Учимся растить любовью. Семейная программа «Символ веры для детей и родителей»

5 января 2023 г.

В последнюю неделю перед Рождеством традиционно читаются евангельские отрывки с родословием Иисуса Христа. Даже взрослым трудно порой понять, для чего нам дано перечисление имен предков Спасителя. Тем более сложно пересказать этот трудный материал детям так, чтобы было нескучно, запомнилось, а главное - открылся глубокий смысл, зачем нам эти знания. С этой задачей родителям и детям легче справляться сообща, а мы поможем, вместе с создателями семейной программы «Символ веры для детей и родителей».

Каждый год перед Рождеством в воскресенье на литургии читается книга родства Иисуса Христа. Текст сложный для восприятия даже взрослым. Не все понимают, для чего нужно читать это перечисление имен. Но в Евангелии ничего не бывает лишним, и понять смысл книги родства Иисуса Христа, а главное, донести его до детей – сложная задача. Справляться с ней будем вместе.

Подготовка к Рождеству всей семьей с детьми – это и пост, и праздничное украшение дома, елка, вертеп, колядки. Неужели среди всего этого можно найти место для изучения родословия Иисуса Христа, да так, чтобы было нескучно, запомнилось, а главное, открылся смысл, зачем нам эти знания?

Татьяна Владиславовна Коваленко, автор семейной программы «Символ веры для детей и родителей»:

– Большинство взрослых, если когда-либо открывали Евангелие, читали родословие Иисуса Христа. Помню, я читала, читала и никак не могла понять, зачем так долго перечислять имена. И почему-то в конце мы говорим об Иосифе, а не о Богородице, хотя вроде как должны читать Ее родословие. Но каждый раз думаешь: так надо. Ведь все, что есть в Евангелии, очень благодатно. Но каждый раз это читаешь и не понимаешь, зачем читаешь. Конечно, это полезно, благодатно – так мы себя убеждаем. Но, оказывается, это необыкновенная глубина! Это же не просто перечисление имен, это человеческая семья Господа Иисуса Христа, то есть те люди, которые донесли свою веру до нас, до нашего восприятия. Они играют преогромную роль. И даже из уважения к ним очень хочется познакомиться с ними поближе. Но даже если нам, взрослым, это чтение дается так трудно, то каково детям?

Я начала с того, что стала слушать проповеди наших знаменитых священников. Я послушала проповедь митрополита Антония Сурожского, Иоанна (Крестьянкина), митрополита Тихона (Шевкунова), протоиерея Константина Пархоменко. То есть тех, кто обычно очень хорошо рассказывает на эту тему. И все они говорили о главной жертве, которая в итоге была принесена. Чтобы мы могли это понять, мы должны прочувствовать историю этой семьи.

Тогда я решила найти какую-то схему. Их огромное количество, и они совершенно немыслимых размеров. Тем не менее главное – начать. Понятно, что если мы делаем это для детей, то говорим только о самых-самых знаменитых именах. И выстроился такой ряд, из которого видишь не просто историю одной семьи, а систему, переход из Ветхого Завета в Новый Завет. То есть это еще один способ систематизировать наши знания о Боге.

Первый и фундаментальный этап в нашей программе – Символ веры, догматика, основанная на самых важных праздниках. Потом у нас идет светлая лента времени, где мы видим святых, которые своей жизнью проживали этот Символ веры. И теперь у нас появилась еще одна возможность систематизировать знания совершенно с другой стороны – через родословие Иисуса Христа.

Когда выстроились самые знаменитые имена, нужно было применить инфографику. Программа у нас семейная, а в семье бывают и двухлетние дети, и пятнадцатилетние, и взрослые. Нам нужно было изобразить очень мало картинок, но таких, по которым ребенок, еще не умеющий читать, может рассказать о том, что происходило с древних времен. Самое важное, когда об этом рассказываешь, нужно сказать ребенку нечто такое, что ему будет понятно и очень его удивит. Например, десять допотопных патриархов. Это были великие люди, которые, оказывается, жили более девятисот лет. Когда ребенок это слышит, он запоминает, что был такой период, когда жили десять допотопных патриархов. А среди них есть такой, которого каждый из нас должен знать в лицо, потому что мы, может быть, даже и встретимся с ним. Это Енох, которого Господь забрал на небо живым. Енох и Илия смогут нам указать на антихриста, и мы таким образом его распознаем. То есть нас это сейчас интересует.

Далее идет следующий этап – Всемирный потоп, который разделяет историю человечества. Дальше начинается новая история, когда люди уже меньше живут. Новый этап, все меняется, но грех все равно остается внутри человека. И становится понятным, почему же от Бога должно было прийти спасение. Никто из людей не может из своей души удалить этот первородный грех. Поэтому рождается Господь Иисус Христос.

Это должно подвести детей к значимости этого события, которое должно быть абсолютно праздничным, должно сиять в душе ребенка, чтобы это было кульминацией всех знаний тайн Божиих о Жертве, которая принесена ради нашего спасения.

Даже в таком кратком толковом пересказе простого детского урока вдруг осознаёшь, что рождение Спасителя – величайшее событие, которое изменило буквально все и осознается полнее через повторение истории человечества. Осознается благодаря правильному прочтению книги родства Иисуса Христа. Разработанный для детей и взрослых урок сделан так, что никто не заскучает, он емкий, информативный и очень содержательный.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

– Сначала я поняла, чего ни в коем случае не должна делать. Прослушав все проповеди, я поняла, что детей абсолютно неправильно пугать и говорить о том, как это кисло, скучно. Если мы с этого начнем, ребенок запомнит, что, когда он это слушает, ему должно стать скучно и прочее. Поэтому первое, что я должна была сделать при подборе материала, – найти яркие, праздничные и очень эмоциональные кадры. Мне чудесным образом попался видеофильм об украшении Сретенского монастыря; он такой красивый, переливающийся, что, как камертон, задал как бы тон всех событий, которые мы показываем. Все те кадры, которые мы подбирали, были красивыми. Например, иконостас. Это тоже Евангелие, тоже система. Можно остановиться на этом, ребенку что-то объяснить, чтобы кратко объединить с теми знаниями, которые у него уже есть.

Самая большая беда детей на сегодняшний день – отсутствие системных знаний. Знаний много, но они – просто гора самоцветов. Для нас важно именно системное знание. Эта системность будет помогать детям по жизни в любых других предметах. Еще знаменитый педагог Выготский обнаружил, что у детей есть такая проблема, поставил эксперимент и ввел в первых классах обществоведение. Уроки обществоведения приводили к тому, что у ребенка появлялся опыт систематизации знаний. А у нас – духовный вопрос, духовное образование, и мы даем детям опыт систематизации знаний.

Татьяна Владиславовна по первому образованию врач-невролог. О том, как усваивается детьми информация, она знает не понаслышке. Потому элементы урока продуманы до мелочей.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

– Сложность этого урока как раз заключалась в том, что нужно удерживать внимание ребенка на совершенно, казалось бы, не развлекательном контенте. И было очень важно занять ребенка любимым делом. Ребенок – такое существо, которое должно всеми органами чувств прикоснуться к чему-то. Поэтому, когда я говорю детям, например, об Адаме, прошу их закрасить это слово или цифру один. Говорю о Ное – закрашиваем имя Ной. Говорю о ковчеге – закрашиваем его. Когда дети прикасаются к маркерам, они десять минут, усваивая сложнейший материал, сидят в тишине, как вы сами видели, – они сосредоточены, и им не кажется этот урок долгим. А затем, когда у них получается радужная раскраска со стразами, елочками, у них ощущение праздника.

Авторские высокохудожественные раскраски для уроков разрабатывались художницей-иконописцем, мастерство которой позволило великие образы иконописи адаптировать под детей, нисколько не в ущерб эстетике и канонам.

Ирина Евгеньевна Ильина, художница, автор раскрасок к семейной программе «Символ веры для детей и родителей»:

– Кажется: подумаешь, раскраски! А на самом деле после просмотра урока детям нужно каким-то образом зафиксировать знания, которые они услышали. Как это можно сделать? Поговорить? Ну, поговорили. А как закрепить материал? Именно благодаря раскраскам только и можно закрепить этот материал. Причем это не самостоятельно нарисованная ребенком картинка, а именно уже готовая раскраска по теме, чтобы ничего не исковеркать и ничего лишнего не было нарисовано.

Картинки для наших уроков изначально были просто выбраны из Интернета. Мы вместе с моей дочкой Софией обсуждали этот урок, она показывала раскраску, раскрашивала ее при мне. Я сидела рядом, наблюдала и думала: «Надо же, какие интересные картинки! А дай-ка я попробую. Может, и у меня тоже получится? Я же все-таки член Союза художников».

Я походила по библиотекам (в Интернете), просмотрела, проанализировала, что на сегодняшний день существует, и не нашла чего-то такого, что мне бы прямо очень понравилось. И я для себя увидела такую концепцию. Поскольку у нас дети от трех лет и старше (старший возраст не ограничен, иногда и родители приходят на урок и тоже просят карандаши и раскраски), нужно было найти такую грань, чтобы раскраска была детская, очень простая, но в то же время не была слишком примитивной. Мне это далось непросто.

Я окончила художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица, и у меня на тот момент был любимый художник Иван Билибин, картины которого мы пересматривали, копировали. И я поняла, что это то, что нужно. В общем, я вдохновлялась им каждый день. Более того, удивительно, но оказалось, что его могила как раз находится недалеко от детского сада, куда ходит моя дочь София.

Мы сделали первую пробную серию книжек-раскрасок для детей. И дальше будем продолжать. Сделано это в формате книжки-гармошки из серии «Художники детям». Книга замечательно сделана, специально выбран квадратный формат, подобраны все цвета. В начале книги идет приветственная часть, где написано: «Дорогой друг! Приглашаем тебя в путешествие...» И так далее. На первой страничке – песенка, которую мы поем с детьми в начале урока в воскресной школе. И дальше идут тематические раскраски.

На уроках дети учатся читать иконы. Теперь для них храм – место, где все узнаваемое и родное.

Надежда Артуровна Вагапова, участница семейной программы «Символ веры для детей и родителей»:

– На этой картинке ангел принес благую весть Марии, что у Нее родится Христос, Спаситель мира. Он Ей подарил цветок.

Воскресные уроки православной веры дети любят и ждут. Во-первых, семья собирается вместе, а это редкость в нынешние времена. Иногда, как сегодня, приходят гости, чтобы заниматься сообща. Во-вторых... Лучше спросим.

Любомир Владимирович Коваленко, участник семейной программы «Символ веры для детей и родителей»:

– Это интересно, правильно. Сегодня мы смотрели урок о родословии Иисуса Христа, мы будем знать больше. Полезно такое изучать. Я уже смотрю этот урок третий год, и мне все интересно.

Каждый год курс повторяется. Не скучно ли детям проходить уже пройденные уроки? Оказывается, повтор – дело осмысленное, в некотором роде основное. Ведь и годовой круг праздников, и чтение по кругу Евангелия не являются простым повтором; скорее, это спираль, поднимающаяся все выше и выше. Уроки для детей тоже можно повторять бесконечно. А вот творческие занятия требуют нововведений, и каждый год в них привносится нечто новое.

Ирина Евгеньевна Ильина:

– Хоть раскраска и интересная, но нужно что-то новое. В этом году мы придумали потрясающий проект, с учетом как предыдущих раскрасок, так и следующих, которые пока не были изданы. Мы обрамили раскраски в деревянные оконца. Взяли за основу Золотое кольцо России. Хочу показать эти раскраски. Например, первый урок: сотворение мира, Пресвятая Троица. Раскраска обрамлена вот в такое оконце. В данном случае это оконце Тульской области. Эти различные оконца на самом деле есть в деревнях, в этих домах живут люди. И у нас такая аллегория: мы как будто смотрим в оконце и видим прошлый сюжет, историю того, что было. Таким образом у нас собирается целый дворец. Сейчас мы на стадии сбора дворца.

Дети с огромной радостью выбирают место для своего оконца, куда его приклеить. Мы по очереди берем напрокат творческую раскраску каждого ребенка, чтобы она повисела на нашей выставке в храме, потом снова возвращаем в папку ребенка. Это, конечно, драгоценность. Для меня ценно, что есть такая необыкновенная польза от моего таланта, который должен быть реализован. И для детей это радость.

София Георгиевна Ильина, участница семейной программы «Символ веры для детей и родителей»:

– Моя мама придумала, чтобы теперь раскраски были вот в таких рамках-оконцах, как будто смотришь в окно, где все по-настоящему происходит. Вот такие красивые оконца. Это все те же самые уроки, только в таких рамках.

Детско-родительские отношения часто шаткие. Насколько крепче они становятся, когда вся семья живет в общем устремлении к Богу, не ограничиваясь только участием в богослужениях! Как в семье Вагаповых, у которых сегодня вы погостите вместе с нами. Они, как и все мы, учатся растить детей любовью.

Артур Фаритович Вагапов, многодетный отец, участник семейной программы «Символ веры для детей и родителей»:

– Мне кажется, нужен какой-то баланс. С одной стороны, каждый человек, ребенок в том числе, – это некий сосуд. Чем ты этот сосуд наполнишь, в  каком окружении он будет находиться, таким содержанием и будет наполнен. Понятно, что есть гены, но важна и окружающая среда, когда ты живешь в православной среде, руководствуешься молитвой, изучением Писания. Плюс важны поступки. Потому что ты можешь читать Писание и так далее, а на глазах у ребенка обмануть человека. Ребенок очень быстро и легко считывает, когда ты говоришь неправду. Поэтому ты должен себя контролировать.

С другой стороны, нужно дать возможность ребенку самому проявлять интерес. Не нужно заставлять его: мол, сегодня мы целый день изучаем Писание. Например, ребенок говорит, что хочет погулять, а мы говорим: нет, сегодня воскресенье, надо изучать Писание. Нет; нужно, чтобы у детей была радость, ощущение праздника. Допустим, в воскресенье после храма мы стараемся либо к бабушке с дедушкой заехать, либо на дачу поехать. Конечно, не всегда получается, но должны быть какие-то позитивные эмоции, связанные с этим днем.

Благодаря тому, что мы ходим в храм Иоанна Предтечи, дети получают радость от воскресной школы. Уроки здесь подаются в такой легкой и достаточно доступной форме, что это не вызывает у детей какого-то отторжения.

Взрослым детям мы стараемся потихонечку говорить о том, что уже пора задумываться о посте, например. У детей растущий организм, поэтому мы предлагаем попробовать отказаться от  сладкого, например. Не всегда это получается, не всегда работает, но мы пытаемся. Пытаешься, пытаешься – и в какой-то момент это срабатывает.

Я не говорю, что мои дети какие-то особенные. Интернет, игры – все это есть. Но в прошлом году мы пытались на это сократить время. Я предлагал сыну: «Давай этому будем чуть меньше времени уделять, с твоей стороны это будет какая-то жертва. То есть ты пожертвуешь своим игровым временем». Хотя, честно говоря, он так загружен, что у него времени даже на уроки не хватает.

Понятно, что все происходит так, как и у любого человека: падаем – встаем, падаем –встаем. Самое главное – все делать с любовью, стараться не лукавить при детях, потому что они всё понимают. Плюс своим примером ты должен показывать детям, как ты общаешься с родителями, с другими людьми. Если ты в воскресенье сходил в храм, а в остальное время ты обычный человек, который ничем не отличается от других, тогда о чем говорить?

Роль семьи в воцерковлении домочадцев зачастую является ключевой. Хорошо, если дети, как у четы Вагаповых, уже воспитываются в вере. Но родители приходили к вере сами.

Ирина Евгеньевна Ильина:

– Моя бабушка была человеком цельным и всю жизнь верила в коммунизм. Однажды у нас случилась необыкновенная история. В то время я еще жила с бабушкой, дедушкой и родителями. И с нами жила прабабушка. В последний год своей жизни она себя очень плохо чувствовала, а в последний месяц жизни уже не вставала с постели и практически не вкушала пищи. Каким-то чудесным образом сестра моей бабушки решила ее соборовать. Она обратилась в Спасо-Парголовский храм, где настоятелем был отец Василий Лесняк, и пригласила его на соборование. Он пришел к нам домой, посмотрел на прабабушку, которая уже лежала, не вставала, и сказал, что ее не соборовать надо, а читать ей отходную, что он ее причастит и она сегодня ночью уйдет.

Все мы удивились, как можно ее причащать, если она уже не пьет, не ест. Он прочитал молитву, и, когда поднес ей Причастие, прабабушка приподнялась, приняла Причастие и даже что-то попыталась сказать в благодарность. Это произвело потрясающий эффект на всех моих неверующих родных. И это стало поворотным моментом. Потом потихоньку крестились бабушка, дедушка. Потом моя мама тоже познакомилась с отцом Василием и стала ходить в этот храм.

Однажды мама мне рассказала, как ехала в метро и читала за меня молитву. Она просто ехала и молилась, хотя сама этого еще даже не осознавала. А я была современным подростком 90-х и совсем не думала о высоких смыслах. Мне кажется, мамина молитва как-то на меня воздействовала, потому что в какой-то момент мама предложила пойти с ней на службу, я сказала, что не хочу, но когда мама почти уходила, у меня было какое-то внутреннее ощущение, что я делаю ошибку. Даже не знаю, как это описать. Я преодолела себя и пошла в храм. Так было потом еще много раз: каждый раз мама шла в храм в воскресенье и предлагала мне пойти, я не хотела, но какой-то внутренний голос мне подсказывал, что надо идти. Вот тогда случилась первая исповедь, первое причастие. И появилось ощущение того, что есть другая жизнь, другая радость, которая несравнима с той, что я знала до этого.

Когда открываешь подлинную радость веры, так хочется приобщить к ней всех близких, особенно детей. Вот тут и пригождаются уроки программы «Символ веры для детей и родителей». Смотрите и приобщайтесь. Встречайте Рождество Спасителя не только с елкой и подарками, но и с глубокими знаниями, которые подведут детей к сердечному пониманию смысла Боговоплощения.

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 30 мая: 00:30
  • Пятница, 31 мая: 05:30
  • Суббота, 01 июня: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать