В детстве Арсеньев учился плохо, как тогда говорили – был страшным непоседой. Сегодня такому ребенку поставили бы неутешительный диагноз: синдром гиперактивности и дефицита внимания. Но родители, по счастью, не были люди ученые и просто отдали подростка в военное юнкерское пехотное училище.
Минует 10 лет, и этот непоседливый юноша с рюкзаком пройдет десятки тысяч километров по дикой, труднодоступной лесной и горной местности.
В училище преподавали курс военной географии, который вел выдающийся путешественник, исследователь Тянь-Шаня и Тибета Михаил Ефимович Грум-Гржимайло. После революции большевики сгноят Грум-Гржимайло в Бутырской тюрьме.
Под влиянием учителя Арсеньев проникся страстью к путешествиям, а Михаил Ефимович обратил внимание юноши на тогда еще плохо исследованный Дальний Восток. «С юных лет я заинтересовался Уссурийским краем и тогда уже перечитал всю имеющуюся об этой стране литературу. Когда мечта моя сбылась и я выехал на Дальний Восток, сердце мое замирало от радости» – так в воспоминаниях напишет Владимир Клавдиевич.
Первоначально военную службу ему пришлось проходить в Польше. Но в 1899 году он подает рапорт о переводе в Приамурский округ. Осенью 1900 года молодой офицер, топограф отправляется в первую экспедицию на остров Русский, сегодня это часть Владивостока. Затем Арсеньев перенес свою деятельность на материк, побережье Амурского и Уссурийского заливов. Его дневники постепенно заполнялись бесценным научным материалом. Огромные территории, где жили дикие племена охотников да бродил хозяин тайги – уссурийский тигр, получали свою прописку на картах, во всевозможных справочниках, энциклопедиях. Попутно выяснялось, что составленные еще в 1880-х годах первые карты были неверными, они неправильно показывали даже направления горных хребтов, течение рек, положение водоразделов.
В 1903 году Арсеньева избрали членом общества изучения Амурского края. Позже он стал членом Императорского географического общества и многих других научных сообществ. При этом он не оставлял военной службы. После неудачной войны с Японией Владимир Клавдиевич, уже как военный разведчик, будет выполнять ответственные задания, которые помогут подготовиться к отражению агрессии японцев и китайцев. Он будет описывать дороги, их проходимость для различных вооружений; реки с точки зрения их пригодности для переправы войск; места на побережье, удобные для высадки десанта противника.
Наконец в 1911 году Арсеньева освободили от военной службы, и он сосредоточился на научной работе. После революции он не уехал ни в Китай, ни в Америку, выбрал Родину. Его энергия, казалось, не могла иссякнуть никогда. Он занимает должность директора Хабаровского музея, организовывает первые государственные заповедники, восстанавливает рыбные и звериные промыслы. Свое 55-летие Арсеньев встретил в последнем крупном переходе, описанном в книге «Сквозь тайгу». Но при всех своих колоссальных заслугах перед советской властью Владимир Клавдиевич оставался ей органически чужд, инороден.
Расправиться с ним не успели. Он умер внезапно, в сентябре 1930 года, но власть отыгралась на его близких. В 1935 году состоялся позорный процесс над вдовой выдающегося ученого Маргаритой Николаевной. Ее заставили подписать все абсурдные обвинения против мужа, признать его резидентом и даже главой японской разведки в России. Ее расстреляли. Дочку Наталью также посадили в тюрьму.
Для специалистов, профессионально изучающих историю религии, представляют большой интерес исследования Арсеньева и его сподвижников в области культурной антропологии народов Дальнего Востока. Все его открытия в этой сфере можно обобщить цитатой из Священного Писания, из второй главы Послания святого апостола Павла к Римлянам. Цитирую: когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах. (Рим. 2,14–15)
Материалы, собранные Арсеньевым, решительно опровергали бытовавшее тогда мнение о том, что якобы дикарям свойственны самые примитивные, произвольные и нелепые суеверия. Никем не обученные, не тронутые никакой цивилизацией, никогда не слышавшие ни о Моисее, ни об Иисусе Христе, представители местных племен в беседах с Арсеньевым обнаруживают твердую, осмысленную религиозность, веру в Бога единого, понимание нравственных ценностей, представление о единстве и одухотворенности окружающего мира.
Вернемся к личности прославленного Дерсу. Главным богом в его глазах был некий Эндури, живущий далеко на небе и почти никогда не снисходящий к людям. Главным помощником Эндури является Агды, дух молнии, грозы и грома. Небесный рай изображается нанайцами в виде дремучей тайги, где много ценного зверья, где реки кишат рыбой и жизнь продолжается без конца. Но эта потусторонняя жизнь не есть отражение земной, бренной жизни с ее страданиями, неудовлетворенностью. В раю никто не болеет, там нет отвратительного гнуса и жизнь протекает счастливо и безбедно.
Нанайцы абсолютно не сомневаются в том, что душа человека – они называют ее ханя – неуничтожима и вечна. Для Дерсу, например, возможно общение с духами умерших предков. Ханя легко перемещается из мира невидимого в мир видимый, открывает своим родственникам, как следует поступить в том или ином затруднительном случае. Общение происходит, как правило, во сне. Дерсу говорит: «Люди – спи, ханя – ходи. Ханя назад ходи – люди проснулся». Вот нанаец сжигает на костре продукты, предметы домашнего обихода в полной уверенности, что так он переправляет членам своей семьи то, что будет им требоваться в дальнейшем загробном существовании.
Дерсу исповедует единство всего живого. Вот любопытный эпизод книги: во время ужина, находясь в абсолютно дикой, нехоженой местности, Арсеньев бросил в костер кусочек мяса. Это возмутило Дерсу, он поспешно вытащил мясо из огня, швырнул его в сторону и разразился упреками: «Зачем бросаешь мясо в огонь? Как можно его напрасно жечь! Наша завтра уехали, сюда другой люди ходи кушай. В огонь мясо бросай, так оно пропади». – «Кто сюда другой придет?» – недоумевает Арсеньев. – «Как кто? Енот ходи, барсук или ворона; ворона нет — мышь ходи, мышь нет — муравей ходи. В тайге много разный люди есть».
«Его все равно люди, – подтверждает Дерсу, – только рубашка другой. Обмани – понимай, сердись – понимай, кругом понимай! Все равно люди…»
В этих словах скрыта высокая философия. Все кругом те же люди: человек, зверь, птица. Только все эти живые, родные друг другу существа словно бы носят разные рубашки.
Дерсу доверчив. Однажды подружившись с попутчиком, выпив с ним в кабаке, он почувствовал в голове хмель и отдал своему новому приятелю на хранение все деньги. На другой день, когда Дерсу проснулся, тот человек исчез. И нанаец никак не мог понять: люди его племени всегда отдавали друг другу на хранение меха и деньги, никогда ничего не пропадало.
Все эти замечательные наблюдения нашего выдающегося ученого подтверждают важный факт: религии самых разных народов имеют очень много общего, очень много правдивого в своей основе, что доказывает простой тезис: практически любой человек обладает способностью ощущать воздействие в своей жизни Самого Бога.
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Простые истории. Востоковед Гордий Саблуков
Простые истории. Хирург Джон Аберкромби
Простые истории. Дипломат Павел Строганов
Простые истории. Палеонтолог Чарлз Дулиттл Уолкотт
Простые истории. Скульптор Якопо делла Кверча
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!