Учимся растить любовью. То плачет, то смеётся

16 февраля 2023 г.

На этот раз вместе с клиническим психологом Марией Василенко, специалистом "Мастерской православного психолога", будем разбираться, нормальна ли для ребенка резкая смена настроений. Узнаем, где грань между нормой и отклонением, когда эмоциональная нестабильность сигнализирует о проблеме. Поговорим о том, как помочь ребенку справиться с подобными перепадами. Отдельно коснемся подростковой эмоциональной нестабильности.

Сегодня у нас в гостях клинический психолог Мария Василенко. И говорить будем на тему: то смеется, то плачет. То есть об эмоциональной нестабильности у ребенка.

– Мне кажется, эта тема напрямую связана с Вашей деятельностью клинического психолога, потому что перепады настроения у ребенка, которые родители часто хотят объяснить его темпераментом, характером, на самом деле могут иметь очень разные причины.

В этих причинах мы сегодня и будем разбираться. Давайте с них и начнем. Из-за чего у ребенка бывает нестабильное настроение, когда он то веселый, то грустный? Бывает ли это просто врожденным качеством характера?

– Я отвечу очень просто, но потом мы немножко поразмышляем об этом. Это норма. У ребенка лабильная нервная система, лабильная психика. В переводе на наш язык с латыни «лабильность» – это «подвижность». Это связано с тем, что ребенок изучает окружающий мир.

Вот он гладит доброго пушистого Барсика и смеется. Но Барсику надоело, что его гладят в течение всего дня или бантики на нем какие-нибудь завязывают, и он царапает ребенка. Ребенок громко плачет. Но через пять минут он чувствует, что запахло блинчиками, оставляет Барсика, мама поцеловала оцарапанную ручку, дала блинчики, и они пошли гулять. Залаяла собака – ребенок опять начал плакать, кричать.

Все, что видит, слышит, ощущает, осознает ребенок, производит на него очень сильное впечатление. Это мы уже привыкли и какие-то моменты воспринимаем совершенно спокойно, в том числе и то, что ребенка может или восторгать до высшей степени, или пугать так, что он готов залезть под стол и истерить. Но, конечно же, есть грань. И вот об этом мы можем поговорить.

Мы можем наблюдать лабильность психики у детей, у подростков, у зрелых людей и у пожилых. Но так как у нас передача все-таки посвящена детям и подросткам, скажу только, что лабильная, то есть неустойчивая, психика – это не норма.

Вот если у родителей перепады настроения и они не могут выстроить со своим ребенком адекватные взаимоотношения, то стоит обратиться к неврологу или даже к психиатру… Сейчас неспокойное время, ничего в этом нет особенного.

А если ребенок то плачет, то смеется – это норма, и с этим особо ничего не нужно делать, если ребенок крепко спит, если у него хороший аппетит, если он гуляет и не жалуется на здоровье. Если у него прослеживаются какие-то другие симптомы – например, энурез лет в 7–9 или подросток говорит о чем-то, связанном с суицидом (дескать, не стоит жить, жизнь недостойная или еще что-то такое), на это уже стоит обратить внимание.

Но у ребенка дошкольного возраста частые перемены настроения – абсолютная норма. Просто родителям надо спокойно, терпеливо относиться к проявлениям развития детской психики.

– До какого же возраста вот такая лабильность психики ребенка нормальна? И какие симптомы могут говорить нам о том, что все-таки уже нужна какая-то коррекция?

– У каждого ребенка по-разному. У кого-то более подвижная нервная система, тогда это продлится дольше. Детский период будет переходить в подростковый в 7, 8, 9 лет, может быть, ребенок будет поспокойней, но потом опять с новой силой пубертат наберет обороты – и этот ребенок будет снова и снова выплескивать свои эмоции.

Именно к этому периоду родителям стоит подготовиться – во-первых, самим укрепить свою нервную систему, во-вторых, научить ребенка эмоциональной грамотности, то есть тому, что делать со своими эмоциями. Это основа основ. Помогает проговаривание, контейнирование, игра.

Например: «Собачка поранила лапку. Что она сейчас чувствует? Ей больно, печально. Ее друг ушел в другую норку, и она грустит». Мы смотрим замечательный мультфильм: медвежонок ждет ежика, который идет в тумане и несет ему варенье. Отлично! Им сначала грустно, а потом, когда они встретились, радостно. Они дружат, у них есть теплота, благодарность, нежность, любовь.

И можно сказать: «Ты как ежик. Помнишь, тебе было грустно, когда ты ждал меня с работы? Я к тебе пришла, и нам снова сейчас весело». Так ребенок понимает, что у него есть чувства, что выражать чувства нормально. Он иногда может плакать.

В какой-то из передач я уже говорила про очень хороший мультфильм «Малыши и Летающие звери». Там герои – брат и сестра, которым по 5 лет. Этот мультфильм как раз учит эмоциональной грамотности в разных ситуациях. Девочка мальчику прижала палец, он разозлился, ушел, говорит: «Я злюсь, злюсь, злюсь». Потом выходит, и они мирятся.

Соответственно, общаясь с ребенком, проговаривайте его чувства: «Как  я тебе сочувствую, что тебе сейчас грустно, больно!» Или: «Как я рада за тебя, что ты так радуешься! Мне тоже очень весело! Тебе страшно? Когда я смотрела этот мультфильм первый раз, мне тоже было страшно! А сейчас я выросла, и мне не страшно».

Ребенок понимает, что это. И вот именно когда мы развиваем эмоциональный интеллект, ребенок учится контролировать себя, тогда эта лабильность нервной системы постепенно уменьшается.

Даже если в подростковый период уже гормональные всплески будут приводить ребенка к этой нестабильности, эмоциональной лабильности, он уже будет понимать, что норма, а что нет. «Мне сделали одно замечание, а я хлопнул дверью так, что окна затряслись. Скорее всего, тут что-то не так». То есть ребенок может адекватно оценивать себя, других и вступать в коммуникации.

Мы с Вами опять, как, впрочем, и всегда, переходим к теме социализации, выстраивания отношения к себе, к другим, к каким-то событиям, к миру.

– Если я правильно понимаю, родители не так давно узнали о том, что чувства сами собой не даются, что их тоже нужно воспитывать, нужно учить ребенка эмоционально реагировать. То есть в отношении маленьких детей уже есть какая-то родительская грамотность.

А вот что касается подростков, тут у родителей совсем руки опускаются. Предположим, они с раннего возраста ребенка занимались развитием его эмоционального интеллекта и тут видят, что результаты куда-то все исчезли.

И вот перед нами подросток, у которого все то же самое повторяется – он опять то плачет, то смеется, не совсем адекватно (как кажется родителям, а иногда это действительно так) реагирует на ту или иную ситуацию. Родители в ужасе, потому что совсем не знают, как себя вести.

Кажется, уже не поможет проговаривание проблем. А может быть, стоит вернуться к способу, который был в детстве, и как-то проговаривать эмоции свои и ребенка и так выходить из проблемы? Что Вы посоветуете?

– Давайте пока подведем небольшой промежуточный итог – что норма, а что не норма у детей и потом перейдем к подросткам. Я уже говорила, но вкратце, вскользь, а сейчас просто структурируем: если у ребенка дополнительные симптомы или проявления, которые кажутся неконструктивными, то есть не просто у него меняется настроение, а он, например, начал говорить, что чего-то боится, о своих фантазиях, просить: «Я не хочу спать. Включи мне свет», перестает общаться со сверстниками, у него возникают галлюцинации даже не в темноте (он говорит: «Там кто-то стоит» или что-то подобное), или у него возникает энурез, появляются раздражения типа дерматита, ребенок начинает чесаться, начинает делать непроизвольные навязчивые движения, например, то и дело что-то теребить (девочки накручивают волосы, мальчики тоже что-то находят), лучше, конечно, обратиться к специалисту, не пренебрегать помощью клинического психолога или врачей.

Но клинический психолог, скорее всего, порекомендует обратиться к врачу и только после этого будет работать с ребенком или с родителями. Ведь ребенок растет в семье, и все, что с ним происходит, – это отражение семейной атмосферы. Если есть какой-то источник стресса, а стресс демонстрируют родители (мы понимаем, что у современных родителей много поводов для стресса), которые могут не знать, куда эти проявления деть, и транслировать их детям – стать более раздражительными, кричать, рассказывать, как все кругом плохо и так далее, дети будут на это реагировать.

Например, папу уволили, он уже нашел новую работу, а ребенок до сих пор думает о том, как они будут жить без денег и умрут голодной смертью. Мама с папой уже и думать забыли о сложной ситуации, разобрались, все кредиты погасили, а с ребенком происходит что-то неладное. Поэтому еще раз говорю: во-первых, контролируйте себя, думайте о том, что и как вы говорите при детях; во-вторых, если у ребенка появляется что-то подозрительное, лучше проконсультироваться со специалистом.

Теперь о подростках. Очень люблю подростков. Это замечательные, я бы сказала, какие-то инопланетные создания. Это период очень быстрый, неуловимый, какой-то иллюзорный, когда ребенок, как пришелец из другого мира, абсолютно непонятный – или он в грубых ботинках с пирсингом, с какими-то татуировками, с бутылкой или банкой какой-то непонятной, еще с чем-нибудь, горланящий. Господи, прости! Всякое в жизни подростка бывает. Или он какой-то эльф с розовым чубчиком, который ходит по лесам. Моя юность пришлась на 90-е годы. Многие тогда прочитали «Властелина колец» и были разными сказочными персонажами.

Конечно же, если у подростка есть перепады настроения, это нормально. Но как это происходит? Может быть период очень хорошего настроения, когда подросток будто не знает усталости, он быстр, хорошо соображает, начал хорошо учиться, брать дополнительно уроки игры на гитаре, испанского или китайского языка, спит очень мало. У него очень много энергии, непонятно, откуда она берется. Родители радуются.

– Подозреваю, что это дурной знак.

– Но через какое-то время – буквально через месяц, два, три – ребенок ложится, и ему не хочется делать ничего. И если у ребенка младшего возраста может возникать невроз, и тогда невропатолог или детский психиатр будет работать с этим, то у подростка может возникнуть биполярное аффективное расстройство (БАР). Вот это более серьезная проблема.

Не хочу пугать наших уважаемых телезрителей, но БАР не лечится, только корректируется, и эта коррекция дает возможность человеку жить вполне нормальной жизнью, но постоянно помня, что у него есть такой диагноз. Обычно депрессивные периоды дольше, чем маниакальные.

То есть жизнь будто полосатая: есть черная полоса, очень длинная, она называется депрессивной, есть полоса белая – маниакальная, когда человек будто не устает, у него подъем сил, он мало спит, но много делает и гуляет, развлекается. Но эта полоса короче, и со временем она будет становиться еще короче, а депрессивная – все длиннее.

Если это не корректировать, то взрослый человек будет страдать от того, что перепады будут резкие и депрессивные периоды будут настолько долгие, что ему сложно станет выполнять какие-либо функции. Поэтому, чтобы не пропустить патологию и просто гормональные подростковые всплески, уважаемые родители, опять же нужны терпение, внимание, нужно активно слушать ребенка, активно с ним взаимодействовать.

И говорить нужно не столько о проблемах, вроде таких: «Какие у тебя уроки? Как ты поступаешь или не поступаешь? Какие у тебя успехи в кружке? Как ты будешь сдавать конкурс имени Чайковского?» А об этом: «Что с тобой происходит? Что происходит с нашими отношениями?»

– Родители и так испуганы, растеряны, когда перед ними подросток. Если они будут подозревать страшное и начнут эту проблему сразу же транслировать своему ребенку (например, говорить: «С тобой что-то не так! Может быть, у тебя биполярное расстройство? Тебе надо к психиатру сходить»), мне кажется, таким способом точно действовать не стоит.

Как же тогда и не пропустить важный момент, чтобы вовремя начать медицинскую и психологическую коррекцию, и все-таки не нагнетать на пустом месте проблему? Может быть, у Вас как у клинического психолога есть вешки, которые можно расставить и на которые можно ориентироваться?

– Я всегда говорю: «Начните с себя. Во-первых, любите своего ребенка». Меня родители часто не понимают. Я работаю с подростками и когда говорю это их родителям, они в ответ: «Я же к Вам как к специалисту обращаюсь! Зачем Вы начинаете мне прописные истины рассказывать?»

Но не стоит в «поезд счастья», о котором мы уже однажды говорили, который мчится на огромной скорости, закидывать своего ребенка, мечтая о том, что он на этом «поезде» уедет в какое-то светлое будущее. Ваш подросток находится здесь и сейчас, он не перестал быть вашим сыном или вашей дочерью, хоть, может быть, и выглядит несколько странно. Скоро это закончится.

При моей относительной молодости я уже видела подростка, который потом, будучи молодым человеком, привел уже своего малыша. Конечно, я их переориентировала на детского психолога. Но сейчас это говорю к тому, что вместо того ранимого эмо с розовой челочкой я увидела вполне успешного клерка, менеджера среднего звена, имеющего жену, детей.

Поэтому первое – надо любить ребенка, второе – не надо его бояться, это ваш ребенок. Если вы боитесь, задайте себе вопрос: «Сколько лет тому человеку, который боится этого подростка?» Вы можете сказать, что 30, 40, 28, но нет. Этому человеку внутри вас от силы 5–7 лет, это ваш внутренний ребенок не научился на определенном уровне коммуницировать вертикально, горизонтально, то есть строить коммуникации с разными людьми. Соответственно, этот ваш внутренний ребенок сейчас в ужасе от того, что видит рядом вот такое чудо.

Но вспомните о том, что вы – взрослый человек. Думаю, что не только мамы, но и папы нас смотрят. Вспомните о том, что бояться не стоит, не стоит транслировать свои страхи ребенку. Если у вас есть такие догадки, записывайте их. И сначала сами придите на консультацию к психологу. Ваш запрос: «У меня подросток, я его боюсь. Не знаю, что делать. Подозреваю у него биполярное расстройство. Он ведет себя так-то».

И конкретно в ситуации, когда только вы и специалист, расскажите, когда и где ребенок, на ваш взгляд, вел себя неадекватно. Возможно, все в рамках нормы, а возможно, действительно стоит присмотреться – тогда психолог пригласит к себе вашего подростка, поговорит с ним с глазу на глаз и даст ему такие ориентиры, при которых он даже сам может сказать: «Мама, не сходить ли мне к врачу? Может быть, мне нужна еще какая-то помощь?»

У меня среди клиентов есть две такие девочки-подростка 14 и 15 лет, которые маме регулярно говорят, например, так: «У меня сейчас сложный период. Запиши меня, пожалуйста, к психологу. Я два раза не смогла справиться со своими эмоциями: один раз разрыдалась, хотя, казалось бы, там ничего такого не было, другой раз меня «перло», я гоготала на весь класс и ничего не могла сделать – мне было радостно. Может, это ненормально?» 

Есть доверительный контакт. Естественно, потом родители могут понять, держат они руку на пульсе или нет. Думаю, с этого нужно начать.

– Мария, спасибо за Ваш совет. Мне кажется, очень важно, что тема эмоциональной нестабильности, которая волнует и родителей совсем маленького ребенка, и особенно родителей подростка, привела к Вашему совету самим родителям сходить к специалисту. Благодарю Вас за замечательные профессиональные советы и жду снова у нас в гостях.

Ведущая Марина Ланская

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 23 мая: 00:30
  • Пятница, 24 мая: 05:30
  • Воскресенье, 26 мая: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать