Ежедневно в Свято-Троицкий Сканов монастырь приезжают тысячи паломников из разных уголков страны, чтобы приложиться к святыне – чудотворной Трубчевской иконе Божией Матери, наполниться благодатью этих мест, почувствовать умиротворение и хотя бы чуть-чуть приоткрыть для себя смысл монашеской жизни.
Первые лучи солнца медленно скользят по величественной колокольне. Утреннюю тишину нарушает только щебет птиц. Монастырь просыпается. Покой. Покой везде. Он окутывает и обнимает, успокаивая вас. Это покой уверенной силы, которая знает, что такое зло.
Утреннее монашеское правило начинается в 5:30. Службы в святой обители совершают согласно монастырскому уставу. Монахиня Еннафа, одна из старожилов монастыря, живет здесь почти 35 лет.
Монахиня Еннафа:
– Монах без Иисусовой молитвы – не монах. Его первая задача: Иисусу молиться. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя…»
Первые достоверные упоминания о Скановой пустыни относятся к XVII веку. Все документы, по которым можно было бы узнать точную дату основания монастыря, в 1676 году уничтожил пожар. Тогда монастырь был мужским. Горел он дважды и вновь возрождался из пепла. В 30-х годах прошлого столетия, во времена богоборчества, монашеская жизнь в Скановом мужском монастыре прекратилась совсем. Он был закрыт и разорен.
Монахиня Серафима:
– Храм был полуразрушен. В нем находилась кормокухня для птиц, потому что в монастыре был организован совхоз.
Только после 60-летнего запустения, в 1990 году, здесь вновь была зажжена лампада монашеской жизни. Обитель начала возрождаться и стала женской.
Игумения Иннокентия:
– Когда открылся монастырь, первой настоятельницей стала матушка Митрофания (Перетягина), она была из Рижского монастыря.
Вместе с ней сюда приехали семь сестер, а через год в монастыре было уже 30 насельниц.
Монахиня Еннафа:
– У них была большая любовь к Богу. Это можно было увидеть во всем. В любви к послушанию, богослужению, к людям. Это выражалось во всем, поэтому для нас это тот маяк, тот стимул, который они оставили после себя, с которым мы живем и стремимся подражать ему.
Начался сложный и долгий путь возрождения. Поднимать обитель из руин тогда в Наровчат приезжали паломники со всей страны.
Игумения Иннокентия:
– Каждого человека Господь призывает к Себе в разном возрасте, в разное время. Меня Господь призвал в юном возрасте, мне тогда было 15 лет. Когда я приехала в эту обитель, у меня было такое чувство, что это все мое и мне не хочется другой жизни.
Приехала на время школьных каникул, а осталась насовсем, рассказывает настоятельница монастыря матушка Иннокентия.
Игумения Иннокентия:
– В 1998 году мир был более спокойный. Господь призывал, и человек, слыша этот зов, без смущения просто шел за Христом. Не думал о том, что он оставляет миру, что здесь будут какие-то сложности. Человек просто шел за Богом и добивался той внутренней цели, к чему душа призывала.
В середине XVIII века, когда Сканов монастырь неоднократно горел, люди обращались за помощью к Божией Матери, возносили Ей молитвы, и специально для обители в 1765 году была написана икона.
Послушница Любовь:
– Насельники нашего монастыря и жители Наровчата решили заказать икону и пройти с ней по стогнам нашего монастыря и улицам Наровчата, чтобы прекратилась холера, которая свирепствовала 17 лет.
Иконописец Евфимий, священник из города Трубчевска, для Наровчата создал список чудотворного образа, Трубчевскую икону Божией Матери, Которая на протяжении почти трех веков оказывает помощь и покровительство.
Монахиня Серафима:
– Образ был написан, к нам его привезли, и так начинаются исцеления. Несколько раз Матерь Божия останавливала эпидемию. В благодарность люди на свои пожертвования устроили серебряную ризу с драгоценными камнями и построили храм.
Старожилы монастыря из уст в уста передают рассказы о чудесах исцеления, которые происходили благодаря святому образу.
Послушница Любовь:
– Ее брали в дома, служили всенощные бдения, водосвятные молебны. Улучшалось здоровье, была помощь в сельских обстоятельствах, во время войн, во всем…
В 30-е годы прошлого столетия, когда монастырь закрылся, почти полвека икона пролежала в пыли и забвении в Наровчатском краеведческом музее и считалась утерянной. Обнаружили ее совершенно случайно, когда перевернули музейный стол, увидели, что столешницей все эти годы служила Трубчевская икона Богородицы.
Послушница Любовь:
– Икону нашли в 1993 году. Она была в Наровчатском музее. Но в каком виде? Вся в пыли, находилась в сырости и покрылась плесенью.
Вот так, благодаря чуду, образ удалось сохранить и восстановить. Тысячи паломников едут в Свято-Троицкий Сканов женский монастырь именно к этой иконе. С верой и любовью молятся перед чудотворным Трубчевским образом.
Игумения Иннокентия:
– Здесь ощущается благодать, потому что здесь находится чудотворный образ Матери Божией, Которая является невидимой Игуменьей. Она здесь управляет. Тех людей, которые сюда приезжают, можно назвать гостями Матери Божией. Матерь Божия их сюда приводит.
По воскресеньям монахини совершают перед чудотворной Трубчевской иконой Пресвятой Богородицы особый молебен – Параклис. Матерь Божия никого не оставляет без благодатной помощи, укрепляет в вере и избавляет от болезней.
Послушница Любовь:
– Кто в плену, кто на войне, у кого житейские обстоятельства плохие, у кого даже жилья нет, все просят, и Она помогает. Потом приезжают и благодарят. Побывают в храме на службе и говорят, что посетили много святых мест, но здесь такая благодать, так дышится! Сама Божия Матерь помогает.
Игумения Иннокентия:
– Многие даже говорят, что им хватает на полгода той благодати, которую они здесь почерпнули. Через полгода душа снова рвется сюда, чтобы напитаться, укрепиться и дальше жить…
Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих. Ради братий моих и ближних моих глаголах убо мир о тебе. Дому ради Господа Бога нашего взысках благая тебе.
Круглый год монахини в непрерывной молитве. День и ночь по очереди, друг за другом, читают Неусыпаемую Псалтирь. Это исключительно монастырская традиция. Таким образом насельницы принимают на себя ответственность молиться о всем мире.
«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Читая псалмы, призывают ангелов на помощь, прогоняют демонов, сокрушают гнев и ярость, просвещают ум, заглаживают грехи, прибавляют веры, дают надежду, любовь.
Монахиня Евфросиния:
– Раньше, когда здесь был мужской монастырь, это был больничный храм. В коридоре были кельи, братья открывали двери, когда шло богослужение, и его могли слышать те, кто не мог по болезни быть в храме. Сейчас в этом храме читается Неусыпаемая Псалтирь. Люди заказывают поминовение об упокоении и здравии своих сродников. Все святые отцы говорили, что псалмы – очень сильные молитвы.
В настоящее время в Свято-Троицком Скановом монастыре живут 50 насельниц. Путь к монашеству у каждой свой. Как правило, приезжают помолиться, помочь монастырю, общаются со священником, сестрами, уезжают, а затем возвращаются вновь.
Паломница Елена:
– Я еще не монахиня и даже не послушница, а только паломница. Помогаю монастырю. Всех по-разному Господь призывает. Вот и меня призвал. Когда сюда приезжаешь, чувствуешь эту благодать. Потом отсюда уезжать не хочется. Очень сложно отсюда уехать, если один раз сюда попал.
Вся жизнь в обители протекает по установленным монастырским правилам. Каждая из сестер несет послушание. Это одна из начальных ступеней монашества – приготовление к подвигу.
Послушница Татьяна:
– Это моя жизнь. Послушание, отречение от себя, своей воли. Отречение до последнего издыхания, до гроба. В этом суть монашества – отрекаться от себя, чтобы стяжать Христа в сердце.
Вот так, с молитвой в душе и на устах, работа спорится. Монастырь как отдельное государство, где практически все, что необходимо для жизни, монахини выращивают и производят сами.
Монахиня Магдалина:
– Помидоры уже поспевают, баклажаны завязались. Вот такая у нас красота. Все цветет, любит тепло.
В миру монахиня Магдалина получила образование агронома. Работала в сельском хозяйстве, в монастыре занимается овощеводством.
Монахиня Магдалина:
– Каждый находит свое место. Мы сюда пришли, чтобы молиться. Работа просто как послушание. Молитва – вот основная работа монаха. Каждый человек может быть монахом, если он будет с Богом.
На монастырском подворье 13 буренок. Они дают столько молока, что хватает всех сестер накормить натуральными молочными продуктами. И даже остается. Поэтому решили с благословения настоятельницы построить на территории монастыря современный просторный цех по производству творога, сметаны и сыров отменного качества.
Послушница Елена:
– Мы делаем сыры твердые, полутвердые, мягкие, вытяжные... Сыр «Костромской» по рецептуре делается наподобие «Российского». Мы называем его «Скановским».
Паломники никогда не уезжают из обители без натуральных и качественных монастырских продуктов. Здесь есть травная мастерская, где из лекарственных растений насельницы делают настои, мази, бальзамы, занимаются пчеловодством.
На протяжении многих веков рукоделие было главным монашеским занятием. В Свято-Троицком Скановом монастыре сумели возродить это ремесло.
Монахиня Арсения:
– Я люблю шить. Матушка благословила, мы здесь трудимся. Нас несколько человек. Мне кажется, это богоугодное дело, потому что Сама Пресвятая Богородица вышивала, хитон ткала Спасителю. В монастырях это всегда было. В меру своих сил и знаний, под руководством старших опытных мастеров, мы трудимся здесь.
Многие годы была мечта открыть в монастыре золотошвейную мастерскую. И она осуществилась.
Игумения Иннокентия:
– Молились Матери Божией, и Она так устроила, что мы смогли организовать с Ее помощью эту мастерскую. Теперь в нашей мастерской мы вышиваем иерейские, архиерейские облачения, делаем митры, вышиваем иконы на плечи, литургические наборы для богослужения.
Благодаря помощи меценатов теперь на вооружении умелиц есть современная вышивальная машина, а заказы на изготовление облачений начали поступать со всей России, даже с Дальнего Востока.
Игумения Иннокентия:
– Это иконы, которые разрабатывались при участии наших сестер. Был разработан специальный дизайн, и потом в нашей мастерской вышиты эти иконы. Когда вышиваешь лик Богородицы или какого-то святого, это то же самое чувство, как будто пишешь.
С каждым годом монастырь становится все благолепнее. Здесь идеальный порядок во всем, но благоустройство не прекращается. Чтобы все успеть, монахиня Силуана по территории монастыря перемещается на велосипеде. На ее плечах вся стройка. Она и прораб, и эконом. Выполняя послушание в монастыре, монахини порой осваивают новую профессию.
Монахиня Силуана:
– Честно сказать, не имея строительного образования, приходится прибегать к помощи некоторых благодетелей, помощников, которые подсказывают архитектурные, строительные моменты. В монастыре живу уже 20 лет. Наверное, для человеческого возраста это мало, а для живущего монастыре много.
Монашеский совет решает, на какой следующий объект направить силы и средства. Отреставрировали мастерские, сейчас ремонтируют сестринский корпус, открыли воскресную школу.
В монастыре не принято рассказывать, почему ты здесь. Только для чего. Для духовного роста, непрерывного общения с Богом и молитвы за весь мир.
Монахиня Валерия одна из первых насельниц, которые в 90-е годы приехали на эту землю возрождать монастырь. Так и осталась здесь на долгие годы. В мирской жизни полковник в отставке из Мордовии. В 53 года уволилась из системы исполнения наказаний, посвятила себя служению Господу. О том, что на самом деле важно, сумела рассказать в своих стихах.
Ох, душа моя, что ты все грешишь?
К покаянию вовсе не спешишь.
Разве вечно ты на земле живешь?
К Богу на ответ, видно, не придешь.
Перестань грешить, ближних не суди.
Надо всех любить, на себя глядеть.
Послушница Елена:
– Дом Божий – это монастырь, врата небесные. Через монастырь человек приходит к Богу, в Царство Небесное. Живя в монастыре, этого проще достичь.
Святая обитель – оранжерея для души, где есть все возможности для восхождения к Богу.
Игумен Герман:
– Господь никому это не запрещает. Кто желает, приходите, живите здесь и выполняйте послушание, попадете в райскую обитель.
Послушница Наталья:
– Пришла, как и все, наверное, чтобы спасти свою бессмертную душу и своих сродников вымолить. Мы молимся за мир. Конечно, это громко звучит, но должны быть молитвенники за мир. Тем более в наше нелегкое военное время.
«Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Известное изречение Серафима Саровского как напоминание, насколько важно думать о своей душе, знать о том, что мы не одни и что любовь и вера спасут мир.
За все, Владыка мой, прошу прощения,
И Ты наставь меня на путь спасения.
Плывут в голубом небе над куполами золотые кресты, словно прощаются с нами, благословляя в дорогу. Что-то изменилось в нас; несомненно, улучшилось и будет нам сопутствовать. Наверное, это надежда. С ней тихо и спокойно, светло и радостно сердцу.
Записал Максим Заливакин
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Дом Божий — врата небесные. О монашестве, игумене и послушнике
Этот день в истории. 10 декабря
День ангела. 10 декабря
Церковный календарь 10 декабря. Святитель Иаков Ростовский
Евангелие 10 декабря. Написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!