***
1. Как отмечают издатели, все книги серии «Жития святых в пересказе для детей» созданы для семейного или самостоятельного детского чтения. В серии собраны жития христианских подвижников, дающие живые примеры для подражания. Ярко показан характер каждого святого, трудности и испытания в его жизни или собственные слабости, которые святой преодолел. Каждый ребенок найдет в этой серии близкого для себя святого. Кроме того, красиво оформленные книги в твердой обложке с оригинальными авторскими рисунками могут стать прекрасным подарком ребенку на именины. Небольшой формат удобен для ребенка, книга становится уютной, разговор доверительным.
2. Автор этой книги Мария Максимова. Она уже известна нашим юным читателям по книгам «Святая Царская семья», «Житие святых царственных страстотерпцев» и «Житие блаженной Матроны Московской» в пересказе для детей. В этой книге Мария Глебовна в доступной для детей форме рассказывает о жизни преподобного Амвросия Оптинского. А начинает свой рассказ она так: «Все мы знаем слова «старый» и «старичок», а вот кто такой «старец»? Издавна повелось, что старцами верующие считают избранников Бога, чьё чистое сердце сделалось обителью Духа Святого. Тех, кто состарился в духовных подвигах и стал настолько чист душой, что полностью преодолел эгоизм, лень, раздражительность, гнев, обиду, уныние...
3. Старец пребывает в постоянной молитве, и Бог даёт ему возможность видеть настоящее, прошлое и будущее... Все, кто имел радость общаться с этими дивными подвижниками, рассказывают, что они как бы излучают некий свет, свет доброты, мира душевного и радости о Господе. Это свет той великой Любви, которая, по слову Писания, «сильнее смерти». Таков был и преподобный Амвросий Оптинский. Он был простым иеромонахом. Кто-то может удивиться: как же так, такой великий старец — и просто монах? Но ведь старцы учат людей жить в радости и помогают им нести выпадающие на их долю тягости, в чём бы они ни состояли. А для этого не нужны ни чины, ни карьера, ни какие-либо звания и знаки отличия...»
4. Как повествует автор, родился будущий старец осенью 1812 года, в благочестивой и многодетной семье Гренковых, что жила в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. В скорости его крестили и нарекли в честь благоверного великого князя Александра Невского — Сашей, или Александром. Александр был шестым из восьмерых детей в семье, которая была тесно связана с Церковью. Еще бы: дед мальчика был священник, а отец — пономарь, псаломщик. Рос Александр резвым, остроумным, бойким, и детство его протекало мирно и счастливо в отеческом доме. По обычаю того времени, грамоте его учили по Псалтири, Часослову и славянскому букварю. А каждый праздник, как звонили колокола к началу службы, отец брал его с собой в храм, и там мальчик, стоя среди певчих, вместе с папой пел, читал псалмы, молитвы и Священное Писание.
5. Так с детства церковная жизнь для Саши стала частью почти что домашнего, родного уклада, и всё шло к тому, что, повзрослев, мальчик пойдёт по стопам отца или деда. Поэтому неудивительно, что в 12 лет он поступил в Тамбовское духовное училище, а после окончания училища — в Тамбовскую духовную семинарию, где он учился с 1830 по 1836 год. Александр Гренков был на редкость смышлёным и одарённым и преуспел во всех предметах. Живой и весёлый характер, доброта, искрящийся ум притягивали к нему товарищей по учёбе, которыми он был весьма любим: ведь он мог не только поддержать разговор, но и помочь другу в трудной ситуации добрым и полезным советом.
6. Преподаватели были уверены, что перед их подопечным - полным сил, талантливым, энергичным - лежит блестящий жизненный путь земных радостей и материального благополучия. Разве такому шутнику и весельчаку, как Александр Гренков, могла прийти в голову мысль о принятии монашества? Но тут грянул гром. Будучи в предпоследнем классе семинарии, юноша смертельно заболел. Мечась в лихорадке и уже чувствуя приближение кончины, он взмолился Богу о выздоровлении и дал обет — если поправится, - уйти в монастырь. И вскоре — к удивлению всех — Александр выздоровел и встал на ноги. Однако после этого прошло 4 года, прежде чем он исполнил свое обещание Господу.
7. Как пишет автор, «опасаясь, что уговоры родных и знакомых, пророчивших ему блестящее будущее в миру, могут поколебать его волю, он решил срочно и тайно уехать в Оптину пустынь, не испросив даже разрешения епархиального начальства - Тамбовского архиерея. Так в сентябре 1839 года Александр Гренков неожиданно исчез. Он уехал в Оптину и остановился в монастырской гостинице. После этого прошло почти два с половиной года, и вот Александр Гренков принял монашеский постриг с именем Амвросий. Впереди были годы трудов, аскетической жизни, тяжёлой физической работы. И Александр был готов к монастырским испытаниям.
8. Молодому монаху пришлось работать в пекарне, печь хлеб, варить хмелины (дрожжи), помогать повару. С его выдающимися способностями, знанием пяти языков, ему, наверное, нелегко было стать простым помощником повара. Но эти послушания воспитывали в нём смирение, терпение, умение сдерживать свою общительность и словоохотливость. А затем он стал келейником старца Льва, потом – келейником старца Макария. Ещё при жизни старца Макария, с его благословения, некоторые монахи приходили к отцу Амвросию, чтобы рассказать ему о самом сокровенном, о своих думах, метаниях, сомнениях... Отец Макарий отправлял для беседы с ним и своих мирских духовных чад. Так старец постепенно готовил себе достойного преемника. После же смерти Макария отец Амвросий был поставлен на его место — стал духовником оптинской братии и приезжающих паломников. А что было дальше, как простой монах стал наставником многих русских людей, рассказывает эта книга.
***
Есть такая пословица: с кем поведёшься, от того и наберёшься. Так и святые отцы говорили: «С преподобными - преподобен будешь, а со строптивыми - развратишься». У святого человека можно научиться и любви, и доброте, и простой чистосердечной вере в Бога. Этому можно поучиться и у преподобного Амвросия Оптинского. Во всех словах и действиях старца проявлялось глубокое смирение, а из него рождалась та удивительная любовь, которая не разбирала «плохих» и «хороших». В каждом человеке видел он образ Божий. И каждого встречал и провожал с отеческой лаской. Для всех он, по слову апостола Павла, «сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». Об этом и рассказывает данная книга. Издание предназначено для детей от 6 лет и прекрасно подойдет для совместного семейного чтения.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!