Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга печатается по изданию – «Высокопреосвященный Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий и его время». Этот труд в трех томах был составлен архимандритом Сергием (Василевским) и издан в 1888 году в Казанской Типографии Окружного Штаба. Как говорится в жизнеописании святителя Филарета, Феодор Георгиевич Амфитеатров, как звали его в миру, родился 17 апреля (старого стиля) 1779 г. в селе Высоком, Кромского уезда Орловской губернии в благочестивой семье священника Георгия Никитича Амфитеатрова. Мальчик был очень слабеньким и почти слепым, но этот слабый младенец по средам и пятницам не принимал даже материнского молока.
2. В детские годы Феодор очень любил посещать храм. С шести лет он начал учиться грамоте, а первым учителем его был дед. На 10-м году жизни мальчик был принят сразу во 2-й класс Орловского духовного училища, по окончании которого он, как лучший ученик, был переведен в богословский класс Севской семинарии. Исполняя давнее свое желание, посвятить свою жизнь Богу, Феодор по окончании семинарии подал прошение о пострижении его в монашество. Это прошение было принято. 7 ноября 1798 г. он был пострижен в монашество с именем Филарета. Когда это желание было воплощено в жизнь, на будущего митрополита Киевского было возложено послушание преподавателя семинарии, которое он со смирением выполнял.
3. Как вспоминал сам святой, его «судьбы» всегда были в руках Божьих, а потому преподавательское послушание все более и более укрепляло его и сообщало бесценный опыт. Он был преподавателем и ректором Севской, Уфимской, Тобольской, Калужской семинарий. Нес послушание инспектора в Петербургской и Московской академиях. Особое попечение имел о Киевской духовной академии, когда занимал Киевскую кафедру. Ради обучения в окормляемых им духовных школах, как свидетельствуют современники, некоторые даже бросали университеты в Европе. По словам воспитанников, святитель Филарет был «ангелом во плоти», который управлял академиями и семинариями как отец, а учащиеся были для него словно родные дети. Именно благодаря послушанию преподавателя и ректора, пересеклись пути двух Филаретов. Будучи ректором Санкт-Петербургской академии, архимандрит Филарет (Дроздов), лично ходатайствовал о назначении своего тезки ректором Московской духовной академии.
4. Особенно тесно связана жизнь святого с историей отечественного монашества. Во время своего архипастырского служения в Калуге, он основал Иоанно-Предтеченский скит в Оптиной пустыне и положил начало местному старчеству. О нем говорили как о подвижнике, который мог воспитывать подвижников. До сих пор монахами хранится память о том, как в Оптинском скиту святителю Филарету пытались оказывать архиерейские почести, но он возражал: «Митрополит там — в другом месте, а здесь, в скиту, я просто инок». Такое смирение митрополит Филарет хранил до конца своих дней.
5. Последние 20 лет своей жизни святитель посвятил служению на Киевской кафедре. Отдельным предметом забот митр. Филарета было благоустройство и благосостояние Киево-Печерской Лавры, которая стала излюбленным местом его пребывания с первых же дней приезда в Киев. Поселившись в Лавре, митр. Филарет занялся устройством внутренней жизни лаврской обители по правилам монашеского жития, установленного основателями Лавры – преподобными Антонием и Феодосием Печерским. Он строго следил за нравственным состоянием братии, постоянно наставляя ее (братию) своими добрыми и мудрыми поучениями. Вскоре и братия стала относиться к своему архипастырю с благоговейным почитанием и любовью.
6. Современники говорили о нем: «Мы знали его, как доблестнейшего подвижника, умевшего притом и воспитывать подвижников». Пример, достойный подражания, представляла личная подвижническая жизнь митр. Филарета. Это был великий молитвенник, тайно принявший на себя подвиг схимонашества. При точном и ревностном исполнении обязанностей, возлагаемых званием и долгом общественного служения, святитель Филарет с особой строгостью исполнял все уставы и правила иноческого жития. Стремясь к уединению, он летом большую часть времени проводил в Голосьевой пустыни, которая находилась недалеко от Киева. И здесь он вел себя, как самый простой инок. Отличительными чертами личности владыки было его глубочайшее смирение и нестяжательность. С раннего детства он привык довольствоваться малым и так продолжалось всю жизнь.
7. До самых последних дней своей жизни Киевский архипастырь был неутомим как в трудах святительского служения, так в подвигах иноческой жизни и переносил эти трудности и подвиги с удивительной бодростью, укрепляемый помощью свыше. С 1855 г. после тяжелой болезни он стал часто подвергаться различным недугам, которые встречал как предвестники близкой кончины, но переносил их с терпением и благодушием и радовался приближению переселения в жизнь вечную. Он часто говорил: “Я вижу Господь скоро позовет меня к Себе”. Такая уверенность архипастыря не обманула его. 1857 год он встретил на одре болезни. Болезнь по временам отпускала его, но ненадолго. “Храмина тела моего разрушается”, – говорил он.
8. Последнюю литургию митрополит совершил 6 декабря 1857 г. С этого времени он находился только в своих покоях, каждый день слушал божественную литургию в домовой церкви и причащался св. Христовых Таин. До самого момента кончины сознание не оставляло митрополита. И он, находясь в очень тяжелом состоянии, приказал пускать к нему всех приходящих без исключения, продолжал интересоваться делами и общественной жизнью, давал советы и указания. 21 декабря большой лаврский колокол возвестил Киеву, что любимый архипастырь отошел ко Господу.
***
"Идти всегда прямым путем, - это было моим постоянным правилом, и было хорошо. Часто случалось мне, с самых первых пор службы, бывать в большой тесноте обстоятельств: и сверху давят, и снизу не благоприятствуют, и со сторон теснят, - а я все держался одного прямого пути и так рассуждал: как люди ни хитрят, ни усиливаются, а Бог всех перемудрит и пересилит", - сказывал умудренный скорбями и искушениями, смиренный святитель Филарет, при жизни именуемый и милостивым, и монахолюбивым, и благочестивым. Подробнее о жизни святого архипастыря вам расскажет эта книга.
Использованы материалы сайтов:
https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfiteatrov/
https://pravlife.org/sr/node/501
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!