Воскресные беседы. 175-летие Русской духовной миссии в Иерусалиме

6 августа 2023 г.

– В 1847 году резолюцией императора Николая I на докладе министра иностранных дел Карла Васильевича Нессельроде для укрепления православия на Святой Земле и для поддержки русских паломников была образована Русская духовная миссия в Иерусалиме.

31 июля был назначен ее первый начальник, архимандрит, будущий епископ Порфирий (Успенский). По-настоящему свою деятельность миссия начала только в феврале 1848 года, она сыграет колоссальную роль в деле укрепления дружественных связей между православным славянским миром и странами Ближнего Востока.

Создание миссии было продиктовано всем предшествовавшим ходом событий. Христиане всегда считали Иерусалим центром мира, на древних картах его помещали наверху, называли Восток (Ориент), отсюда, кстати, слово «ориентировать» – то есть соотносить указания компаса с картой.

Стихийное паломничество к местам земной жизни Господа Иисуса Христа совершалось с первых лет существования Русской Православной Церкви. В самом начале XII века на Руси появляется первое замечательное описание святых мест, составленное побывавшим там черниговским игуменом Даниилом. В народных, духовных стихах отражены фантастические и реальные события, которые происходят на Святой Земле. Эти стихи распевали на просторах Руси калики перехожие, от слова «калиги» (сапоги), народные поэты, слепые музыканты. Надо ли говорить, с какими опасностями сталкивались многочисленные паломники в поездках на Святую Землю. Они умирали от болезней, попадали в рабство, гибли от рук разбойников.

В начале XIX века толчком к установлению формальных связей между Русской Церковью и Иерусалимской Патриархией была активная деятельность некоего архимандрита Арсения. Русский по происхождению, он постригся в монахи на Святой Горе Афон, потом 18 лет прожил в Иерусалиме, пока местный патриарх Поликарп не направил его в Россию для сбора средств на ремонт пострадавшего от пожара Храма Гроба Господня.

Арсений не только собрал внушительную сумму, но и добился передачи одного из храмов в центре Москвы, на Арбате, для устройства в нем Иерусалимского подворья. Регулярно Святейший Синод Русской Церкви преподавал благословение на сбор пожертвований для Иерусалимской Патриархии. Суммы исчислялись сотнями тысяч рублей, это были огромные деньги. Для сравнения: стоимость десятка яиц в 1840 году – 5 копеек. Но при этом в Палестине, и в самом Иерусалиме, никто столько не терпел бедности и неустроенности, нужды в пище и одежде, как российские паломники.

В докладах министра Нессельроде отмечалось, что русских притесняют, причем не столько мусульмане, сколько представители христианских католических и протестантских западных миссий, которые правдами и неправдами стремятся их обратить в свою конфессию.

Наконец миссия была устроена, все бюрократические препоны преодолены. Первый начальник прибыл в Иерусалим. Отцу Порфирию было непросто. Первоначально Иерусалимская Патриархия передает для нужд наших паломников два монастыря: для женщин – Феодоровский, для мужчин – Архангельский. Отец Порфирий облюбовал северную часть Иерусалима, где возвышалась Елеонская гора, откуда Христос Спаситель вознесся. Только через четверть века его планы будут воплощены, и Русская миссия купит здесь участок земли, где построит монастырь и колокольню, знаменитую «Русскую свечу», которую сегодня можно видеть.

Порфирий (Успенский) делал акцент на ученых занятиях, он перевел множество документов, сделал массу исторических открытий, заложил основы межконфессиональной политики. Порфирий был открыт к христианам всех исповеданий и очень печалился, когда не встречал ответного искреннего интереса. Вот он принимает знаменитого протестантского проповедника, пастора, пытается вызвать его на откровенную беседу – а тот молчит. «Как мне досадно на этих господ, которые издалека приезжают к нам и, вместо того чтобы от нас узнать состояние Православной Церкви, расспрашивают о ней всякого встречного и поперечного, потом пишут небылицы», – сетует Порфирий в письме на Родину.

На период Крымской войны деятельность миссии остановилась. В 1857 году ее возглавил епископ Кирилл (Наумов). Он продолжил важную дипломатическую работу по установлению этноконфессионального мира и согласия на Святой Земле. Его первым шагом стало взаимное признание святых Русской и Иерусалимской Церквей, канонизированных в последнее время.

После многих лет взаимных подозрений, стычек Кириллу удалось наладить прекрасные отношения с христианами Армянской Церкви. При Кирилле началось оказание активной помощи арабским христианам. Русская Церковь строила для них храмы, организовывала школы, направляла литературу, церковную утварь. Для русских паломников тогда открыли больницу, арендовалось жилье.

Расцвет Русской духовной миссии в Иерусалиме связан с именем архимандрита Антонина (Капустина). Он возглавлял ее 30 лет, с 1865 по 1894 год. В 1882 году было открыто Императорское православное палестинское общество, которое деятельно занялось строительством храмов. Благодаря отцу Антонину были приобретены земли за пределами Иерусалима, причем такие, на которых непосредственно разворачивались многие библейские события: участок в Хевроне, у Мамврийского дуба, где праотец Авраам сподобился видения Святой Троицы; Эйн-Карем – место встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы; участок в Яффе, у гробницы святой праведной Тавифы в Иерихоне, и другие.

По документам, в 1889 году общая стоимость только приобретенных участков составила миллион рублей. На всех этих участках строились монастыри, величественные храмы, часовни, подворья для паломников, благотворительные учреждения, школы, церковные музеи.

В начале XX столетия миссия продолжала развиваться, паломники из России, приезжая на Святую Землю, в полном смысле слова ощущали себя как на Родине. Последняя крупная стройка перед началом Первой мировой войны – церковь Илии Пророка на горе Кармил в Хайфе, ее освятили в 1913 году.

Война прервала деятельность миссии, храмы были закрыты, начальники и сотрудники переехали в Египет. В 1919 году, после занятия земель Палестины Великобританией, русские монахи и священники вернулись в Иерусалим, но связь с революционной Россией оказалась прервана. Помощь и покровительство государства прекратились, наступило время потерь и лишений. Русской Зарубежной Церкви, благодаря трудам архиепископа Анастасия (Грибановского), удалось немало сохранить и даже возродить.

Вторая мировая война открыла новый период потрясений. Лишь в 1945 году состоялся исторический визит на Ближний Восток патриарха Московского Алексия I, который знаменовал восстановление связей с Россией. После образования государства Израиль те храмы и монастыри миссии, которые оказались на его территории, попали в ведение Русской Православной Церкви, но советское правительство нанесло миссии удар в спину. При руководстве Никиты Хрущева большинство этого достояния было просто продано Израилю. Тем не менее богослужения в ряде храмов, монастырей не прекращались.

С 1991 года началось полноценное возрождение миссии. Очень важным событием, которое благотворно отразилось на положении русского православия на Святой Земле, стало воссоединение двух его ветвей: Московского Патриархата и Зарубежной Церкви в 2007 году. В Иерусалиме, Вифлееме, Иордании, на месте крещения нашего Господа, во многих городах и селах стран Ближнего Востока сегодня открыты храмы и подворья Русской Православной Церкви. Так что наши паломники имеют все возможности посетить места, связанные со Священной Библейской историей.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 12 мая: 06:15
  • Воскресенье, 12 мая: 15:15
  • Воскресенье, 19 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать