Главное – просто верить? Тогда в чем разница между протестантизмом и православием? И как вообще люди переходят из одной конфессии в другую? Верующий подросток обречен быть изгоем? Важно, чтобы после смерти тебя отпевали? И чего можно бояться в 23 года?
– Даша, это твое первое интервью?
– Первое осознанное.
– Сложно давать интервью про себя?
– Это страшно. Страшно открыться такому количеству людей, которые просто сидят по ту сторону экрана. Ты прячешь, как котеночка, свое сердце, ты его греешь, выращиваешь, ласкаешь – и потом просто приходят сотни людей, которые хотят узнать, что там за котеночек такой, раз ты его так прятала.
– Что же за котеночек такой у тебя около сердца? Что такое бережное, что такое важное у тебя внутри, о чем говорить даже страшно?
– Это вера. Вера в Бога. Вера, которая меня сопровождала с детства, в которой я выросла, в которой жила, которую отстаивала, за которую страдала, даже несмотря на мой возраст. Переживала, когда было очень сложно, когда казалось: зачем эта вера вообще? Но Господь такой Великий, что Он просто все время нес меня на руках. И вот до 23 лет я верю, и мне уже не так страшно говорить об этом, не так страшно говорить о Том, в Кого я уверовала.
– А что тебе помогает не бояться? Ты сейчас, по сути, мини-проповедник, еще и в массовой коммуникации. Да, я слышу, как дрожит твой голос, как бьется твое сердце, – но от этого разговор становится только более живым. Был какой-то момент переключения, когда внутреннее вырвалось наружу и ты смогла уже отвечать на вопросы: «Да, верю. И конкретно знаю, в Кого верю»?
– Если говорить в целом о вере, не деля все на конфессии и деноминации, то я не знаю, как это получилось, это не моя заслуга. Я верила с детства. Когда мы переехали в деревню с родителями, я училась в четвертом классе, и все видели, что приехала какая-то городская девчонка, вроде нормально выглядит, она не пьет, не курит, не матерится; соответственно, весь класс, а потом и вся школа на несколько лет ополчились на меня, они меня не любили; как сейчас говорят, был такой прямо буллинг в школе.
И вот когда уже пришло время мне уезжать, произошла моя первая проповедь, если можно так сказать, в кавычках. У нас ночевала моя одноклассница, которая была моим самым первым врагом. И она говорит: «Даша, расскажи мне о своем Боге, расскажи мне о своем Христе, в Кого ты веришь». И я три раза ей отказывала, и три раза она настаивала. А нам было по 13–14 лет, это была первая моя осознанная проповедь.
– И чем закончилась эта встреча?
– Это было удивительно. Как будто небеса распахнулись, просто ангелы сошли к нам в нашу деревенскую кухню, была атмосфера неба. Она действительно полночи проплакала на улице и проснулась совершенно другим человеком. И после этого мы с ней вместе стали проповедовать в нашей школе, уже смело делиться Благой Вестью. Еще одна наша одноклассница тоже точно такое пережила. Это просто какое-то чудо, и ни капли заслуги моей тут нет, потому что это Господь пришел в ту школу, со Своим Светом, просто осветил сердца детей. И если жизнь хотя бы одного человека изменилась – значит, я пять лет там прожила не зря. С коровами, с курами, с гусями.
– Ты сказала о том, что была протестанткой. Сейчас ты православная христианка. Назови нам десять отличий, потому что не для всех очевидна разница.
– Десять отличий – это сложно. Да, я долгое время была протестанткой, потом случилась перемена сознания, тоже в этом я вижу Божий Промысл, Божий Свет, потому что я была самой твердой, самой убежденной протестанткой всегда; и во всем моем окружении. Я знала всю кухню протестантской церкви, потому что мой папа был протестантским пастором, протестантским священником. А потом случился переход в православие, который длился очень долго. Случился карантин, церкви закрылись, и моя мама пошла в православный храм. У нее уже мысль про православие долго томилась в сердце, потому что она была крещена в Православной Церкви. Она идет в православный храм, и мы для себя начинаем открывать православие. Иду туда я потому, что для меня онлайн-богослужения – это не то, где я хотела бы присутствовать по воскресеньям. Мы идем в храм, и тут начинается этот процесс, когда мы начинаем осмыслять все происходящее и идем на исповедь не для того, чтобы исповедоваться с целью переубедить батюшку или поговорить с ним, а он на тебя еще хорошо наедет… Слава Богу, что случилась в моей жизни молодежная община при храме Рождества Христова. Отец Евгений просто в нас поверил, увидел этот огонек в глазах, эту любовь к людям, увидел эту готовность служить, отдавать всего себя, не жалеть, все время помогать людям, Богу, Церкви.
– Собственно, чего не хватало? Ведь там же были те самые горящие глаза, ощущение, что Бог есть в твоей жизни, помощь людям, живое общение. Чего не хватало?
– Вы правы. Там было живое общение, там не было бабулек, которые ругают за то, что девушка сегодня пришла в брюках в храм или не надела платок. Там не было строгих батюшек, не было служб по два часа, а иногда и по три. Литургии, на которой ты должен все время стоять и просто своим взглядом и сердцем быть сосредоточенным на Христе и ни на чем более. Там не было всех этих трудностей, там было классно. Это очень комфортная, мягкая тусовка, которая тоже имеет место, как я считаю. Потому что действительно кому-то так удобнее, кто-то больше Бога там переживает, и я никогда не осуждаю людей за их выбор, у меня нет цели увлечь всех в Православную Церковь, это мой выбор…
– А что тебя туда ноги-то понесли?
– Случилась поездка в Крым, в Инкерманский монастырь, и вот там зажглась моя кнопка красным цветом. Монастырь основал святой Климент, один из семидесяти апостолов Иисуса Христа и ученик апостола Петра. И это просто был щелчок, который повернул меня к пониманию…
– …что это Апостольская Церковь, что это та преемственность…
– Да, о чем я и хотела сказать: Единая Апостольская Церковь. Конечно, среди отличий – это Причастие, то, что меня влекло как самое главное, потому что я год не ходила в протестантскую церковь и не принадлежала к Православной. И я думала: умру я – и кто я?
Причастие в Православной Церкви совершается каждый день, не бывает литургии без причастия, и когда мои друзья об этом узнают, они удивляются, что причастие каждый день. Например, в протестантской церкви оно совершается в основном раз в месяц, и то – где-то это как Кровь и Плоть Господа, где-то это просто как воспоминание. Первую литургию совершил Иисус Христос на Тайной Вечере, Он сказал: сие творите в Мое воспоминание. И сейчас, когда я иду в храм (а у меня даже сейчас мурашки по коже), когда поется Херувимская песнь, когда мы всем храмом встаем на колени, когда стоим, а вокруг нас огромное количество святых и мы ощущаем эту Божественность святой литургии, у меня больше не возникает вопросов по поводу икон, бабушек, свечей и так далее. Потому что эта ценность и влечет.
– А что в этом сложного? В том, чтобы быть православной христианкой?
– В чем сложность быть православным? Я бы, наверное, задала вопрос немного по-другому: в чем сложность перехода из протестантизма в православие? В этом ключе очень сложно избавиться от каких-то своих предрассудков, потому что в протестантизме самым главным столпом является Sola scriptura, термин Мартина Лютера, когда совершилась эта Реформация. Что означает в переводе – «только Писание, только Библия». И всякий раз, когда я с протестантами общаюсь, они говорят: «А где в Библии написано про иконы? А где в Библии написано про святых?» И у меня вопрос: ребята, а вы не верите, или не знаете, или просто не хотите понять, что были Вселенские Соборы?
– Ты часто говоришь слово «знать». Но в твоей жизненной истории, получается, и чувственный опыт важен. В каких пропорциях у тебя это? С чего начинается история? С чувственного опыта или знания? И есть ли в этом противоречие?
– Конечно, есть противоречие. Это как сердце и ум. И если вспоминать тот год, именно момент моей борьбы, перехода – сердце с умом так сражались, такая битва была! Но я благодарна батюшке, отцу Евгению, который вел нас, который был уверен в нас. Я тоже хотела быть такой уверенной, и когда я крестилась, когда пошла на этот шаг, я немного себе оставляла шанс, что, возможно, уйду снова в протестантизм, что если что не так, то в любом случае можно вернуться. Но чем больше я живу, чем больше вижу каких-то моментов, препятствий, преград, тем больше понимаю, что мне бы хотелось крестить детей, мне бы хотелось, чтобы меня отпевали, мне бы хотелось продолжить свою жизнь в православии. Не люблю громких слов, но мне бы хотелось тут остаться.
– Даша, в чем твой смысл?
– Смысл в том, чтобы находить счастье в каждом дне, счастье в каждом моменте. И не стараться прожить чью-то жизнь, не стараться прожить на год вперед сразу, не планировать, не думать о том, что же будет завтра. Ведь Господь дал нам сегодняшний день, и мы должны его проживать. Наверное, смысл в том, чтобы жить как в последний раз, не в том плане, что бросаться во все тяжкие, просто ценить и благодарить Бога. Смысл в благодарности.
Ведущая Елена Деревщукова
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Благие вести. 18 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!