Воскресные беседы. 100-летие со дня преставления святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси

13 апреля 2025 г.

В студии епископ Каскеленский Геннадий.

Поздним вечером 7 апреля 1925 года окончилась земная жизнь Святейшего патриарха Всероссийского Тихона. Его избрание в патриархи состоялось на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в ноябре 1917 года. Возведен на кафедру первосвятителей Московских Тихон был в праздник Введения Богородицы во храм, а в праздник Благовещения Пресвятая Богородица приняла его бессмертную душу в райские обители.

Господь дал святителю Тихону семь лет для служения Церкви и народу в сане первосвятителя. Впрочем, это было не служение в обычном понимании, а тяжелый, скорбный, крестный путь, кровавый подвиг исповедничества, медленное умирание за свой народ. Поразительна была речь, сказанная Тихоном сразу после избрания его в патриархи. Осень 1917 года, еще не совсем ясно, каким путем пойдет страна. Проходят выборы в высший орган власти Учредительное собрание, которое, как считали, должно принять решение о будущем государственном устройстве. Но в словах патриарха проявляется пророческий дар. Он говорит: «Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: плач, и стон, и горе (здесь Тихон цитирует библейскую Книгу пророка Иезекииля). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину!.. Но да будет воля Божия!» 

Примечательны и предсмертные слова, сказанные Тихоном поздним вечером в день Благовещения: «Скоро наступит ночь, темная и длинная». И эти слова стали пророческими. Патриарх умер в больнице на улице Остоженка, куда был доставлен из-за участившихся приступов стенокардии. Но и в больнице было невозможно сокрыться от чекистов. Рядом с кроватью Святейшего ставилось большое кожаное кресло, куда усаживался некто в сером, начальник шестого отделения ОГПУ Тучков. Он устраивал Тихону прямо в больнице длительные допросы. После допроса 21 марта Тучков заполнил постановление об аресте гражданина Беллавина по статье о дискредитации советской власти. Поставил месяц ареста  март 1925 года.  Оставалось только вписать день  и арестовать.

Но Господь не допустил нового ареста. Биографы Святейшего Тихона спорят, умер патриарх естественной смертью или все-таки смертельным оказался укол с ядом под видом анальгетика, который сделали днем 7 апреля, у патриарха тогда сильно болел зуб. Думается, это не так важно. Жесточайшее давление власти, под которым Тихон находился все семь лет, не поддается описанию. За годы патриаршества Тихон практически ни одного дня не пользовался полной свободой. Аресты следовали один за другим, в первый раз уже в ноябре 1918 года. Последний раз под домашним арестом он провел более года с мая 1922-го по июнь 1923-го. Причем весной 1922 года 38 дней Святейший находился в тюремной камере на Лубянке, где его допрашивал сам Яков Агранов, известный изувер, который потом прославится организацией политических процессов 1930-х годов, а в 1938-м сам будет расстрелян.

Официальные допросы велись бесконечно, а еще были просто изнурительные беседы с чекистами, в которых они что-то выпытывали, угрожали, требовали, заставляли подписывать состряпанные ими бумаги. Даже когда патриарх формально был не под арестом, он был лишен канцелярии, всякого управленческого аппарата, не имел никакой связи с архиереями, не имел правдивой информации о положении дел и был вынужден разгадывать подлинные намерения чекистов, которые манипулировали, врали ему в лицо, стараясь добиться подписи под нужными документами.

В такие дни патриарх признавался: «Лучше сидеть в тюрьме. Я ведь только считаюсь на свободе, а ничего делать не могу». Святейший пережил несколько покушений. Один раз, когда он поднимался по ступеням в Храм Христа Спасителя, нож разорвал рясу и скользнул по его кожаному монашескому поясу, не причинив вреда. В другой раз, за три месяца до своей кончины, он потерял верного келейника и секретаря Иакова Полозова, которого застрелили на пороге кельи, приняв за патриарха.

Тяжелейшие переживания доставлял Святейшему спровоцированный чекистами обновленческий раскол. Как же больно ему было видеть лжебратьев, которые были готовы всячески угождать большевикам в попытке узурпировать церковную власть, не останавливались перед клеветой, доносами на своего первосвятителя. А если добавить ежедневно получаемые сведения о расстрелах мужественных иерархов и священников, о закрытии и разорении храмов и монастырей, страшные известия о неслыханном кощунстве  уничтожении мощей святых угодников Божиих, то никакое сердце не смогло бы это выдержать.

В 1922 году и в 1923 власти серьезно готовили показательную судебную расправу над Святейшим патриархом Тихоном. Готовили долго, тщательно, дату открытия судилища несколько раз переносили. Материалы дела патриарха, к сожалению, до сих пор засекречены. Но кое о чем мы можем составить представление. Скажем правду, советская власть ненавидела и боялась патриарха не напрасно. Достаточно вспомнить его прогремевшее на весь мир послание от 19 января 1918 года, в период самого разгула революционной вакханалии. Цитирую: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной. Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Таинам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».

В отечественную историю этот мощный документ вошел под названием «Анафема советской власти». Думается, что в конечном счете эта анафема сработала ровно через 70 лет, когда в год 1000-летия Крещения Руси окончилось страшное вавилонское пленение Русской Православной Церкви, а безбожный режим стремительно покатился к своему краху.

Несмотря на все приготовления, судебный процесс так и не начался. Повлияло несколько факторов. Осторожность проявлял прежде всего Дзержинский, он не раз заявлял членам ЦК партии, что суд следует готовить более тщательно. На самом деле главный чекист лучше всех представлял, какое возмущение вызовет в народе судилище над патриархом. Святейшего Тихона православный народ очень любил, искренне и преданно. И что особенно приводило в негодование большевиков, его очень любили простые рабочие на фабриках. Во время болезни Святейшего посещали целые рабочие делегации. А в день похорон заводы и фабрики провожали патриарха в вечность протяжными траурными гудками.

А вот замечательное свидетельство комсомолки, уполномоченной ВЧК Марии Семеновой (Вешневой), поставленной следить за патриархом. Цитирую: «Меня мучают некоторые вопросы, в которых я не могу разобраться. Я никак не могу увидеть в патриархе классового врага. Умом я понимаю, что он враг, и, очевидно, очень опасный. А общаясь с ним, ничего вражеского не чувствую. Он обращается с нами идеально. Всегда внимателен, ласков, ровен. Я не видела его раздраженным или капризным».

Любопытна судьба этой девушки. Общение с патриархом не прошло для нее бесследно. Она буквально вырвется из органов ВЧК, а потом сделает в жизни немало добрых дел, помогая опальной интеллигенции. Умрет только в конце 1990-х годов.

Большевики опасались и международной реакции. Сохранилось донесение министра иностранных дел Чичерина, в котором он предупреждает: «Вынесение смертного приговора в деле Тихона еще гораздо больше ухудшит наше международное положение во всех отношениях». А кроме того, партия переживала период некоторой турбулентности. Ее вожди были озабочены внутренними проблемами, ведь стремительно ухудшалось здоровье Ленина. После второго инсульта в декабре 1922 года он уже почти не говорил. В конце концов было принято предложение революционера Губельмана (Ярославского) патриарха не казнить, а максимально добиться осуждения им своей прошлой деятельности, а также осуждения эмигрантских кругов и главных религиозных деятелей европейских Церквей. Этот план удалось выполнить частично. Терзаясь сомнениями, насколько далеко можно идти на компромиссы с безбожной властью и пытаясь сохранить Церковь, Святейший все-таки подписал заявление, в котором провозгласил, что он более не враг советской власти. Но далее этого заявления дело не пошло.

Хоронить патриарха Всероссийского на улицы Москвы вышло порядка миллиона человек. Это были последние общенародные похороны в православной стране. Народу было много больше, чем на похоронах Ленина, отмечали репортеры. Знаменательно, что со дня канонизации Святейшего патриарха Тихона в 1989 году и чудесного обретения его нетленных мощей в нашей Церкви началось священное дело по прославлению новомучеников XX столетия.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 18 мая: 06:15
  • Воскресенье, 18 мая: 15:15
  • Воскресенье, 25 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X