Поэтому, владыка, рады Вас приветствовать в нашей студии и поздравить с этими замечательными датами.
– Спасибо.
– Скажите, для Вас из этих трех дат все-таки какая лично наиболее значимая?
– Очень сложно ответить, что более значимо. Принятие сана священника очень значимо, потому что это кардинально перевернуло всю мою жизнь. Не в том плане, что я не готовился к этому или этого не хотел (наоборот, очень хотел), но в любом случае это привело к глобальным серьезным изменениям. Двадцать пять лет священства – это очень значимая дата.
С другой стороны, в Церкви служение епископа всегда считается высшим служением. Десять лет такого служения – это тоже уже определенная веха, для себя можно сделать какие-то выводы, поставить новые цели. Поэтому не могу выделить что-то определенное. Наверное, все это объединено под единым символом служения Богу, людям, Церкви.
– Вы рано приняли священный сан (в неполных двадцать лет). Безусловно, еще раньше решили для себя, что свяжете жизнь со служением Церкви. Скажите, а были мечты о каких-то других профессиях?
– Наверное, до четырнадцатилетнего возраста. Какие-то первые мечты, как всегда бывает у детей, слишком возвышенные – быть космонавтом и прочее. После десяти лет я мечтал быть учителем или что-то создавать, проектировать. Но как только началось мое воцерковление, я познакомился с Церковью, ее жизнью, монастырями, после 14 лет у меня уже никаких желаний не появлялось и даже не было сомнений в том, кем я должен быть. Было единственное стремление и желание стать служителем Церкви.
– А как родители отнеслись к тому, что Вы стали священником, затем и монахом?
– Я не могу сказать, что это было доброжелательное отношение. Хотя в 90-е годы началось активное развитие церковной жизни, но люди все равно к этому были не очень готовы. Порой я слышал: можно ходить в церковь, но необязательно быть священником, можно быть верующим человеком, но необязательно становиться монахом. Поэтому не могу сказать, что родители этому сильно противились, но и такой поддержки, чтобы говорили: «Да, занимайся именно этим», тоже не было.
Родители – люди светские. Они к Церкви относились как большинство наших граждан: с одной стороны, не отрицая Бога, с другой стороны, не очень сильно участвуя в ее жизни. И порой для них было непонятно, как вообще может существовать человек, если он священнослужитель. Самым большим препятствием для мамы было, конечно, принятие мною монашества, потому что я единственный ребенок в семье. У нее были чаяния о том, чтобы были внуки, семья. Это для нее была маленькая скорбь, внутренняя трагедия. Поэтому для меня это тоже был непростой выбор, который был связан прежде всего с тем, чтобы объяснить его своим близким (как, зачем и почему я это сделал).
Причем вспоминаю, что какие-то мои дальние родственники даже до конца не понимали, что, приняв сан священника, я уже не могу вступать в брак. И некоторые, зная мой юный возраст, еще надеялись, что после этого я еще создам свою семью и все будет как у всех. Поэтому не было какого-то яростного противления этому, но и стопроцентного понимания тоже не было. Все пришло со временем, с переоценкой родителями своих личных ценностей и взгляда на мою новую жизнь.
– Вы рассказывали, как однажды Ваша мама привезла из командировки Евангелие, Вы впервые познакомились с ним. Скажите, что Вас тогда в нем поразило? Может быть, эпизод, сюжет, какая-то притча?
– Тогда мне было лет десять-одиннадцать. Я даже не помню, что я читал. Могу точно заверить в том, что это чтение было не очень осознанным. Я не все понимал, что читал. Поскольку это совпало с периодом взросления и определенными юношескими трудностями в социуме, семье, школе, то, скорее всего, чтение Евангелия было для меня как неосознанная молитва. Человеку очень важно произносить какие-то слова, а он, в общем-то, даже не понимает, что произносит. Чем-то таким было для меня тогда чтение Евангелия. В знаниях оно мне абсолютно ничего не принесло. Конечно, я понял, что Иисус родился от Девы Марии, еще какие-то места.
Какие-то евангельские и библейские сюжеты я узнал еще задолго до встречи с самой книгой. Сейчас мне очень трудно это воспроизвести, но я постараюсь объяснить. В начале 90-х годов появились различные каналы кабельного телевидения, которые были не совсем стандартными для восприятия советского человека. Я не помню, как назывался мультик на библейский сюжет. Там девочка с мальчиком путешествовали или, можно сказать, мечтали о таких сюжетах, которые читали в Библии. И они становились свидетелями того, что происходило с Авраамом и Саррой, с Иосифом Прекрасным и прочее. Поэтому первые яркие воспоминания о библейских сюжетах связаны с этим американским протестантским мультиком. Это мне много разъясняло в том, что потом я читал в Евангелии.
Я помню, что при чтении Евангелия у меня возникло очень много вопросов. Причем, как ни странно, меня очень смущало, что у Девы Марии были еще дети. Я не мог понять, как они родились: уже после Иисуса Христа или до Него? И это мой ум напрягало, потому что, с одной стороны, я понимал, что Христос родился от Девы, с другой стороны, как же Она могла быть Девой, если у Нее были дети? Для меня тогда было непонятно, что это были дети Иосифа, а не их общие дети. Но почему-то вспоминаю, как меня очень будоражило, что в Евангелии что-то недоговорено. Наверное, сумбурно, но это все то, что я могу сказать о начале своего евангельского просвещения.
– А сейчас у Вас есть любимая книга из Библии, любимый фрагмент?
– Не могу сказать, что у меня есть что-то одно любимое, что я перечитывал бы больше, чем другое. У меня с юности сохранилось к Библии благоговейное отношение, что эта книга важна во всем. И даже когда в семинарии мы изучали, что есть канонические и неканонические книги, что одни из них являются учительными книгами, другие – историческими, а третьи – пророческими, мое внутреннее понимание Священного Писания было в том, что я в каждой книге Библии усматривал и исторические аспекты, и пророческие. Поэтому я не могу выделить то, что для меня было бы более интересным.
Священное Писание для меня лично – реальная книга жизни, из которой я до сих пор (хотя читаю ее очень много) с каждым прочтением открываю что-то новое для себя.
– Есть такое известнейшее евангельское выражение, что нет пророка в своем отечестве. Ровно десять лет назад, в сентябре 2012 года, мы с Вами тоже беседовали, записывали интервью, и я вспоминал эту цитату. Потому что редко так бывает, чтобы архиерей служил на своей родной земле. По прошествии десяти лет как Вам кажется, проще или сложнее служить у себя на Родине?
– Мне очень сложно объективно ответить на этот вопрос, потому что, кроме своей Родины, я нигде не служил. Я очень благодарен Богу за то, что служу здесь. И это прежде всего связано с моими административными обязанностями. Мне здесь проще, ведь когда я стал архиереем, я знал все духовенство, духовенство знало меня. И поэтому сейчас какие-то вопросы, которые нужно решать, я решаю быстрее благодаря тому, что все знаю, погружен в эту тематику.
Я часто общаюсь со своими знакомыми епископами, и некоторым, кто поменял уже не одну кафедру в Русской Православной Церкви, всегда говорю о том, что не понимаю, как это возможно. Потому что уверен: на то, чтобы изучить людей, менталитет народа, его характер, уходят порой годы, а может быть, даже десятилетия.
Поэтому для меня, конечно, большой подарок, что я служу на своей Родине и, в общем-то, больше никогда нигде не служил. С момента рукоположения 15 лет я служил в родной епархии; и вот уже 10 лет как епископ служу тоже своей родной епархии. Я считаю, для меня это подарок от Бога.
В день празднования Усекновения главы пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Успенском соборе Пензы; 11 сентября исполнилось 25 лет с того момента, как в Успенском кафедральном соборе архиепископ Серафим Тихонов совершил священническую хиротонию будущего митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима.
Протоиерей Сергий (Лоскутов), настоятель Успенского собора г. Пензы, секретарь Пензенской епархии:
– Сегодня мы благодарим Бога, Живоначальную Троицу и Пресвятую Богородицу за то, что в течение всех этих лет Господь мудро ведет Вас, управляет своей десницею на всех путях Вашей жизни. Все в жизни человека устрояется волей Божией. И воистину чем больше человек любит Бога, тем больше все содействует ему во благо. Воистину, дорогой владыка, в течение всех этих лет паства, многие из которой помнят, как совершилось это рукоположение, всегда видела в Вас доброго пастыря, наставника, видит, с каким усердием, радушием, благолепием Вы совершаете службы и как ведете пензенскую паству к вечному спасению.
Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим:
– В этот день мне хотелось бы вспомнить своего наставника архиепископа Серафима, который, невзирая на мой предельно юный возраст, возвел меня в такое серьезное достоинство; благодаря этому в течение трех с половиной лет я был под его непосредственным руководством как священнослужитель этого собора, потом ключарь этого собора. Я благодарен Богу, что Он даровал мне такого наставника, который действительно показал мне пока еще недосягаемый пример того, как нужно служить Церкви всецело, искренне, с полной самоотдачей.
Верующие в этот день желали здравия и особо молились не только за своего архипастыря, но и об исцелении одержимых алкоголизмом и наркоманией. Такие молитвы традиционно воссылают в день Усекновения главы Иоанна Крестителя.
Священник Николай (Батищев), клирик Успенского собора г. Пензы:
– …говорил, что нужно делать каждому человеку для того, чтобы были прощены его грехи. И жестокий, гордый народ, который убивал всех пророков до Иоанна Крестителя (как мы сегодня слышали это в евангельском повествовании, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями), не тронул Иоанна, потому что боялся ослушаться его слова.
– Священнослужители совершили славление перед иконой Иоанна Предтечи. На день перенесения мощей святого князя Александра Невского пришелся десятилетний юбилей архиерейской хиротонии митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима. В Спасском кафедральном соборе Пензы он возглавил Божественную литургию.
Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим:
– Несказанно рад тому, что Господь благословил мне служить родной земле, где всех вас я знаю и вы все меня прекрасно знаете. И для меня это действительно возможность чистым сердцем и насколько достает мне сил прилагать все к тому, чтобы устроять здесь, на нашей родной пензенской земле, церковную жизнь.
За богослужением с митрополитом молились прихожане, священнослужители, ученики владыки, представители общественности. Они собрались для того, чтобы поздравить своего архипастыря со значимой датой в его жизни.
Александр Бирюков, руководитель регионального отделения ИППО:
– Я пришел с радостным чувством, потому что это значимые даты: 10 лет хиротонии, 25 лет служения. И вообще день просто прекрасный, владыка прекрасный – нашей пензенской земле очень повезло с владыкой.
– Владыке сослужили епископ Алатырский и Порецкий Федор, епископ Сердобский и Спасский Митрофан и епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин.
Епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин:
– Говоря о Вас, мы говорим о том служении, которое Господь Вам дал. Сегодня мы говорим о тех дарах, которые Господь Вам дал для того, чтобы Вы, как сеятель, сеяли слово Божие на этой прекрасной земле. Невольно мы вспоминаем сегодня евангельское чтение, где говорится о сеятеле, что он вышел сеять и бросал семена, но, к сожалению, не все семена попали в хорошую почву. И вот мы сегодня говорим о Вас как о сеятеле, и пусть Господь даст Вам силу правильно сеять, для чего нужно иметь плод любви.
В день чествования Казанской-Пензенской иконы Божией Матери, первой и главной святыни города на Суре, торжества прошли в Спасском кафедральном соборе. Под сводами храма было несколько сотен человек, которые, несмотря на будний день, пришли почтить Матерь Божию.
Как и столетие назад, теперь здесь снова пребывает чудотворная Казанская-Пензенская икона Богородицы. Три месяца назад ее перенесли из Митрофановского храма, где святыня нашла пристанище после закрытия и разрушения кафедрального собора во времена богоборчества. Всенощное бдение и литургию в главном храме Пензы возглавил почетный гость епархии митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.
Особый день чествования Казанской-Пензенской иконы Богородицы установлен в память о событиях 1717 года. Тогда крепость Пензу осаждали бесчисленные полчища кочевников, и только по молитвам горожан перед Казанским образом, как считается, город спасся от уничтожения. В последующем пензенцы много раз прибегали к заступничеству Царицы Небесной.
Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим:
– Это наша первая и основная святыня, к которой миллионы наших сограждан за эти столетия прибегали, прося помощи, заступничества. И многие… могут с уверенностью свидетельствовать о том, что это заступничество они всегда получают, потому что Царица Небесная всегда готова откликнуться на наши с вами призывы.
Митрополит Кирилл подчеркнул, что с особым чувством приехал из Казани, города, где явился в 1579 году оригинал Казанской иконы, чтобы помолиться перед одним из древнейших с нее списков. Поразил его и воссозданный Спасский кафедральный собор.
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл:
– Господь дает силы и возможность добрым людям воздавать славу Его святому имени, тогда, когда это желание и благословение Божие мирятся.
С возвращением Казанской иконы в Спасский собор историческая справедливость восстановлена. Святыня снова на своем законном месте, и снова к ней не прекращается поток богомольцев.
Пензу посетил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Он осмотрел воссозданный Спасский кафедральный собор и помолился на могиле своего учителя архиепископа Серафима. Приснопамятный владыка покоится в часовне за алтарем Успенского храма.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий:
– На наших глазах произошло возрождение. Конечно, начинали – все это было закрыто. А сейчас за одно поколение успели многое воссоздать.
В 80-х годах владыка Варсонофий начинал свое служение Церкви в Пензенской епархии. Он был настоятелем храмов в Пензе и Кузнецке, секретарем епархиального управления. Пензу он называет родным городом и бывает здесь регулярно, видел процесс воссоздания Спасского собора на всех этапах, а в освященном храме побывал впервые.
Архипастырь поклонился главным пензенским святыням: Казанской-Пензенской иконе Божией Матери и мощам святителя Иннокентия Пензенского, осмотрел строительство усыпальницы рядом с собором и помещение на цокольном этаже.
Ведущий Евгений Белохвостиков
Записали Елена Кузоро и Максим Заливакин
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!