Учимся растить любовью. "Свет и тень Снежной королевы" – проект кукольного театра "Виноград"

29 декабря 2022 г.

В преддверии Нового года и Рождества мы предлагаем вам окунуться в сказочный мир "Снежной королевы" Ганса Христиана Андерсена, чтобы поговорить о тех христианских смыслах, которые в ней заложены. Нашими помощниками будут артисты православного кукольного театра "Виноград". Их проект "Свет и тень Снежной королевы", осуществляемый при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, как раз об этом. Кто такой тролль? Что связывает его со Снежной королевой? Почему Кай собирает слово "вечность", и кто приходит на помощь Герде в самый опасный миг? Будем постигать глубину сказки вместе, а кроме этого, узнаем, как сделать домашний теневой театр.

Зимние праздники – Новый год, Рождество – это время, когда каждый ребенок (думаю, что и взрослый) хочет окунуться в сказку. Какие же сказки нам в первую очередь приходят на ум зимней порой? «Двенадцать месяцев», «Морозко», «Снегурочка», «Щелкунчик». Думаю, у каждого свой ассоциативный ряд. Но наверняка многие, как и я, сразу вспомнили сказку Андерсена «Снежная королева». Все мы эту сказку читали в детстве, продолжаем читать детям, но не все знают, что у этой сказки есть полная версия, не урезанная советской цензурой. В этой полной версии Андерсен открылся как настоящий христианин. И именно этот вариант сказки поставил православный кукольный театр «Виноград». Сегодня вслед за театром и за писателем и мы пойдем за глубокими смыслами. Заодно расскажем в этом выпуске, как сделать теневой театр дома самостоятельно.

Может ли любовь разрушить смерть? Пожалуй, это и есть главный вопрос Андерсена в «Снежной королеве». Та любовь, которая никогда не перестает. Этот смысл пробивался к читателю даже в те времена, когда в доступе был лишь вариант, урезанный цензурой. Вариант полный стал открытием для многих. Кто такая Снежная королева? А злой тролль? Почему Кай пытается читать «Отче наш» и не может? Зачем он складывает в чертогах Снежной королевы слово «вечность»? Обо всем по порядку.

Кукольный театр «Виноград» – больше чем театр. Сегодня он приехал к детям в семейный центр «Эко-арт» со спектаклем, который является частью проекта «Свет и тень Снежной королевы».

Анна Леонидовна Бархатова, руководитель кукольного театра «Виноград»:

– В репертуаре нашего кукольного театра «Виноград» есть три зимние сказки, связанные с Рождеством. Хотелось чего-то еще. И хотелось такой сказки, чтобы была известна всем. Сказка «Снежная королева» действительно известна всем. И помнится чудесный фильм, снятый по пьесе Евгения Шварца.

Изучая сказку, думая, как ее можно поставить, мы наткнулись на тот факт, что сам Ганс Христиан Андерсен, оказывается, был очень даже большим специалистом в теневом театре. Оказывается, он мастерски вырезал силуэты из бумаги. В его музее хранится около полутора тысяч бумажных фигурок. И этими легчайшими актерами он разыгрывал великолепные волшебные представления для своих маленьких друзей, да и для взрослых. Тогда это действительно было очень популярно среди всех слоев населения. В нашем быту из этого искусства силуэта остались, пожалуй, только снежинки и узоры на окнах, когда нам не хватает инея и снега. И отсюда у нас зародилась идея – «Свет и тень Снежной королевы». Ведь «Снежная королева» – действительно удивительная сказка, и она полна таких глубин! Прежде всего хотелось открыть ее заново, из самого первоисточника почерпнуть те ассоциации и смыслы, которые вкладывал автор.

За основу взяли дореволюционный перевод сказки Анны и Петра Ганзен. Именно они первыми познакомили русского читателя со сказками скандинавских писателей. Их вариант «Снежной королевы» содержал все, что включил писатель, но позже вырезала советская цензура.

Анна Леонидовна Бархатова:

– Они прекрасно знали родной язык Андерсена, но жили здесь, в Петербурге. И мы почувствовали, что это нас связывает. Тем более мы узнали, что сказки Андерсена у нас в России стали популярны с приездом к нам императрицы Марии Федоровны, которая воспитывалась на этих сказках. Поэтому сказки стали популярны в любой среде: и в той среде, где живет девочка со спичками, и в той среде, где живут принц, принцесса и тот самый император, который слушал соловья. Прочитывая подлинный текст, мы открывали такие глубины!..

У театра есть свой, ни на что не похожий язык, помогающий передать смысл через художественный образ.

Екатерина Валерьевна Каптен, сотрудница и мама двух учеников центра «Эко-арт»:

– Я очень хотела, чтобы мои дети узнали оригинальный вариант сказки, без сокращений, чтобы увидели всю красоту истории Андерсена, прочувствовали эту историю в новом плане. Мы, конечно, читали эту книгу и о многом рассуждали, но все-таки книга – это одно, а спектакль – совсем другое. Во время спектакля, мне кажется, ребенок находится внутри постановки, он чувствует вместе с героями, сопереживает, видя, что происходит на сцене. Сейчас мы живем в эпохе хромакея, и можно нарисовать все, что позволяет компьютерная графика, а воображение как бы отключается. Честно говоря, я скучаю по старым фильмам, таким, как, например, «Обыкновенное чудо», где с помощью каких-то простейших декораций создали фантастическое по своей красоте и глубине смысла пространство. Такие камерные спектакли действительно позволяют ребенку поучаствовать в этом вроде бы воображаемом, но на самом деле самом настоящем мире творчества спектакля. Это, конечно, гораздо сильнее влияет на детскую душу, чем всякая компьютерная графика, и позволяет включиться в саму историю, сделать выводы.

Во время спектакля звучит молитва «Отче наш». Это не нововведение театра, а буквальное перенесение текста на сцену. А вы знали, что в полном варианте сказки Андерсена он приводит слова главной молитвы христиан? Что же убрала из сказки Андерсена советская цензура? Что было сокрыто от читателей старшего поколения? И есть ли смысл разыскивать полный вариант? Ведь и привычный вариант так хорош, что невольно думаешь: а может ли быть лучше?

Анна Леонидовна Бархатова:

– В полном варианте «Снежную королеву» я прочитала давно, и для меня это было самое настоящее открытие. Оказывается, Герда читает молитву, когда попадает в самую страшную переделку и на нее надвигаются жуткие порождения Снежной королевы – снежные монстры, как мы сейчас их назвали бы. Герда, хрупкая, маленькая девочка, почти поглощена ими, затерта во льдах. И она читает молитву. И не просто читает, а от всего сердца взывает к Господу Богу за помощью. «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое», – говорит Герда. И у Андерсена написано, что в этот момент пар, вылетающий на морозе из ее уст, превращался в светоносных крохотных ангелочков. Эти ангелочки гладили замерзающие ручки, замерзающие ножки девочки и, опускаясь на землю, превращались в громадных светоносных ангелов, которые поднимали на свои копья снежных чудовищ – и те рассыпались в прах. И Герда проходила по светоносному коридору вперед, где ждал ее обледеневший Кай.

Вся мощь Герды, оказывается, находилась в ее любящем чистом детском сердце. Эти строки не были вымараны советской цензурой. Но как прочитать их без последних строк, где говорится про евангельскую фразу: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»? Тогда часть смысла утекает между пальцев – и его не поймать. И кто такой тролль? Кто такая Снежная королева и какое отношение она имеет к троллю?..

Тролль, с которого начинается действие сказки, как написано у Андерсена, был злой-презлой, сущий дьявол, великий насмешник, сотворивший это зеркало и сделавший так, что его осколки теперь летают по всему миру. И до наших времен эти осколки долетают, проявляясь гордостью и разными грехами в человеческой природе. Тролль не враждует со Снежной королевой, потому что Снежная королева – это природа равнодушная. Снежная королева – это ледяная дева (известный персонаж у западных христиан), то есть символ смерти; она легко охватывает человека, если он находится во льдах. Снежная королева – ни хорошая, ни плохая, это просто отсутствие жизни. Она забирает жизнь у Кая.

Еще один важный момент в сказке. Снежная королева поручает Каю написать слово «вечность». Наверняка каждый не раз спрашивал себя, почему ей так важно было написать именно это слово и какую вечность имела в виду Снежная королева, давая это задание. А имелась в виду вечная смерть. Ледяная дева, как символ смерти, просто мечтала лишить Кая жизни. Вечная смерть, вечное спокойствие... И слово «вечность» сложилось само собой в тот удивительный момент, когда Герда своим горячим сердцем вернула Кая к жизни. Как написано у Ганса Христиана Андерсена, слово это сложилось само собой, подразумевая вечную жизнь, вечную любовь, которую дарит нам Господь Бог.

К такому исчерпывающему толкованию ничего не прибавишь. Остается только радоваться за сегодняшних детей, которым все заложенные Андерсеном смыслы объяснили не назидательно, а языком театра. Как и положено рождественской сказке, она коснулась всех, в том числе и нашу съемочную группу. Приехав в детский центр «Эко-арт», мы услышали чудесную историю, которая произошла благодаря нашему каналу. Послушайте и вы, порадуйтесь вместе с нами.

Юлия Григорьевна Петрова, руководитель семейного центра «Эко-арт»:

– Наш центр, наша семейная школа родилась благодаря вашей передаче. Сегодня, увидев Ваше лицо, я даже прослезилась, подумав, как промыслительно все происходит. Около пяти лет назад я увидела в одном из ваших выпусков интервью о методике «Русская классическая школа». Тогда мой старший сын (а у меня трое детей), который сейчас уже во втором классе в нашем семейном центре, был совсем маленький малыш, и я подбирала (сама я педагог по образованию) для него какие-то альтернативные методики, потому что понимала, что та система, которая есть, в нашей семье не отзывается. Я начала искать классы по методике РКШ, но в нашем районе не нашла. Потом как-то подобрались единомышленники, добрые люди, которые в меня поверили. Методика сподвигла меня на создание такого семейного центра.

Начинали мы с маленькой комнатки, площадью 18 метров, и у нас было четыре ребенка – это был наш первый класс. Сейчас у нас уже два филиала. В данный момент вы находитесь в дошкольном отделении, здесь же занимается первый класс. В этом году рядышком открылся филиал, где учатся дети со второго по пятый класс. Прошло пять лет, и мы растем, развиваемся от маленького зернышка к большому деревцу.

Дереву для роста нужны благодатная почва, согревающее солнце, питательная среда и спасительная вода. Детям для развития нужно не меньше. Так в светском детском учреждении было решено ввести особенные уроки, без которых никак не обойтись.

Юлия Григорьевна Петрова:

– В этом году в нашей школе мы ввели ценностно-смысловое образование. Мы поняли, что помимо основной классической методики, по которой мы работаем, детям необходим еще какой-то стержень. Дети у нас светские; мы специально так сделали, чтобы больше детей окружить добротой, светом. И мы думали, что еще можно сделать для деток из нерелигиозных семей, чтобы ввести ценности в школу, чтобы был стержень. Мало просто работать по хорошей, сильной методике. Это как в семье: одной теории мало, нужна еще практика любви, практика ежедневной заботы. Поэтому вместе с детьми и педагогами мы разработали девять основных ценностей.

Ценности, совместно выбранные детьми и взрослыми, заняли свое место на том метафорическом дереве, которое здесь растят все вместе.

Юлия Григорьевна Петрова:

– Сентябрь – знания, октябрь – ответственность, далее идут дружба, забота, развитие, человек, свобода, счастье, семья. Сейчас мы с детьми говорим о дружбе. От знания через ответственность к дружбе. То есть сначала, когда детки пришли в школу, мы говорили о знаниях, для чего они нужны. Далее мы взяли ответственность за свои знания. То есть мало получить знания, важно понять, как мы их используем. Потом, когда детки адаптировались к занятиям, нам нужно рассказывать о взаимоотношениях. У нас в семейном классе – как в семье, поэтому мы говорим о дружбе. Далее, подходя к Новому году, Рождеству, семейным праздникам, мы будем говорить о заботе.

Неудивительно, что именно в этом центре, где в воспитании детей фундаментальным ценностям отводится важное место, выступает театр «Виноград». Их проект «Свет и тень Снежной королевы» – это еще и знакомство с театром теней. С его помощью родители и дети ставят фрагменты представления, которые составят один большой общий спектакль. Театр теней, зародившийся в Китае 1700 лет назад, в Европе стал известен лишь в XVIII веке. Зато сейчас элементы этого искусства легко воспроизводятся дома на радость детям и взрослым.

Анна Леонидовна Бархатова:

– В нашем проекте мы дарим родителям вот такую удивительную коробку «Свет и тень Снежной королевы». Это домашний теневой театр: коробка для хранения кукол и одновременно экран теневого театра (это видно с обратной стороны). Что же находится в этой удивительной коробке? В ней находится вот такая картоночка – это заглушка теневого экрана. Когда коробка не работает как театр, она хранит в себе чудесных кукол. Есть в этой коробочке еще одна маленькая картоночка, при ее помощи можно укреплять куколок, которые истреплются, или же вырезать из нее какие-то дополнительные декорации. Также в волшебной коробке есть рамка. У нас рамка уже подготовлена: склеены две ее части, а между ними вклеена калька формата А3. Это и есть наш теневой экран.

Еще в коробочке есть файлик с куколками. Эти картонные куколки созданы специально по эскизам художника, который оформлял наш спектакль «Свет и тень Снежной королевы». Всего здесь 22 детали. Из двадцати двух деталей собираются семнадцать кукол и три декорации. К этому файлику приклеен очень маленький сверточек, в нем находятся брадсы – специальные гвоздики с двумя усиками, которыми скрепляются детали подвижных кукол.

Одна из двух художников спектакля, Анна Белопухова, создала эти куклы. Вот эта куколка состоит из двух деталей, в определенном месте она должна скрепляться, чтобы можно было водить ее, действовать ею, чтобы двигались обе части куклы. Это снежинка, которая в нашем спектакле и есть тот самый тролль, который хочет поглотить Герду. Чтобы этим троллем можно было работать, с обратной части к концам фигурки нужно прикрепить две палочки-водилки, за которые будет удобно держаться.

Здесь есть куколка Цветочница-волшебница. У нее подвижная рука. Чтобы эта рука могла двигаться, нужно проколоть руку и туловище и закрепить его там. А под рукой и к концу расчески нужно прикрепить две палочки. Все остальные куклы водятся только одной палочкой. И этих кукол я хочу сейчас показать.

Мы рассчитывали, что этими фигурками, этим теневым театром будет пользоваться семья, поэтому в качестве палочек-водилок мы использовали подручные средства, в данном случае это цветные карандаши, которые прикрепляются при помощи скотча к центру фигурок.

Для того чтобы экран действительно стал теневым, нужен свет. Кстати, хочу рассказать, как одна из девочек на нашем мастер-классе, увидев, как экран вспыхнул светом и какая замечательная история здесь разыгрывается, воскликнула: «Так это же святой телевизор!» Она имела в виду, что и эта замечательная история ведет нас к свету и здесь используется свет. Самым простым источником света может быть телефон, тот самый гаджет, от которого мы хотим оторвать и детей, и взрослых. Также можно использовать фонарик. Однако нужно соблюдать одно условие: важно, чтобы фонарик был линзовым, потому что свет, который проходит через линзу, делает контур фигурки четким, ярким, хорошо читаемым. Также источником света может быть любая настольная лампа.

А сейчас мы попробуем что-нибудь разыграть. Важное условие: фигурка, когда разговаривает, немножко двигает головой. Давайте Герда и Кай поприветствуют друг друга.

(Разыгрывают небольшую сценку в теневом театре.)

– Здравствуй, милый Кай!

– Здравствуй, Герда! Во что будем играть?

– Давай в догонялки.

– Давай. Отходи вперед, а я буду тебя догонять...

– Ты меня догнал. Тогда будем играть в прятки.

– Хорошо, иди прячься, а я буду считать до пяти. Раз, два, три, четыре, пять...

Анна Леонидовна Бархатова:

– Пока Кай считал, в небе засветилась яркая снежинка... Давайте поэкспериментируем: у нас есть вот такая кукла Снежная королева, с которой можно поиграть. В ней есть прорези, как будто бы снежинки. Поиграем светом так, чтобы в небе появилась снежинка. Снежинка росла, росла и наконец превратилась в женщину, платье которой было соткано изо льда. Эта женщина поманила Кая к себе:

– Подойди ко мне, Кай.

– Вы такая холодная! Мне страшно!

– Подойди ко мне!

– Нет! Не подойду!

Снежная королева расхохоталась дерзости Кая и, взметнувшись в облако, улетела...

Анна Леонидовна Бархатова:

– Теперь давайте попробуем создать какой-нибудь эффект: например, возьмем эти блестки, укрепленные на нитке, и попробуем из них создать эффект осколков. То ли это осколки зеркала тролля, то ли снежинки, которые вперемешку с осколками мечутся за окном...

Вот какие удивительные эффекты можно создать в теневом театре.

Рождественские каникулы – хороший повод перечитать «Снежную королеву», поговорить о важном, смастерить свое дерево ценностей и самим стать творцами маленького чуда, состоящего из света и тени. И пусть ваш свет победит.

Анна Леонидовна Бархатова:

– Такой спектакль вполне доступно разыграть дома. Маме, папе, ребенку любого возраста (даже двухлетнему, трехлетнему) – каждому найдется роль. А как это будет интересно подросткам! Как фантазируют девчонки и мальчишки, мы видели по тем записям, которые нам уже присылают родители. Кроме вот этих картонных куколок можно взять различные вещи, которые есть дома. Например, фрагменты кружев могут послужить чудесным садом Цветочницы. Можно использовать даже посуду: например, есть стеклянные или пластмассовые миски с гранеными деталями, если эти детали поворачивать под лучом фонарика, то на теневом экране может отразиться и волшебное удивительное зеркало в чертогах Снежной королевы, или это будет глаз тролля, который наблюдает за Каем и Гердой. Главное – разбудите свою фантазию и мечтайте, мечтайте, мечтайте...

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 18 апреля: 00:35
  • Пятница, 19 апреля: 05:30
  • Суббота, 20 апреля: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать