О том, что сказки учат, воспитывают, образовывают, развивают, а заодно могут помочь решить и психотерапевтические задачи, современные психологи знают хорошо. Но перед ними стоит новая задача: как совместить игру и сказки так, чтобы их союз помогал максимально раскрыть взаимный потенциал?
Светлана Вячеславовна Макушкина проводит занятие:
– Мы хотим вам показать программу, аналогов которой нет. Мы ее придумали сами. Много лет я работаю по ней в детском саду. Итак, сегодня у нас в гостях сказка необычная. Знаете ли вы, ребята, что наша страна похожа на красивую девушку? Очень часто говорят: Россия – красавица. Как у каждой красивой девушки есть поясок, так у нашей страны есть каменный пояс – Уральские горы. Идут они ровно посередине нашей страны, как каменный пояс. Живут в этом каменном поясе люди работящие, трудолюбивые. Жить там нелегко, природа сложна и строга. Люди добывают камни самоцветные, охотятся и сказки рассказывают – уральские сказы. Не сказки, а сказы. Павел Петрович Бажов эти сказы записывал, и все вы их знаете: «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы», «Огневушка-поскакушка». Много у него сказов. Один из них мы сегодня расскажем.
Так начинается одно из занятий программы для детей младшего возраста «Умные игры в добрых сказках». Проект авторский и достоин не только внимания, но и подробного ознакомления.
Светлана Вячеславовна Макушкина, психолог, сказкотерапевт, автор программ по сказкотерапии:
– Наши русские народные сказки настолько глубоки, там столько интересного! Главное, они укрепляют наши корни. А вы знаете, что в бурю выживает дерево с крепкими корнями. Я с самого начала работы трактовала детям сказки на понятном, доступном для них уровне, с позиции тепла, добра, света, любви. Дети же подвижны, они не могут сидеть и слушать, поэтому я использовала рисование по сказкам, еще что-то. А потом увидела игры одного петербургского автора – Вячеслава Вадимовича Воскобовича. У него есть много игр, которые он создал для того, чтобы дети конструировали, развивали логику, пространственные способности, мышление. Казалось бы, это точно не для сказок. Но я взяла эти конструкторы, запустила их в сказку, и оказалось, что из них можно выложить и богатыря, и доброго молодца, и красну девицу. А для меня очень важно, очень значимо, чтобы наши дети знали не принцесс, а доброго молодца, красну девицу, терем русский, а не дворец. Эти игры прекрасно зашли в сказку.
Потом я встретилась в Санкт-Петербурге с автором игр и сказала, что взяла эти игры в сказкотерапию. Он был очень удивлен. Мы с ним начали сотрудничать, и наше сотрудничество вылилось в три программы: «Умные игры в добрых сказках» – для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников, «Умные игры в сказках для малышей» – для детей младшего дошкольного возраста и «Умные игры в сказках для мам». Наши мамы – это вчерашние девочки, и они тоже нуждаются в сказках.
Приведу маленький пример. Представьте, с утра я детям рассказываю сказку «Гуси-лебеди». Мы с детьми проговариваем по сказке, что если будешь благодарным, вежливым, скромным, тебе все помогут: и речка, и печка, и яблоня. Приходим к мысли, что родительский наказ – все равно что царский указ: родителей надо слушаться. А если произошла ошибка – надо исправлять.
Вечером ко мне приходят мамы этих детей, и мы обсуждаем эту же сказку «Гуси-лебеди» с шикарными иллюстрациями. Говорим о том, что мы бежим по полю жизни со своим малышом, а за нами летят гуси-лебеди. Что это? Наши страхи, тревоги. И как важно залезть в печку, то есть ощутить тепло своих близких, своей мамы; как важно спрятаться под яблоней. Многое так открываем, рассказываем.
Знаете, не раз были случаи, приходили молодые мамы, у которых не было контакта со своей матерью. После того как мы выкладывали из конструктора печку, говорили, как важна поддержка мамы, поддержка близких, они возобновляли отношения со своей мамой. Очень важно, чтобы была поддержка близких. То есть мои программы охватывают и детей, и мам.
Игры, которые так хорошо легли в основу занятий, построенных на сказках, как уже было сказано, первоначально разрабатывались совсем для других целей. Их задача – интеллектуальное и творческое развитие. Но универсальный характер пособий сделал их прекрасным материалом для сказкотерапии.
Оксана Викторовна Воскобович, директор по развитию компании «Развивающие игры Воскобовича»:
– Вообще у нас в прайсе порядка двухсот игр. Самое важное, что производство, авторы и компания находятся на территории России, в Санкт-Петербурге. Все делается нашими ручками. Вот такие игры складывал мой папа вплоть до 80 лет. Сейчас ему уже 85 лет, и в том, что он разумный, рассудительный человек, я считаю, помогает и моторика тоже, потому что развитие моторики тесно связано с мозгом человека, речью. Поэтому этим надо заниматься.
Почему эти игры нравятся многим родителям и педагогам? Они многофункциональны. Про любую игру можно рассказывать очень много, очень долго. Например, вот про этот прозрачный квадрат, с которым сегодня на занятии не все взрослые смогли справиться, Вячеслав Вадимович на семинарах может рассказывать четыре часа. Там не только по схемам можно складывать, но и по воображению. Здесь очень много математики: состав числа, площади. То есть эта игра практически может применяться в школе, что педагоги и осуществляют.
Чем эти игры нравятся детям? Тем, что они играют. Взрослые в это время могут давать задачи и развивать у ребенка не только моторику, но и мышление, воображение, память; то есть все, что нужно для подготовки к школе.
Если говорить о конструкторах, то, к примеру, «Чудо-соты 1», «Чудо-крестики 2» – это плоскостные конструкторы. У нас есть еще «Чудо-крестики 1», где только четыре креста, «Чудо-крестики 3», где семь крестиков, но присутствуют уже оттеночные цвета. «Чудо-крестики 2» считаются универсальными. Здесь есть детали, из которых можно выкладывать различные фигуры. Есть инструкция, на которой мы видим, какие фигуры можно выкладывать. В инструкции мы даем четыре уровня сложности.
Первый уровень сложности – фигура в полный размер – когда ребенок вынимает деталь и путем наложения может разукрасить бабочку, например. Второй уровень сложности – когда видно, из каких деталей состоит фигура, но нужно ее выложить рядом в уменьшенном виде. Третий уровень сложности – когда фигура в полный размер, но не видно, из каких деталей она состоит, и нужно подобрать, какую деталь куда положить, что уже не так-то легко. Что касается четвертого уровня сложности, то на одной из выставок в Казани я рассказывала про эту игру одному из пап и сказала, что к таким силуэтным, уменьшенным фигурам дети дорастают к 6–7 годам. Папа говорит: «Да что там делать!» Я ему предложила сесть и выложить фигуру кактуса. Папа час посидел, сказал: «Я все понял, заворачивайте игру».
А ведь можно дать чистый лист бумаги и сказать: «Мы за окошком видим прекрасный храм. Давайте его выложим из конструктора и обведем». Не все дети умеют хорошо рисовать. Чем удобен конструктор? Ребенок будет выкладывать что-то и добьется того, чтобы ему это понравилось. На рисунке, если ребенок начинает рисовать цветными карандашами или фломастерами, это сделать трудно. А здесь он выложит из конструктора то, что ему понравится, сможет обвести и дорисовать.
Если говорить о конструкторе «Чудо-крестики», то в нем семь крестиков по цветам радуги. Но Вячеслав Вадимович говорит, что не так все просто и легко, потому что в играх заложена многофункциональность. Кроме цветов радуги здесь еще порядковый и количественный счет. Красный цвет радуги – первый, деталь одна. Оранжевый – второй, детали две. Желтый – третий, детали три. И мы можем задать ребенку вопрос, закрыв рукой какой-то крестик, сколько в синем крестике деталей. Ребенок должен по радуге вспомнить о том, что синий крестик – шестой по порядку; значит, шесть деталей.
В этом конструкторе очень много игр на пространственное воображение, на количественный, порядковый счет. Например, мы ребенку даем задание сложить в центре фиолетовый крестик. Сколько деталей в этом крестике? Далее просим выше фиолетового сложить крестик из четырех деталей. Какого он будет цвета? То есть мы видим перекрестки между цветом и количеством деталей.
За что любят эту игру и педагоги, и родители? За то, что игра кажется ребенку уже известной, но в зависимости от того, какие задачи будет подбрасывать взрослый, ребенок будет расти, и будут расти его задачи на зону ближайшего развития.
Важно ребенка развивать в комплексе. Не так, что сейчас мы занимаемся математикой, потом садимся читать, а вот тут будем развивать воображение. Нет. Ребенок в дошкольном возрасте и даже в начальной школе должен заниматься своим основным делом – играть. А взрослый должен давать такие задачи, которые в игре развивают ребенка.
Вот про эту игру я хотела сказать, которая детям действительно понравилась. Она называется «Квадрат Воскобовича». Вы видели, что дети не хотели ее выпускать из рук, пришлось даже забирать, чтобы продолжить сказку. Игра тактильно приятная, ее уже с годовалого возраста или с полутора лет дают деткам. Она сделана на ткани, здесь картон, нет ничего опасного для детей.
Что в играх Воскобовича привлекает взрослых и детей? В них есть сказочный образ. И через этот сказочный образ ребенок познает мир. Ведь все равно мы без сказки не живем. К трем играм Вячеслав Вадимович придумал и написал сказки. К этой игре сказка следующая.
Жила самая обычная семья: мама-трапеция, папа-прямоугольник и сынишка-квадрат. Еще был дедушка-многоугольник, который спрашивал у сынишки-квадрата, кем любимый квадрат хочет быть. А квадрат смотрел на себя в зеркало и видел, что как он ни перевернется, все стороны равны, углы прямые. То есть он все равно квадрат, даже если на уголочек вставал. И вдруг он почувствовал, что у него уголочки зашевелились, завернулись – и он превратился в домик, который в деревне у дедушки. Он подумал: «Надо же, как интересно! Я могу во все превращаться». Он превратился в семафор и побежал к ребятам играть. Он умел превращаться даже в мамину туфельку. (Кстати, когда мы показываем эту фигуру туфельки на семинарах взрослым, не все сразу могут ее выложить, говорят: мол, ножницы дайте – тогда получится.) Он мог на самолетике полететь к дедушке, чтобы рассказать, какой он герой.
То есть в игре есть манипуляции, есть образ, есть возможность что-то творить. Но здесь еще и много математики. Посмотрите, этот двухцветный квадрат сложен из маленьких треугольников: 16 на одной стороне и 16 на другой. Вот в этом домике присутствуют большие треугольники, маленькие трапеции, то есть разные геометрические фигуры. Сколько красных квадратов вы видите в этом домике? Попросите детей посчитать. Как правило, видят один квадрат, второй, но мало кто видит в середине третий квадрат.
Когда сказкотерапия подкрепляется подобными играми, эффект превосходит все ожидания. Это знают сотрудники не только светских детских учреждений, но и те, кто трудится в воскресных школах, а также родители и дефектологи. В общем, вопрос пользы относительно такого формата не стоит.
Ольга Михайловна Гладкая, директор детской воскресной школы Николо-Богоявленского собора:
– Мы в воскресной школе стараемся проводить мероприятия не только для детей, но и для родителей. У нас действует лекторий, мы приглашаем хороших специалистов, интересных людей, которые проводят занятия для наших родителей. Потому что воспитание ребенка – дело большое, ответственное, и в воскресной школе мы сотрудничаем с родителями в этом деле. Чтобы родители получали что-то полезное, у нас есть психолог, педагоги. Вот сейчас у нас состоялся очень интересный мастер-класс. Все это позволяет родителям с большей любовью и вниманием воспитывать своих деток. У нас еще действует православная дефектологическая группа «Радость наша». Ксения Дмитриевна рассказала о Светлане Вячеславовне, о том, какая у нее интересная методика, какие замечательные игры Воскобовича, и мы решили провести мастер-класс. Согласовали с батюшкой, он благословил. Батюшка всегда поддерживает наши начинания. Мы стараемся передавать лучшее родителям.
Полина Александровна Ершова, детский логопед:
– Я работаю логопедом, с детьми занимаюсь логоритмикой в групповых занятиях. Мне было очень интересно познакомиться с методикой сказкотерапии именно в игровой форме, потому что ребята не только приобщаются к традициям, но здесь есть элементы развития речи, работа с геометрическими фигурами, пространством, что очень важно для детей, которые имеют небольшие отклонения в речевом развитии.
Дарья и София Барановы, участницы мастер-класса по сказкотерапии:
– Мы были первый раз на таком мастер-классе, нам очень понравилось, очень занятно. Дочка уже ходит в первый класс, но, думаю, мы нашему педагогу из садика расскажем про эту игру, потому что она для дошкольников развивающая, очень интересная.
– Да, для малых деток это очень подходит.
– Сказкотерапия – это очень интересно. Мы сегодня слушали и смотрели «Серебряное копытце», но можно же и другие сказки тоже. Это познавательно, развивает и логику, и мышление.
– Можно придумать и свою сказку. Самый мой любимый писатель – Александр Сергеевич Пушкин. Мне так понравилась его «Сказка о рыбаке и рыбке»!
Кроме морали, лежащей на поверхности, сказки содержат нечто большее. Сказка, как часть фольклорного наследия, одаривает не только назиданием.
Светлана Вячеславовна Макушкина:
– Во-первых, богатство языка сказки успокаивает нервную систему ребенка. Это доказано давно. Кумуляции, повторы в сказках (например: бабка за дедку, дедка за репку, кто в теремочке живет) оказывают благотворное воздействие на нервную систему малыша и даже взрослого, читающего сказку.
Знаете, в последнее время весь мир обращается к сказкам. Например, были проведены исследования во Франции, Португалии, которые подтвердили воздействие сказки не только на нервную систему ребенка, но и на иммунитет, на процесс выздоровления, если ребенок болеет.
Я как психолог взяла сказку, потому что богатство языка развивает ребенка и оказывает на него успокаивающее, умиротворяющее действие. Потом, когда я уже начала работать со сказкой, я поняла, что детям приятно знакомиться с новыми словами, фразеологизмами. Вот сегодня в уральской сказке они познакомились со словами «кошчонка», «балаган» и другими.
Я беру много сказок народов, проживающих на территории нашей страны. Например, дети очень любят якутскую сказку. Когда я поняла, что язык сказок хорошо идет, я начала совершенствоваться, и в настоящий момент в моей программе не только наши сказки, но и наша музыка. Если это русская народная сказка, то у меня звучит фольклорная музыка; если это былина про Илью Муромца – гусельная музыка, которая оказывает огромное влияние на нервную систему ребенка. Если это авторские сказки, например, сказка Пушкина о золотой рыбке, то это Глинка. То есть сказка, музыка плюс иллюстрации наших отечественных художников-иллюстраторов. Все это очень важно.
Например, в сказке «Гуси-лебеди» наши замечательные отечественные художники-иллюстраторы так показывают эмоции, что дети рассматривают это с удовольствием. Среди отечественных художников-иллюстраторов Кочергин, Маврина, Билибин и другие. Получается, дети впитывают сказку, которая обволакивает музыкой и прекрасными иллюстрациями. И перед ними лежат игры Воскобовича; как они говорят, игры дяди Славы. Наш соотечественник Вячеслав Вадимович придумал эти игры для них. Получается, в работе с детьми – наши игры, наши сказки, наша музыка.
Во время занятий детей постоянно побуждают к размышлениям над мотивами поступков главных героев, тем самым стимулируя ребенка думать и сопереживать, чувствовать и облекать свои чувства в слова.
Светлана Вячеславовна Макушкина:
– Моя программа – это сплав социально-эмоционального интеллекта и когнитивного; она духовно развивающая. О духовно-нравственных основах я уже рассказала, но и социально-эмоциональный интеллект тоже очень важен. В мире признано, что социально-эмоциональный интеллект важнее, чем когнитивный. Развивается он посредством проникновения в персонажи сказок. Мы не можем ребенку сказать, чтобы он изобразил кого-то злого, сердитого или страшного. Он изобразит, но не поймет это, не прочувствует. А в сказке можно прочувствовать, как попросить помощи у яблоньки, чтобы она спрятала тебя, когда ты бежишь. Или почувствовать страх, когда Кокованя не пришел, а ты смотришь в окошко, думая, где же он.
Я заложила очень много психопрофилактических упражнений на мимику, жесты, пантомимику, понимание чувств, эмоций, чтобы развить у детей социально-эмоциональный интеллект. Открою вам тайну, я глубоко уверена, что золотое яичко социально-эмоционального интеллекта – это психопрофилактические методы и сказкотерапия. Уберем что-то одно – и яичко разобьется. И будет как в сказке: плачет дед, плачет баба. Именно проживая сказку, понимая персонажей, ребенок лучше понимает свой эмоциональный ландшафт.
Не учат ли сказки наших детей чему-то анахроническому, отжившему, неактуальному? Разве в жизни, как в сказке, добро всегда вознаграждается? Не разочаруются ли дети, столкнувшись с куда более сложной реальностью? Эти вопросы, оказывается, родители задают нередко.
Светлана Вячеславовна Макушкина:
– Знаете, работая со «Сказкой о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина, я поднимаю вопрос именно доброты. Все думают, что это сказка про жадную старуху, а я поднимаю вопрос доброты. Если ты сделал доброе дело, не жди, что к тебе каждый раз будут приходить и благодарить, что-то делая для тебя. Есть пословица: делай добро и бросай его в воду. Я учу детей (посредством проникновения в персонажей сказок): если сделал доброе дело, не надо ждать что-то обратно. Просто когда делаешь доброе дело, чудо делает шажочек тебе навстречу.
Еще хотела бы добавить, что к познанию сказок меня привела лекция на YouTube одного православного священника, в которой он раскрывал сказку «Морозко» с точки зрения христианских смыслов. Он рассказал про режиссера, который был сыном православного священника, говорил, какие смыслы спрятаны в сказке. Я эту лекцию, наверное, выучила наизусть. И подумала, как доступно, понятно и просто можно дать нравственные принципы. После этого я никогда больше не открывала поисковые системы, чтобы посмотреть, какой смысл несет персонаж какой-либо сказки, что, например, «Курочка Ряба» – это сказка о конце света. Я поняла, что в каждой сказке можно найти христианский духовный смысл.
Например, моя любимая сказка – «Кот, петух и лиса». Когда котик уходил, лиса приходила и говорила петуху: «Выгляни в окошко, дам тебе горошку». И я все время говорю детям, что зло приходит со сладким голосочком, оно говорит: дам тебе просто так, только подойди ко мне. Поэтому я говорю детям, чтобы они учились слышать и узнавать голос зла, которое всегда приходит со сладким голосочком.
В каждой программе, разработанной сказкотерапевтом и психологом Светланой Макушкиной, есть методическое пособие, воспользоваться которым может любой желающий: и воспитатель, и педагог, и родитель.
Светлана Вячеславовна Макушкина:
– Первой вышла в свет программа «Умные игры в добрых сказках». Она для старших дошкольников и младших школьников, но и родителям интересна. Программа рассчитана для образовательных учреждений на целый год: 28 сказок, 28 презентаций с красивой музыкой, схемами. Программу эту можно найти везде: и на Wildberries, и на Ozon. Она настолько популярна и настолько много педагогов в нашей стране ее используют, что уже три раза переиздавалась, и скоро будет еще одно издание.
Моя любимая программа – «Умные игры в сказках для малышей». Это для детей младшего дошкольного возраста. Очень люблю эту программу. Здесь сказки о животных. Если у старших детей волшебные сказки, то у малышей – сказки о животных; золотой запас классики – сказки Сутеева.
И третья – «Умные игры в сказках для мам». Дорогие педагоги, это о том, как необычно, тепло и светло провести не родительское собрание, а сказкотерапию с мамами. Им ведь тоже нужна сказка. Многие мамы покупают программу просто для себя почитать. Там есть в том числе и сказка «Гуси-лебеди», о которой я рассказывала.
Все эти три книги можно найти в Интернете на «Яндекс Маркете», Wildberries, Ozon.
Как-то Альберта Эйнштейна спросили, что сделать, чтобы дети были умными. Он сказал: читайте им сказки. А что сделать, чтобы они стали еще умнее? Он сказал: читайте еще больше сказок.
И я хочу сказать родителям, что нужно обязательно читать сказки, потому что там очень большой глубинный смысл. И там обязательно будет та социальная ситуация, которая встретится ребенку в жизни. Но сказки надо не просто читать, нужно задавать детям вопросы. Иногда они так отвечают, что вы будете поражены, насколько умны ваши дети. Надо читать сказки, задавать вопросы и размышлять.
Пожалуйста, не ищите в поисковых системах Интернета, о чем говорит сказка. Сейчас в Интернете очень много шаблонов, которые принижают смысл сказок. Если вы будете читать сказки и разговаривать с детьми, то узнаете, что на самом деле Емеля не лодырь. Вы узнаете, как богаты наши сказки, будете восхищаться их героями и учиться у них.
Автор и ведущая программы Марина Ланская
Записала Нина Кирсанова
Готовимся к Рождеству Христову с художницей, иконописцем и автором онлайн-проекта "Рождественские мастерские" Дарьей Николаевой. Узнаем, где найти лучшие сценарии для вертепных представлений, как самим смастерить вертеп, какими сказаниями и былинами можно скрасить вечера рождественского поста и что делать, если времени нет, а приобщить детей к народным традициям празднования все-таки хочется.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Татьяна Грудкина. Тайна русского духа. Книга об удивительных людях
У книжной полки. Татьяна Грудкина. Жизнь как жертва. Книга о русских женщинах
Кондак акафиста святому апостолу Андрею Первозванному. Праздничный хор Свято-Елисаветинского монастыря, г. Минск
Тропарь апостолу Андрею Первозванному
Этот день в истории. 13 декабря
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!