Учимся растить любовью. Как сделать так, чтобы шум решал психологические и педагогические задачи

22 декабря 2022 г.

Неужели детям полезно шуметь? Полезно, и даже очень. Главное, подойти к этому вопросу с умом и сделать шум частью педагогического процесса. В ход могут пойти любые предметы. Мы даже не догадываемся, что "музыкальные инструменты" у нас всегда под рукой. Обнаружить их в окружающем мире помогут специалисты педагоги-дефектологи православного развивающего пространства для детей "Радость наша". Будем учиться вместе с ними превращать организованный шум в занятие по развитию малышей.

Призыв «Дети, не шумите!» мы слышим куда чаще, чем призыв: «Дети, шумите на здоровье!» А на здоровье можно шуметь. Как? Расскажем вам сегодня в нашем выпуске. Как сделать так, чтобы шум решал психологические и педагогические задачи, стоящие перед родителями и учителями? Об этом нам расскажут специалисты развивающего детского пространства «Радость наша», которое уже девять лет действует при храме Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком.

Занятие с детьми:

– Ветер дует да пески шумят! Молодцы! Как река течет, как вода шумит? Да! Как караван идет? Молодец!

О том, что звуки могут лечить, помогать в развитии детей, специалисты заговорили давно – задолго до того, как появилось поветрие ставить младенцам Моцарта. Еще наши прапрабабушки успокаивали и подбадривали отпрысков песнями, а прапрадедушки мастерили трещотки и свистульки. Но звукотерапия – это не только музыка. Годится все, что шумит, трещит и звенит: главное – использовать с умом и на благо чада. Например, в центре «Радость наша» сюжетами для занятий являются жития святых.

Оксана Дмитриевна Корзова, учитель-дефектолог:

– Для наших занятий мы выбираем жития святых, в которых присутствуют животные. Как оказалось, деткам это очень интересно и более доступно. Но здесь есть такой момент: разной литературы с описанием жизни святых достаточно много, но мы все-таки работаем с детками с задержкой психического развития, с интеллектуальной недостаточностью, для которых и эти тексты не совсем подходят. Поэтому мы взяли на себя ответственность немножко адаптировать эти тексты.

Следующий этап – подготовка различных видов дидактических игр и пособий для того, чтобы ребенок не только услышал текст о жизни святого, но и увидел персонажей истории, чтобы они стали ему чуточку ближе. Для этого мы сначала разрабатываем видеоролики – своими силами, насколько позволяют наши способности работать на компьютере.

Затем мы создаем игрушки – этим занимается мастер, который также является педагогом нашей группы. И уже на последних этапах мы обыгрываем жизнь святого с помощью разных видов театра.

Многим деткам трудно сосредоточиться на прослушивании текста. Как же родителям в этом помочь? Вот мы им рассказываем о разных методах. Например, можно подобрать домашние игрушки – зверьков. Думаю, дома все персонажи найдутся. Роль святого может выполнить игрушка, изображающая мальчика или мужчину, который одет приблизительно как определенный герой.

И этапом в ознакомлении детей с жизнью святых становится обыгрывание сюжетов житий театральными методами. Это могут быть резиновые игрушки, которых дома, как правило, достаточно, это может быть плоскостной вид театра, то есть картинки, распечатанные на бумаге, оклеенные, которые будут прикрепляться либо к магнитной доске, либо к ковролину. Один из последних этапов обыгрывания – драматизация, когда ребенок берет на себя роль определенного персонажа.

Еще один очень интересный вид обыгрывания житий святых – метод с использованием шумовых инструментов.

И вот мы вплотную подошли к шуму. А что если родителей утомляет шум от ребенка? Придется им пересмотреть свой взгляд на вопрос. Шуметь – естественное детское занятие; если ему отведут время и место, проблем станет меньше, а пользы больше.

Ольга Александровна Гультяева, педагог-психолог:

– Ребенок рождается с желанием пошуметь: первое, что он издает, – крик. Соответственно, все, что издает звуки рядом с ним, – это возможность пощупать, услышать, узнать этот мир и взаимодействовать с ним. Здесь нам на помощь приходят сказки и истории, которые как раз регулируют, направляют потребность в использовании шума, превращают шум в интересную совместную деятельность.

Маленьким деткам взрослый может рассказывать такую сказку или историю, шумелку или стучалку, после 2,5 или 3 лет можно это делать вместе с ребенком. Начиная с 3–4 лет, детки могут сами, опираясь на картинки, рассказывать сказку и самостоятельно играть на инструментах, сопровождая текст.

Кажется, если детям на занятии выдать шумелки и гуделки, педагогов они уже точно не услышат. Но это не так, все как раз наоборот: урок свою эффективность не потеряет.

Ольга Александровна Гультяева, педагог-психолог:

– Это как раз тот самый прекрасный случай – веселый, увлекательный, когда шуметь важно и нужно. Здесь открываются большие возможности и для развития коммуникативных навыков, потому что мы шумим вместе и поочередно, и важно слушать друг друга, важно вовремя включиться, а значит, детки учатся управлять своим поведением.

Рассказывать можно в паре, можно вместе дружно. Здесь открывается прекрасная возможность и пошуметь, и одновременно удовлетворить естественную базовую потребность детей в движении. Они сосредотачиваются в нужном направлении, есть возможность пошуметь как надо.

Это хороший метод для развития слухового внимания, моторики, координации рук. Детям нравится шуметь, а мы еще и шумим по-разному, исследуем разные способы пошуметь и предлагаем деткам придумывать эти способы самим. Так что здесь простор для творческой активности.

В результате на таком положительном эмоциональном фоне у деток повышается уверенность в себе, снижается застенчивость (если такая особенность присутствует) и, конечно, возрастает познавательная активность. Это прекрасный способ расширять представление об окружающем мире с помощью звука и ритма.

Сначала это веселая игра – мы исследуем, как звучат те или иные предметы. Затем мы можем взять за основу любую потешку, короткую сказку – в зависимости от возраста детей текст будет изменяться. Затем мы знакомимся с героями потешки, сказки, истории, вместе подбираем те или иные шумовые инструменты, которые будут озвучивать движения, действия персонажей. Потом проигрываем эпизоды, и все это у нас вырастает в историю. Так получается замечательный шумовой оркестр.

Ирина Александровна Леошко, учитель-дефектолог:

– Все предметы окружающей среды издают разные звуки. Важно показать ребенку, какой предмет как звучит. Иногда дети сами подсказывают на уровне интуиции, какой может быть звук у того или иного персонажа. Действительно, это помогает ребенку удержать внимание, лучше понять, прожить эту историю.

Для него это не просто картинка, не просто двигательный опыт взаимодействия с игрушкой, но это еще и звук. Картинка становится ярче, ребенку становится интереснее познавать этот мир. Он может побыть участником этой сказки или истории.

Звуки настолько эффективный инструмент развивающих занятий, что в центре «Радость наша» решили дать возможность звучать почти всем игрушкам.

Ирина Александровна Леошко, учитель-дефектолог:

– Вы видите эти игрушки, их основа – компакт-диски. Сами они сделаны из фетра – это мягкий, тактильно приятный яркий материал. Такую игрушку хочется взять в руки и играть с ней. Но в процессе работы с детьми я поняла: чего-то не хватает – игрушка молчит; если озвучена, то только моим голосом. Ребенок это видит, понимает. И я почувствовала: надо, чтоб игрушка стала звучащей, для детей это важно.

Поэтому появились вот такие игрушки. Они тоже нашиты на компакт-дисках, тоже сделаны из фетра. Игрушка должна заговорить. Как она заговорит? Может быть, с помощью пищалки – когда лев плачет, скулит, когда ему плохо. Другая игрушка – ослик. Ослик тоже грустный. Как он идет? Как услышать звук, который издает ослик своими ножками по песку? Чуть-чуть потрясти его – и тоже есть звук.

Вот это для ребенка чудо. Мягкая игрушка, с которой он играл и которая молчала, вдруг издает звук! И ребенку удивительно, приятно, ему хочется заниматься с игрушкой все больше и больше. Или верблюд – как он идет? Какой же звук этот персонаж может издать? Конечно, это звон бубенцов, которые на попонке! Это совсем другой звук. Ребенок прислушивается – развивается его слуховое внимание. И с этой игрушкой ему тоже хочется играть.

Чтобы ребенок занимался с радостью, придется включить фантазию. Пусть даже разминка станет преддверием сказки.

Занятие с детьми:

– Мы ворота открываем, сказку в гости приглашаем. Посмотрите-ка, дом какой у нас тут стоит! Давайте подойдем и посмотрим на него. Дом красивый, волшебный. Что-то есть в том доме! И сейчас мы с вами узнаем, что же там!

Впрочем, вести ребенка в мир звуков можно и просто в быту – в привычных занятиях найдутся поводы поучиться слушать и слышать.

Ирина Александровна Леошко, учитель-дефектолог:

– Например, гуляем с ребенком в парке – листья шуршат. Ребенок пробежал по листикам – нужно обратить внимание: «Послушай, как шуршат эти листики!» Ребенок прошелся по асфальтовой дорожке – топот от его ботиночек немножечко другой, нежели если он пойдет по песчаной дорожке. И если родитель обращает внимание ребенка на звуки, которые их ежедневно сопровождают дома и на улице, то родитель помогает ребенку обогатить его сенсорный опыт. Для развития ребенка это очень важно.

Можно послушать за окном дождик. Не поворачивая лицо ребенка к окну, можно спросить: «Как ты думаешь, за окном есть дождь или сейчас там нет дождя?» Ребенок послушает и по звуку определит, что дождь есть. «Есть? А почему ты так думаешь? Да потому, что капельки стучат по окну – ты слышишь этот звук. Пойдем на улицу, погуляем, послушаем, как звучат эти капельки на луже, на мокрой траве, на листве дерева. Это все будут разные звуки, а действие одно – идет дождь. Это ли не чудо?»

Если вы воодушевились нашими рекомендациями и оглядываетесь в поисках предметов, которые можно использовать для занятий с ребенком, мы вашу задачу облегчим: поможет специалист.

Ольга Александровна Гультяева, педагог-психолог:

– Это могут быть часто находящиеся дома кубики деревянные и пластиковые. Это может быть любимый всеми детьми конструктор «Лего». Это могут быть стаканчик, палочка или ложка, находящиеся под рукой: например, постукивая, можно изобразить, как белочка грызет орешки. С помощью расчески и палочки можно изобразить, как мышка бежит по дорожке.

Простой бумажный пакет – листочки осенние шуршат под ногами. Орешки грецкие – кто-то маленький шагает по дорожке. Простая коробочка, наполненная мелкими предметами. Пакет целлофановый тоже издает интересные звуки, похожие на шорох дождя. Коробочка в виде трубочки, которую мы наполняем звучащими предметами и потом издаем шум.

Хорошо знакомые коробочки из-под «Киндер-сюрпризов», наполненные разной крупой и звучащие по-разному – соответственно, мышка побежала, ежик побежал. Это могут быть даже наполненные разными сыпучими материалами, которые находятся у многих дома, готовые пластиковые игрушки. Для этого в игрушке делается маленькая дырочка, игрушка наполняется крупой и заклеивается горячим клеем. Готовый шумовой инструмент!

Также может пригодиться скорлупа от орехов. Если мы определенным образом приклеим ее к картонке, то у нас получится вариант кастаньет – можно изобразить, как лошадка скачет. Вот колечки, тоже превратившиеся в шумовые предметы. Еще это могут быть ложки, крышки от кастрюль, карандаши, фломастеры и любые предметы, постукивая которыми мы издаем разные звуки.

Развивающее детское пространство «Радость наша» действует уже девять лет. За это время многие дети получили здесь профессиональную помощь, а заодно и окунулись в православную культуру, ведь занятия построены на библейских историях и житиях святых.

Татьяна Анатольевна Кондрашова, мама учащейся развивающего пространства «Радость наша»:

– Надюша у нас плохо разговаривает. У нее тяжелое нарушение речи, но при этом нет умственного отставания. Целый год мы с ее старшим братом ходили сюда в воскресную школу, а о «Радости» узнали только этим летом. Привели Надюшу сразу – с сентября занимаемся, и сдвиги есть. Для плохо разговаривающего ребенка работа с дефектологом очень важна.

Здесь изучают православную культуру. Это главное, когда у детей с раннего возраста православное воспитание. И это просто радость! Мы приходим сюда и сами радуемся, дети радуются – это остается.

Оксана Дмитриевна Корзова, учитель-дефектолог:

– Коррекционную помощь, конечно, важно оказывать как можно раньше. Какие-то трудности в развитии ребенка сейчас помогают увидеть специалисты различных учреждений – и поликлиник, и детских садов.

В нашей группе мы предлагаем деткам не только системные занятия, но каждый специалист – учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог – предлагает и консультативную помощь, в ходе которой мы помогаем родителям решить вопросы воспитания и развития ребенка, учим их, как правильно реагировать на детское поведение. Также мы помогаем родителям присмотреться к своему ребенку, принять его, понять его особенности и выбрать для него доступный образовательный маршрут.

Коррекционную помощь, конечно, можно получить и дистанционно. У нас есть обновленный сайт «Радость наша», где представлены все наши наработки, выложена авторская программа, выложены видеоролики с презентацией наших игр.

Также там представлены наши журналы – я перед собой держу уже 17-й выпуск, который посвящен нашему проекту знакомства деток с житиями святых. Здесь также собраны различные интересные дидактические игры и задания, которые позволяют родителям провести с пользой досуг, организовать деятельность ребенка и рассказать ему о Боге. Все эти журналы есть в электронном виде, родитель может их бесплатно скачать и распечатать.

Протоиерей Алексей Скляров, благочинный Невского округа:

– У нас все начиналось с нашей воскресной школы, с тех педагогов, которые в ней работают. Мне кажется, нужно всегда поддерживать хорошие инициативы, которые есть у прихожан, у педагогов, у тех, кто трудится в храме. Как раз в среде педагогов воскресной школы и родилась идея, чтобы в нашем приходе появилась такая группа, поскольку это очень востребовано на сегодняшний день.

Мы решили попробовать и начали с того, что организовали такой класс, стали заниматься с детьми, потом получили грант конкурса «Православная инициатива», на который смогли закупить определенное оборудование, и это тоже нам очень серьезный толчок дало. Потихонечку развиваемся, от года к году стараемся улучшать прежде всего качество занятий с детьми.

А евангельская истина на самом деле проста. Понятно, что есть богословие, есть очень сложные догматические положения. Но Господь говорил евангельскую проповедь для того, чтобы радость могла достичь сердца любого человека, и ребенка, несомненно, тоже.

Поэтому, с одной стороны, мы пытаемся помочь ребенку в его развитии, и это, конечно, вопрос профессионализма педагогов – дефектолога, психолога и так далее; с другой стороны, от педагога здесь требуется очень большой такт, чтобы уметь сочетать эту работу с православным воспитанием.

Центр – не филиал воскресной школы, а отдельная группа, которая предполагает работу по интеллектуальному развитию ребенка. Но все-таки очень важно рассказать детям о вере. Когда это делается тонко, красиво, с уважением и любовью к пришедшему ребенку, все получается.

Ведущая Марина Ланская

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 23 июня: 15:30
  • Четверг, 27 июня: 00:30
  • Пятница, 28 июня: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

В этот раз предлагаем окунуться в мир сказкотерапии. Поговорим о том, как сказки помогают решать воспитательные и педагогические задачи. Познакомимся с уникальной программой "Умные игры в добрых сказках" психолога, сказкотерапевта Светланы Макушкиной. А также окунемся в мир развивающих игр Воскобовича.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать