотрел на людей, как архитектор смотрит на камни и кирпичи, он переломал хребет русскому народу, придал своей империи много внешнего величия, но внутреннюю цельность общества разрушил, внес семена сословной классовой вражды. «Великий Петр был первый большевик… не знал иных путей, опричь указа, казни и застенка, к осуществленью правды на земле» – это из стихотворения Максимилиана Волошина.

Петр – автор глубокой и последовательной церковной реформы, которая выражалась не только в замене патриарха на коллегию Синода. Смысл ее в том, чтобы полностью подчинить Церковь государственной власти. При Петре государство стало отрицать всякую независимость прав Церкви. Абсолютная власть императора – это единственный безусловный и всеобъемлющий источник всех полномочий, всякого законодательства, всякой деятельности, в том числе и деятельности Церкви. Государство все считает своим, у Церкви нет никакого самостоятельного, независимого круга дел, никакой власти, ибо государство все дела считает своими.

Петр создает так называемое «полицейское государство», он стремится регламентировать всю жизнь народа, каждого подданного ради общей пользы, ради общего блага.

Видный историк протоиерей Георгий Флоровский точно написал про суть петровских реформ. Цитирую: «Государство не столько опекает и защищает Церковь, сколько берет от Церкви, отбирает на себя, берет на себя ее собственные задачи. И если затем доверяет или поручает Церкви эту заботу, то уже как государственный заказ, поручение, и только в рамках этого поручения».

Всю деятельность Православной Церкви сводят к функциям государственного министерства религиозного исповедания, измеряют достоинства Церкви в меру государственной полезности, в меру нужды, пригодности для осуществления политических, воспитательных задач государства. Архиереи и священники во многом превращаются в госслужащих, чиновников, которых обременяют различными поручениями.

Реформы императора Петра сильно изменили лицо Церкви, но, конечно, они не были способны Церковь разрушить. Никакими внешними реформами невозможно остановить, регламентировать поиски, стремления человеческой души к религиозной истине,  религиозной свободе, к обретению смысла жизни, к молитве, духовному созерцанию.

Святая Церковь остается Церковью и в эту так называемую петровскую, Синодальную эпоху, она Церковью останется и при кровавом гонении большевиков. Реформы Петра приведут к закрытию многих монастырей, к исходу лучших монахов за пределы империи, прежде всего в Молдавию и Румынию. Однако отметим, что со времен Петра страна покроется сетью духовных школ, академий и семинарий, в которых будет процветать интеллектуальная работа, развернутся богословские дискуссии.

Выдающаяся, сложная, противоречивая личность императора Петра Великого будет вызывать яростные споры на протяжении всего времени, пока существует мир.

 

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 12 мая: 06:15
  • Воскресенье, 12 мая: 15:15
  • Воскресенье, 19 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать