Учимся растить любовью. Молодежный кинофестиваль «Пленка»

20 февраля 2025 г.

В этом выпуске попытаемся найти ответы на вопросы: какая она, современная молодежь, как и о чем с ней говорить, как поднимать вопросы веры, при чем тут кино, зачем священникам блог, нужна ли миссия в Интернете и на множество других. Искать ответы будем на молодежном кинофестивале "Пленка" вместе со священниками, режиссерами, наставниками и педагогами, а заодно узнаем, что по этому поводу думают сами молодые люди.

Сегодня мы приехали в Пушкин на кинофестиваль «Пленка», где дети, подростки и молодые люди представляют свои киноработы. Говорить будем на тему: какова же она, современная молодежь, какие вопросы и проблемы ее волнуют и как киноязык помогает находить диалог людям разных культур, поколений и взглядов.

Шестой раз фестиваль «Пленка» собрал молодых участников, стал площадкой, где можно говорить о важном, о самом сокровенном, говорить языком кино и знать, что тебя услышат, потому что хотят понять.

Александр Викторович Вареников, сценарист, член жюри кинофестиваля «Пленка»:

– Фестивали вроде «Пленки» важны общением. Творчество невозможно без общения с другими. Здесь как раз прививаются ценности, ориентиры, показывается, о чем можно говорить и когда тебя услышат. И это та обратная связь, которую молодые авторы получают от деятелей искусств, достигших определенных результатов, знающих, чем можно поделиться. Все зависит и от жюри, как мы смотрим на этот мир и что в него привносим. Конечно, мы должны этим делиться с начинающими авторами, но и у них тоже учиться светлым вещам и вместе стремиться к нашему общему светлому будущему.

Галина Олеговна Медведьева, победитель кинофестиваля «Пленка»:

– Фестиваль всегда дает возможность получить отдачу от зрителей. В данном фестивале я участвую второй раз. Слышу мнение членов жюри, и по наградам видно, как они думают. Фестиваль – это ценно для режиссера и вообще для кинообъединений.

Протоиерей Никита Зверев, настоятель Екатерининского собора в Царском Селе, благочинный Царскосельского округа:

– Подрастают те, кто начинал все это. Шесть лет назад молодежь нашего храма, Екатерининского собора, сказала: «Давайте организуем, отец Никита, что-нибудь новое, интересное, масштабное, то, чего никогда у нас в приходской жизни не было». Посидели-подумали и решили вот этот кинофестиваль организовать. Я, конечно, скептически ко всему относился – как пойдет, но шесть лет – это уже традиция.

Священник Илья Арзейкин, клирик Екатерининского собора:

– Конечно, с годами кинофестиваль становится все серьезней, с каждым годом фильмы, ролики, которые присылают участники, несут, на мой взгляд, более серьезный характер. Режиссеры и все ребята, которые снимают ролики, подходят к этому делу, мне кажется, все серьезней и серьезней, больше вкладывают в это дело душу. Если на первом кинофестивале было много разных роликов и они были простые, веселые, красочные, то с каждым годом над каждым роликом порой приходится задуматься. Иногда приходится пересмотреть его, чтобы понять, что автор хотел донести. Это замечательно, потому что люди к своему делу относятся серьезно. Главное, что мне хочется сказать: если человек делает такой осознанный контент, ролик, то это говорит о том, что у него внутри есть как раз то, что он выдает в такой серьезной работе.

Работы, которые присылаются, полны любви, сопереживания, сострадания. Мне кажется, еще полны патриотизма, осознанности, готовности хранить свою историю. В этом году были сняты ролики и о Победе – целая номинация была этому посвящена. Конечно же, подобные ролики никогда не оставляют человека равнодушным, они всегда в душе, в сердце откликаются, и порой хочется даже чуть ли не слезу пустить.

Константин Владимирович Добролюбов, режиссер, член жюри кинофестиваля «Пленка»:

– Мне очень понравилось, замечательные работы! Когда я смотрел их, то прямо восхищался ребятами – насколько у всех разные идеи, подача...

На фестиваль прислали триста работ, за каждой свое высказывание. Что это, как не повод прислушаться, присмотреться друг к другу?

Галина Олеговна Медведьева:

– Мы порой не чувствуем друг друга, не ощущаем, что ли, поддержки, но я понимаю, что, скорее всего, старшее поколение тоже это переживало, поэтому, наверное, проблема отцов и детей остается актуальной.

Я считаю, что любовь, вера, доброта, милосердие заставляют понять, что человечество не обречено.

Александр Викторович Вареников:

– Поколения разговаривают как раз за счет творческих проявлений, тех вещей, которые мы создаем сейчас, которые останутся, возможно, после нас. Кроме того, что это определенный срез времени, это еще и напоминание себе, и возможность пообщаться с предшественниками; понять их, не совершать какие-то ошибки, которые были в прошлом, находить правильные решения…

Мария Евгеньевна Высоцкая, победитель кинофестиваля «Пленка»:

Я сняла социальный ролик «Пища для ума». Со мной его снимала команда – это ученики нашей киношколы. Есть проблема: молодежь мало читает. Она распространена и среди нас самих – мы это выяснили с участниками курса вместе. Это актуально для всех, нас вдохновила эта идея, мы решили снять на эту тему ролик.

Конечно, имеют место и другие проблемы. Я думаю, что в нашем случае – это очень скоростное мышление, которое поощряется контентом – социальными сетями. Как раз с этим связана проблема отсутствия интереса к чтению. Чтобы получить удовольствие от чтения, нужно сесть с книгой, углубиться в нее. Мы так не делаем, когда листаем соцсети, эту бесконечную ленту. Там быстрый дофамин, мелькают картинки – человек получает мгновенное удовольствие.

Какая она – современная молодежь? Чем живет, что ее волнует? Отличается ли она от нас, людей старшего поколения?

Александр Викторович Вареников, сценарист, член жюри кинофестиваля «Пленка»:

– Если судить по тому, что я вижу и как общаюсь с молодежью, мне кажется, что она достаточно целеустремленная; в подавляющем большинстве молодые знают, чего хотят.

Мария Евгеньевна Высоцкая:

– На мой взгляд, они очень разные. И все, наверное, зависит от интересов человека и его желаний и стремлений. Иногда молодежь можно назвать хорошей, иногда – плохой, если очень по-простому. Есть очень много граней, которые где-то между этими двумя понятиями.

Дарья Руслановна Данелюк, участница кинофестиваля «Пленка»:

– Она удивительна, потому что это настолько отзывчивые люди! Я немножко занимаюсь миссией, и приходится общаться на улице с людьми, разговаривать со всеми. Когда идешь по улице и обращаешься к молодежи, всегда отзываются, поэтому, думаю, будущее есть, и нужно смотреть позитивно на то, что есть, и работать с этим.

Протоиерей Никита Зверев, настоятель Екатерининского собора, благочинный Царскосельского округа:

Все фильмы, которые присылаются, заставляют нас задумываться о вере, любви, Боге, помощи ближнему. Это вечные темы, наверное. То, что молодежь думает об этих животрепещущих вопросах, конечно же, радует.

Константин Владимирович Добролюбов:

– Молодежь меняется вообще сильно, очень быстро, и мы как будто бы даже не успеваем за этими изменениями. Я еще пытаюсь отнести себя к молодежи, хотя мне тридцать шесть. Но технологии сейчас просто ускоряют жизнь и действительно ее меняют. Искусственный интеллект неизбежно приходит в нашу жизнь. Но я рад, что есть вот такие кинофестивали, которые с помощью епархии в Пушкине проходят уже шестой год. Это здорово. А молодежь всегда нужно направлять, это важно.

Протоиерей Никита Зверев:

– Любое старшее поколение всегда говорило и будет говорить: мы были другими. Я думаю, что ничего другого нет, ничего нового не происходит. Ну да, какие-то новые технологии, идеи появляются, а в целом то, о чем все это, – вечно.

Марк Алексеевич Ларионов, режиссер, наставник победителей в номинации «Социальный ролик»:

В наш век очень сильно развит фактор пропаганды. Она либо наша, либо вражеская. Поэтому уметь отделять правду от лжи, работать с информацией, грамотно подать ее – это навык, необходимый не только режиссерам, но и обычному человеку.

Я считаю, большая часть работы с молодежью, даже со студентами, в профильном вузе, – это не преподавание предмета, как бы это странно ни прозвучало, а больше воспитание, в том числе личности. По-моему, Ломоносов говорил, что образование в руках безнравственного человека – это меч в руках безумца. Давать знания человеку, который не имеет нравственной опоры и не будет уметь ими пользоваться во благо своей страны, своего народа, – это все равно что давать стреляющий пистолет человеку, который немножко сошел с ума. Так что воспитание и морально-нравственные основы – это база.

Священник Сергий Муравьев, клирик Благовещенского храма, участник кинофестиваля «Пленка»:

– Молодежь всегда «не такая», об этом мы можем прочитать еще у античных авторов. Появились книги, и молодежь вместо того, чтобы думать головой, стала их читать. По-моему, Франческо Петрарка писал об этом: книги, книги, книги. Соответственно, по мнению предыдущих поколений, молодежь всегда «не такая». И в этом смысле она всегда одинакова.

Современная молодежь – диджитал, она лучше ориентируется в медиапространстве. Все ведут свои микроблоги, очень хорошо разбираются в современных технологиях, следят за трендами. С ними погружаешься в эту современную среду и вникаешь в мир Интернета...

Им очень хочется читать. Я занимаюсь с молодежным клубом – у нас ребята сами захотели организовать читальный, книжный клуб и очень серьезно этим занялись. У них целая мощная стратегия. Я только восхищаюсь и говорю, что молодежь нужно слушать.

Мы, старшее поколение (я считаю себя старше, хотя еще вхожу в категорию молодежи), требуем и считаем, что нас должны слушать, что мы передаем опыт. Так ведь молодежь тоже требует, чтобы ее услышали! Очень важно настроить камертон своего сердца и опыта на слышание, дать определенную свободу, возможность для творчества, создать среду для того, чтобы молодое сердце развивалось; дать комфортную среду для развития всех чувств: религиозных, творческих – всего человеческого потенциала. Вот это главная задача – услышать, а не навязать свое видение; создать комфортную среду для взаимоотношений друг с другом и с духовенством. Нужно учиться слышать.

– Нам всем не хватает понимания друг друга. Люди разных взглядов, верований, культур, поколений теряют способность общаться. Может ли киноязык помочь этому пониманию?

Мария Евгеньевна Высоцкая:

– Безусловно, киноязык – это культурное орудие для того, чтобы до каждого человека донести определенные смыслы вне зависимости от его возраста. С помощью синтеза различных искусств (кино – это же синтез различных искусств) как раз и достигается этот эффект вызывания эмоций и размышлений. Зачастую у людей эти размышления могут совпадать, вне зависимости от их возраста.

Константин Владимирович Добролюбов:

– Если раньше это были книги – люди писали и в письменном творчестве себя прокачивали, то сейчас это видеоролики; все их снимают. И это на данный момент самый актуальный инструмент для передачи жизни и всего, что есть внутри.

Роман Олегович Соловьев, фотограф кинофестиваля «Пленка»:

– Я считаю, что кино может связать всех: людей с разными настроениями, разной верой. Абсолютно разные люди могут что-то делать вместе, и это всегда хорошо и приятно. Искусство может связать всех, вне зависимости от возраста и любых других факторов. Через картинку, цвет, звук можно передать настроение, характер – что угодно. Так зритель почувствует то, что хотел сказать ему автор. Возможно, не на том уровне, на котором он хотел; возможно, зритель что-то интерпретирует по-своему. Кино – это универсальная вещь, которую может снять любой человек для любой группы или просто для всех.

Владислав Вячеславович Проценков, победитель кинофестиваля «Пленка»:

– Разница между поколениями присутствует всегда – такова наша жизнь. Если говорить о киноязыке, то он в целом довольно универсален, как и музыка, например. Поэтому он может быть связующим звеном между нашим поколением и старшим.

Галина Олеговна Медведьева:

– Мне кажется, это индивидуально. И как сказал Влад: кино – это и правда связь между поколениями.

Священник Илья Арзейкин:

– Я на этом кинофестивале отметил то, что хоть и режиссер молодой, и участники молодые, но есть ролики, где центральная мысль обязательно завязана на каком-то человеке, который уже в возрасте. Я уверен, что не каждый захотел бы сниматься. Для некоторых людей определенный дискомфорт – просто видеть камеру. Но все же получается эта связь между поколениями. Она есть.

Многие ролики, особенно социальные, сняты в основном на тему общения между молодым поколением и старшим. И даже снимать ролик вместе – это уже общение, уже объединение. Ролик становится объединяющим фактором, он объединил два поколения между собой.

Мария Александровна Павленко, доброволец движения «Волонтеры культуры»:

– Молодежь сейчас очень продвинутая, интересная; у нее много идей. Через кино видно, что наше поколение старается общаться с более старшим, передавать визуально то, что старшие не могут сказать сами.

Алексей Андреевич Лапочкин, организатор движения «Волонтеры культуры»:

– Кино помогает обмениваться опытом между разными нациями, разными людьми, не создавая каких-то языковых барьеров. Каждое кино сейчас переводится, и мысль доносится до общества.

Мария Александровна Павленко:

– Искусственный интеллект не заменяет того отношения, которое может чувствовать только человек. В документальном кино каждую историю пишет сам человек – искусственный интеллект этого не расскажет.

Александр Викторович Вареников:

– Я бы в первую очередь посоветовал прислушиваться к себе. Говорить не о том, что навевает окружение, тренды, а о каких-то наболевших вещах. Не отрицать того, что есть современные тенденции, но не забывать о том, что внутри. Самое ценное, что мы видим в творчестве, что любим как зрители, да и как редакторы, – это честные истории.

– Вот уже два века человек с киноаппаратом смотрит на мир и говорит о нем с помощью видеоизображения. Сейчас камера есть в каждом кармане, а значит, есть способ говорить о важном на широкую публику.

Александр Викторович Вареников:

– С молодежью не надо говорить повелительным тоном. Общение наравне создает больше творческой синергии – совместной работы, которая ведет к результатам. Конечно, важно и умение слушать, важно прививание навыков слушания молодежи и со стороны самой молодежи – это всегда работа в обе стороны.

На мой взгляд, идея, замысел, то, как человек реализует свои мысли, важнее, чем форма – тот технический арсенал, который есть у автора. Можно снять хорошее кино на плохую камеру. И плохое кино можно снять на хорошую камеру. Но в итоге все равно получим красиво снятое плохое кино. Думаю, здесь нет места для спора, что для нас важнее. Смысл и честность намного важнее всего остального.

Константин Владимирович Добролюбов:

– Выстраивание этого общения всегда должно идти через Бога, через любовь, традиционные ценности, через правильные нравственные, моральные ценности. Молодежь, да и вообще каждый человек ищет на что опереться, какой-то фундамент. Молодым людям бывает сложно его найти, а православие его дает. Там все написано, нужно только сделать первый шаг и туда пойти – может быть, преодолевая какие-то внутренние стереотипы о том, что православие устарело, какое-то там все маргинальное, монахи, службы; мол, это все непопулярное. Но эта внешняя оболочка очень быстро сбивается, когда ты туда погружаешься. Начинаешь понимать, что там уже даны все прописные истины: любовь, вера, доброта; как себя вести с людьми, как жить, на что опираться в трудных ситуациях, как принимать решения.

Нужно донести это до молодежи на их языке. Необязательно это скучно рассказывать, нет. Нужно рассказывать так, как они привыкли, составлять конкуренцию той сфере, которая очень легко проникает в их умы. Через легкость подачи также нужно давать им правильные ценности. Вот что важно.

Протоиерей Никита Зверев:

– Мы-то все окончили воскресную школу, когда были детьми. Приходили после обычной школы в храм, садились, у нас были лекции, уроки – «Закон Божий», пение, церковнославянский. А сейчас до молодежи все это нужно немножко по-другому доносить: через какие-то встречи, мероприятия, мастер-классы. В 90-е годы очень часто было просто некуда идти, кроме как в храм, – не было альтернативы. Да, подача отличается, но это все о том же.

Кристина Валерьевна Алексеева, участница кинофестиваля «Пленка»:

– Мне о многом хочется сказать именно простыми словами, которые будут понятны обычному зрителю – человеку невоцерковленному, далекому от веры или от документального кино.

Мне хотелось простыми словами сказать о важной миссии священников, которую они ведут в Интернете. Моя работа, которая называется «Бог или блог», посвящена жизни священника Сергия, что ведет свою страничку в разных социальных сетях (он и его матушка). Меня всегда интересовали такие личности, которые уделяют время развитию в социальных сетях. Эта тема очень противоречивая. Я не раз слышала высказывания: «Да где там ваша Церковь и где Интернет? Это все должно существовать отдельно». А я понимаю, что нет: я, младшие братья, сестры, уже наши дети, молодежь – это люди, которые будут девяносто процентов своего времени проводить в Интернете, там всё смотреть и получать информацию. Если там не будет духовной повестки, дальше мы так жить не сможем. Мне кажется, что важно и пропагандировать, и показывать, и популяризировать роль Церкви в Интернете, чтобы он у нас ассоциировался не только с чем-то пошлым, где все противоречит нашей культуре и ценностям. Но чтобы в Интернете мы смогли найти отдушину для нашего сердца, для души: почитать, посмотреть онлайн служение священника, его проповедь, просто какой-то добрый ролик о его семье. Это разрушает все стереотипы. Мы теперь не живем отдельно от Церкви и от Интернета – мы все вместе, мы социум.

(Фрагмент конкурсной работы «Бог или блог».)

Священник Сергий Муравьев:

– На примере своего микроблога могу сказать, что мне это позволило собрать молодежную общину. Мы с матушкой кинули клич (матушка тоже занимается блогерством – чуть поуспешнее, чем я, но и больше вкладывается в это) и сразу собрали довольно-таки большую аудиторию. Это возможности для служения, для выведения людей в офлайн для того, чтобы уже реально что-то делать.

У нас молодежь нежная, ей нужно уделять много внимания. Она не чувствует себя здесь своей. Не разделяю того мнения, что мы пришли в Интернет, и всё: молодежь нас полюбила и хлынула в церковь. Ничего подобного! Не полюбила и не хлынула. Этот миф сродни тому, что вот переведем мы всё на русский язык, все станет понятно – и все в храм прибегут. Да не будут в храмах все! Дети – это очень индивидуальная история.

Молодежи нравится не то, что мы записываем что-то, – для них все-таки первично, как мы это делаем. Мы не учим их чему-то, не менторствуем, не морализируем изрядно.

Мне кажется, Интернет – это некий буфер. Для современного молодого человека, не воспитанного в православной и вообще христианской церковной культуре, очень сложно зайти в храм. Для него это очень большой стресс, как бы парадоксально это ни звучало. Ему вообще все непонятно в храме, ему страшно: он не знает, что сделать, что сказать. И помогает Интернет, возможность увидеть священника в Интернете, понять, что он живой человек, что он может говорить не на славянском языке, что его интересы такие же, как у тебя; он знает, что такое Minecraft, Dota, кто такие Oxxxymiron или Face... Но то, что мы это знаем, не значит, что нам это нравится. Интернет – это возможность простого диалога, какого-то буфера, соединения…

Надо делиться, показывать, что такое семья священника, потому что очень много стереотипов: борода, в которой обязательно должна быть капуста, никакого стиля, рубашка застегнута на все пуговицы… Не то что мы должны восемь пуговиц расстегнуть, нет, но верхнюю иногда расстегнуть можно.

– Пока одни задаются вопросами, что важнее – услышать молодежь или научить ее слушать, нужно ли священникам идти в люди и в Интернет, нужно ли пускать посторонних заглядывать в свой дом и в свою жизнь, – другие открывают фестивали, двери, объятия и сердца…

Ведущая Марина Ланская

Записала Анна Топорова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 24 апреля: 00:30
  • Пятница, 25 апреля: 05:30
  • Суббота, 26 апреля: 08:05

Анонс ближайшего выпуска

Можно ли посетить с детьми Святую Землю, пройти тем же маршрутом, которым ходил Христос, никуда не уезжая? Оказывается, это вполне осуществимо, что наглядно показали в Андреевском соборе Санкт-Петербурга, запустив к Пасхе проект "Иммерсивное путешествие по Святой Земле". Проект стал частью программы "Традиционное духовное воспитание детей", все уроки и мастер-классы которой доступны в сети. Повторить подобное путешествие и дать детям прикоснуться к Священной истории можно в любом приходе. Герои выпуска поделятся своим вдохновляющим опытом.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X