Учимся растить любовью. Детская воскресная школа при Александро-Невской лавре

28 ноября 2024 г.

В этот раз расскажем о старейшей детской воскресной школе Санкт-Петербурга, которой уже 28 лет. Это школа при Александро-Невской лавре, носящая название иконы Божией Матери "Нечаянная Радость". Ее директор - ведущий нашего телеканала иеромонах Дмитрий (Самойлов), человек творческий, а потому и в школе наряду с серьезной академической базой есть интереснейшие творческие секции, одна из которых - православное стихосложение. Подробнее - в выпуске.

Сегодня предлагаем отправиться вместе с нами в воскресную школу Александро-Невской лавры. Это старейшая школа нашего города, ей уже 28 лет. Несмотря на то, что Александро-Невская лавра сейчас на ремонте и школа базируется в чужих помещениях, ее жизнь протекает так же насыщенно, как и раньше. Кроме академических классических предметов есть и интересные факультативы. Среди них – православное стихосложение. Подробнее об этом – в нашем сегодняшнем выпуске.

Православное стихосложение – урок, о котором мы обязательно расскажем, – завершает учебный день. А первый урок – всегда литургия, собирающая вместе детей, родителей, выпускников, учителей и директора. Впрочем, директор школы сам ведет этот урок – первый по счету и первый по значимости.

Иеромонах Димитрий (Самойлов), директор детской воскресной школы Александро-Невской лавры:

– Божественная литургия – действительно наш первый и, наверное, самый главный урок. Здесь мы в едином организме. Это и наша община, и то место, которое является поистине училищем благочестия. Можно прочитать много духовных книг, перелопатить множество литературы, но если будешь вдали от этого общего дела (а литургия переводится как «общее дело»), то все будет, извините, как пустозвон. Поэтому дети здесь сплачиваются и, причащаясь Святых Христовых Таин, являют единое Тело Христово.

Наша служба в лавре именуется детской, хотя здесь все по-взрослому. Дети сами озвучивают литургию, поют на клиросе, читают Апостол, часы, благодарственные молитвы, молитвы ко Святому Причащению, несут клиросные и алтарные послушания, подают кадила, выходят со свечами. Теоретические навыки, которые они получают на уроках литургики, иконографии, церковнославянского языка, они могут применить именно здесь. Хотелось выстроить это в некую структуру. Даже Апостол и Евангелие, малопонятные простому обывателю, мы здесь читаем на церковнославянском языке, как и положено, но при этом у каждого на богослужении есть отрывок, который читается на русском языке. Не нарушая канонов, мы вводим их в смысл литургических текстов.

Важные тексты во время богослужения можно прочесть на русском, но и церковнославянский язык детям не чужд; его, конечно, преподают в школе при лавре.

Виталий Александрович Дмитриев, преподаватель:

– На самом деле курс длится недолго – в течение одного года, раз в неделю. Но за это время можно заинтересовать ребенка, чтобы он понимал, как меняются в современном русском языке какие-то правила, откуда они возникли, как появились, чем русский язык отличается от белорусского, украинского, других славянских языков (того же болгарского или еще какого-то). Они видят истоки, видят основу. Самое главное – заинтересовать. У нас не ставится целью, чтобы они читали, писали на церковнославянском языке, всё знали. Но есть цель заложить зернышко интереса, которое потом может прорасти и помочь в каких-то сложных ситуациях, когда нужно будет понять, что это за икона, например, и что здесь вообще делается. Заинтересовали – а дальше все зависит от талантов ребенка. Занятия помогают детям понять литургию, возгласы, которые в ней слышны. Например, что такое «паки и паки». Сегодня мы изучали, что означает «мир всем», «миром Господу помолимся». Мы пытаемся сделать так, чтобы они не просто стояли на литургии, а понимали ее, были ее участниками. Старшие у нас читают, кого-то благословляют ходить со свечами, подавать кадило. Они чувствуют, что они важны, что они не просто массовка.

Урок литургики у нас всегда начинается с того, что мы пытаемся реконструировать Тайную Вечерю, когда Иисус со Своими учениками был в Сионской горнице. Мы приносим соленую воду, хлеб, который макался в нее, читаем псалмы, которые читались у древних евреев в день еврейской пасхи. Мы размышляем, как этот древний ужин превратился в такую прекрасную службу, как литургия; что поменялось, что добавилось, что убралось, как все трансформировалось. Мы обсуждаем какие-то древние чины литургии, какая была исповедь. Ведь было не так, как мы сейчас на ушко шепчем батюшке. Раньше выходил человек и перед общиной все рассказывал. Поэтому в другой раз уже сложнее так косячить.

Поймать внимание детей сейчас очень сложно. Если им просто что-то рассказывать, а они будут слушать и записывать, им будет тяжело. Их надо вовлечь в какой-то диалог, в обсуждение, все это актуализировать, чтобы они понимали, что это современно.

Пока лавра на ремонте, богослужения проходят в молитвенной комнате. И в этом стечении обстоятельств есть некоторые несомненные плюсы – прежде всего возросшее ощущение объединенности, настоящая соборность.

Иеромонах Димитрий (Самойлов):

– Находясь во временном домовом храме, где нет иконостаса, этой видимой преграды, люди вовлечены в единый литургический процесс. Они видят, что происходит в алтаре: вот жертвенник, вот записка, вот проскомидия, вот реальное поминовение. Это не то что передал записку, а дальше не видишь, что происходит; когда происходит некий отрыв. Здесь они видят даже причащение священника во время богослужения. Я считаю, это действительно сплачивает. И когда сами дети, а также их родители подходят к Чаше, мы поистине являемся единым целым. Это, может быть, больше влияет на восприятие литургии как необходимости, без чего в принципе невозможно жить и начинать учебный процесс в детской воскресной школе. Я так считаю.

Детская воскресная школа при Александро-Невской лавре была открыта 28 лет назад. За эти годы выпустилось больше двухсот человек. Поддерживать связь с выпускниками – одна из традиций, и не единственная.

Лариса Викторовна Кухаренко, заместитель директора:

– Я пришла в эту школу давно, в 2002 году. Мы пришли с сыном; я как мама привела его в воскресную школу. А потом директор воскресной школы пригласила меня преподавать в школе, потому что я по образованию учитель. Мой сын окончил воскресную школу, потом много помогал как выпускник воскресной школы. Мне очень интересно преподавать здесь дисциплины. И, конечно, общение с детьми, с молодым поколением всегда очень интересно. Поэтому я и задержалась так долго в этой школе.

Обязательно должно быть литургическое общение, поэтому каждое воскресенье наши занятия начинаются с литургии. И дети, и родители, и педагоги – все приходят на литургию, с этого начинается наш школьный день. Это очень важно и нужно, когда мы все вместе на Божественной литургии. Потом начинаются уроки.

Наша школа развивается, сейчас в ней шесть классов, а когда-то было два-три. Наша школа возникла в 1996 году, это старейшая детская воскресная школа Санкт-Петербурга. Наша школа, можно сказать, немножко академического плана, потому что у нас изучаются очень интересные предметы: Ветхий Завет, Новый Завет, церковнославянский язык, история Русской Православной Церкви, история Апостольской Церкви. Вот такие разные, интересные и глубокие предметы. Мы ставим своей задачей не только дать детям какие-то знания. Это хорошо, интересно и нужно христианину, но это не главное. Главное – заложить в детях основы духовности. Духовно человек развивается всю жизнь, но основы духовности мы должны постараться заложить в нашей школе. Дети учатся в светской школе, где больше преподают основы нравственности, а мы закладываем именно основы духовности. Духовность и нравственность – это разные вещи.

Антон Владимирович Руднев, папа учащегося:

– Нам не очень нравилось, что происходит в обычной школе; там нет преподавания общечеловеческих ценностей. И мы пришли сюда, в эту воскресную школу, где закладываются такие ценности, как доброта, любовь. В общем-то, это основная причина, по которой мы сюда ходим. Мой ребенок не очень сильно привязан к Церкви, но, насколько я наблюдаю, происходит накопительный эффект. Мой брат тоже ходил в воскресную школу (он живет в другом регионе). До поры до времени он не ходил в храм, но в конце концов, когда в его жизни произошли некоторые события, он обратился к Церкви и этот инструмент использовал как решение своих проблем, проблем своей семьи и прочего. Если в жизни моего сына что-то произойдет, из-за чего у него возникнут сложности, надеюсь, у него уже будет инструмент для решения своих проблем и проблем окружающих. Я считаю, что воскресная школа это дает.

Александр Андреевич Парфенюк, учащийся:

– Я хожу в воскресную школу с пяти лет. Мне нравится. Я хочу закончить все шесть классов. Больше всего мне нравится история и «Закон Божий». На истории мне интересно слушать учителя, я узнаю много нового.

Татьяна Николаевна Кабаева, мама учащегося:

– Давно хотела водить сюда своего ребенка, но чтобы это было осознанно, чтобы он сам захотел, нужно было дождаться подходящего возраста. Я предложила, он согласился.

Пелагия Андреевна Ващенко, учащаяся:

– У нас есть урок, где нам преподают Новый Завет, мне он очень нравится. Также нравится церковнославянский язык и история Русской Православной Церкви.

Тихон Андреевич Парфенюк, выпускник:

– Воскресная школа учит, во-первых, думать по-своему, раскрывать свои мысли, выражать свое мнение. На самом деле хочется сказать, что в воскресной школе ты чувствуешь себя как дома. Если в обычной школе можешь быть как-то закрыт, то в воскресной находятся единомышленники, здесь ты можешь найти новых друзей. Здесь хорошие, добрые учителя. Я выпустился в мае этого года, являюсь выпускником, но это не мешает мне посещать Божественные литургии, театральные кружки в нашей воскресной школе и, в принципе, помогать чем-то в жизни воскресной школы.

Анна Васильевна Гладикова, мама троих учащихся:

– Мы многодетная семья. Наша старшая дочь, ей уже 18 лет, окончила эту школу. Трое детей учатся в ней. Ванечка, наш пятый ребенок, скоро тоже пойдет в первый класс. Здесь искренняя любовь к нашим детям. Если в обычной школе я сталкиваюсь с каким-то непониманием, то здесь учителя совершенно по-другому относятся к воспитанникам. Не к ученикам, а именно к воспитанникам. Мои дети здесь напитываются любовью.

Если литургия – это первый по значимости предмет в школе, академические дисциплины на втором месте, то на третьем, пожалуй, творческие занятия. Урок православного стихосложения появился в школе не так давно и почти неожиданно. Хотя предпосылки к этому, конечно, были. Иеромонах Димитрий (Самойлов) сам пишет стихи, в том числе такие, которые вполне могут дополнить проповедь.

Иеромонах Димитрий (Самойлов):

 – Я тоже не совсем далек от стихосложения и позволю себе высказаться по поводу своего небесного покровителя:

В век смут, пожаров и лишений

Жил инок, истинный простец,

Составил свод житийных чтений

Святых и праведных отец.

Когда пришла пора, смиренно

Архиерейский жезл он взял.

В соборных службах и келейно

В молитвах отдыха не знал.

Восшел Ростовский свет-учитель,

В чертоги Бога возносясь,

Любви о Господе ревнитель

Почил, в молитве находясь…

Святитель Димитрий Ростовский, которому посвящены эти строки, – небесный покровитель не только директора школы, но и вообще духовных учебных заведений.

Иеромонах Димитрий (Самойлов):

– Господь нас избирает. Я вижу в этом Промысл Божий, поскольку мой небесный покровитель в монашеском постриге – святитель Димитрий Ростовский, который, собственно, является начальником всего духовного образования в России. Он, являясь режиссером, драматургом, сценаристом, а самое главное, меценатом, на собственные средства создавал духовные училища. Возможно, именно его молитвами, его видимым, осязаемым предстательством Господь вручил мне этот жребий – встать во главе детской воскресной школы лавры.

Став директором воскресной школы, отец Димитрий не думал, что сможет реализовать там свою давнюю мечту – открыть поэтическую секцию. Но все сложилось само собой.

Вера Александровна Куприянова, преподаватель православного стихосложения:

– У меня была мечта – работать с детьми во славу Божию. Я не знала, как это реализовать. Нас, скажем так, познакомили с отцом Димитрием. Я была на вечерней службе, смотрела, как благоговейно он служит, и это тронуло меня до глубины души. Мне было как-то неудобно к нему подходить, потому что я еще тогда не сформулировала то направление, которое готова была предложить школе. У меня не было готового формата; я просто хотела работать с детьми. Я педагог английского языка, русского языка и родной литературы. Я подошла к нему. А он куда-то торопился после службы, он очень занятой человек, у него много задач. Я спросила: «Можно мне у вас работать?» Он спросил: «А что Вы умеете?» Я немножко растерялась, говорю: «Могу Вам стихотворение прочитать». Я прочитала одно взрослое православное стихотворение, а второе – детское. Он посмотрел на меня и говорит: «Можете у нас стихосложение вести. Наверное, получится интересно». И он прочитал мне свое потрясающее стихотворение. Я обомлела, насколько оно было пронизано Божией благодатью, любовью и красотой слога. Я засомневалась, стоит ли мне соглашаться: вдруг подведу? Все-таки такой высокий слог. Батюшка сказал: «Не сомневайтесь, я Вас жду». Я пришла в воскресный день на детскую литургию, после литургии он познакомил меня с мамами, и так задалось это направление.

Иеромонах Димитрий (Самойлов):

– Господь так управил, что послал нам волонтера в лице Веры Куприяновой. Она человек творческий, одаренный, занимается с детьми. И это не просто детские стишки (хотя с чего-то надо начинать); они уже переходят от более простых форм к сложным, работают над рифмой. Что такое рифма? Это фактически ритм. С каждым разом образы все более и более живые. Поэтому я считаю, моя маленькая сокровенная мечта смогла осуществиться благодаря именно воскресной школе.

Учащийся читает стихотворение:

Совесть – голос Господа в душе,

Помогает всем, кто Его слышит.

Словно лучик солнца на челе,

Жизнью и теплом нам вечно дышит.

Это есть та самая тропа,

Что ведет в небесную обитель,

Ту обитель, нет в которой зла,

Где живет Небесный Сотворитель.

Вера Александровна Куприянова:

Цель нашего занятия, помимо обучения стихосложению, раскрытия творческого потенциала ребенка, раскрытия навыков владения русским словом и совершенствования этих навыков, – в радости, которую дети получают от созидания, от своего творчества, от возможности видеть свой результат. То есть много функций несет православное стихосложение как дисциплина. В младшей группе мы работаем над простой рифмой, не разбираем теорию стиха в глубокой форме. Мы смотрим рифмы, синонимы русского слова, антонимы русского слова, немного затрагиваем метафору, литоту (литературное преуменьшение), гиперболу. И обязательно даем практические навыки, чтобы дети могли это прочувствовать, применить к какой-то сказке, какому-то явлению в литературе, какому-то стишку, который они уже знают. Допустим, вот здесь метафора, вот здесь литота. Мужичок с ноготок, например. И им все уже понятно. С детками работа другая: больше картинок, больше того, что они могут потрогать, прочувствовать, осознать.

Мы работаем с теорией стиха, чтобы дети сами поработали над словом. Я мало редактирую, дети сами стараются, сами дорабатывают. Говорю: «Как вы думаете, здесь можно лучше? Здесь можно использовать другой лексический прием, другое слово, другое прилагательное?» Стараюсь говорить простым языком, чтобы детям было понятно. А то, бывает, они стесняются спросить, что такое лексический оборот, например. Чтобы ребенок не боялся, нужно простыми словами говорить: прилагательное, существительное. Чтобы ребенок чувствовал, что у него получается.

В старшей группе мы уже работаем с метрикой, стихотворным размером. Проходим формы классического русского стихосложения: амфибрахий, дактиль, ямб, хорей. Мы проходим эти стили, чтобы ребенок чувствовал, что у стиха есть форма, есть размер; чтобы было интересно познавать этот мир через теорию стиха.

Каждый человек может себя раскрыть в стихосложении. У нас нет неталантливых. Вы удивитесь, но у нас публикуются все, кто ходит; нет ни одного, кто не попал в журнал. Мы публикуемся уже второй год в журнале «Метаморфозы». Это высокохудожественный литературный журнал, в котором публикуются выдающиеся деятели науки, искусства, филологии. В этом журнале есть рубрика «Литературные переводы», есть поэзия, проза, публицистика. Детям нравится видеть свои публикации, результат своего творчества. В этом году нас пригласили публиковаться (пока разово) в журнале «Второй Петербург».

Учащаяся читает стихотворение:

Россия – Родина моя,

Планета красоты и счастья.

Все о тебе лишь я мечтаю,

В тоске и грусти пребываю,

Когда далече от тебя.

Косички – сосны и березки,

Роса хрустальная – твои слезки,

Что по погибшим утром льешь.

Озера – глазки голубые,

Реснички – веточки густые,

И травянистый сарафан

Твой опоясал тонкий стан.

Люблю тебя, моя Россия,

И над тобою небо синее.

Вера Александровна Куприянова:

– Когда к нам приходят в школу, мы не можем предвидеть будущее. Господь нам посылает детей, которых мы образовываем, и мы не знаем, кто из них станет поэтом, а кто нет. Но умение владеть русским словом для образованного русского человека – необходимость. Славление Господа в стихах, добродетель, красота Божьего мира, милосердие, те догматические основы, которые дети проходят на других, фундаментальных, дисциплинах, подкрепляются в творческом выражении.

Вероятнее всего, многие сегодняшние ученики не станут поэтами, но любовь к родному языку, умение читать символы и мыслить метафорически, несомненно, обогатят их души.

Кроме стихосложения, в школе отдают дань и другим видам искусства; например, театру.

(Фрагмент из спектакля.)

Иеромонах Димитрий (Самойлов):

– Участие в рождественских, пасхальных спектаклях не является самоцелью. Хотя знания, умения, навыки находят свое проявление и развитие на сцене. Может быть, человек в обычной жизни закомплексован, а здесь он имеет возможность во всеуслышание заявить о каких-то своих эмоциях, чувствах (в хорошем смысле слова). У нас есть небольшие достижения. Буквально два года назад Комитет по культуре доверил нам такую честь. При поддержке и по инициативе правительства Москвы в Таврическом дворце проходила Рождественская елка для детей участников специальной военной операции, и наши дети, наряду с профессиональными актерами, принимали участие в спектакле «Синяя птица». Об этом даже был сюжет на Первом канале. Согласитесь, это огромная мотивация. Это одно из подразделений нашей школы, и я считаю, этот творческий момент тоже должен быть. Собственно, посредством приобщения к прекрасному человек раскрывается, в нем раскрывается образ Божий.

Чем бы ни жила воскресная школа, какое бы неповторимое лицо у нее ни было, ее задача всегда одна – привести человека к Богу.

Иеромонах Димитрий (Самойлов):

– Это образ, который дан нам от Бога. Сверхзадача – этот образ претворить в подобие. Но задача сиюминутная – привить тот свет Божественной любви, который окружает всех нас, посредством этих занятий и приобщения к доброму, светлому, прекрасному.

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 23 января: 00:30
  • Пятница, 24 января: 05:30
  • Суббота, 25 января: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X