У книжной полки. Жизнь загробная и вечная

5 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Во время Своей земной жизни, Иисус Христос, беседуя с народом или со Своими учениками, нередко говорил с ними о конечной цели человеческой жизни. К числу таких высказываний относятся, к примеру, и следующие слова Спасителя: В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам... приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. Эти и другие слова Господа заставляют задуматься о том, что ждет нас, когда закончится земная жизнь, что ждет нас за гробом? На эту неисчерпаемую тему написано немало книг, об этом много писали и святые отцы, и простые пастыри. Выдержки из их сочинений составили книгу, которая вышла в свет в издательстве Эксмо и называется – «Жизнь загробная и вечная. Свидетельства истины».

***

1. Что ждет нас после смерти? Что говорили о ней прежде - и что изменилось сейчас? Что говорит о ней православная вера? Как различить веру, призванную вести к жизни вечной, и слепой страх, способный погубить нас еще в жизни земной? Иной мир - где он? Какой он? И в силах ли мы хоть немного его понять? Представить цельной картиной? И если да - то как? И кому можно верить? Вопросов на тему загробной жизни всегда было очень много, и вряд ли человек, не просвещенный Духом Святым, может на них ответить. Но мы доверяем святым отцам и тем духоносным подвижникам, которые жизнь свою устраивали не по законам земным, но по законам Божиим, которые жили по Евангелию. Их изречения и собраны на страницах этой книги.

2. Этот сборник, по словам составителя Ирины Булгаковой, призван представить читателям основы православного вероучения о жизни, смерти и устройстве духовного мира. В ней, настолько подробно, насколько это возможно в рамках одного издания, отражены воззрения на посмертную участь души, принятые в православном христианстве. Помимо этого, в книге приводятся различные взгляды на предназначение нашей земной жизни и на связь дел, совершенных в ней, с последующей, загробной участью, а также объясняется смысл различных богослужений Церкви для поминовения усопших.

3. А в первом разделе книги говорится о том, как смерть вошла в нашу жизнь, и прежде всего, рассматривается наша человеческая природа. Чтобы рассказать об этом, составитель обращается к книге протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий», на страницах которой ее автор пишет следующее: «Когда мы говорим, что человек состоит из души и тела, то мы этим выражаем, что человек состоит не из одного лишь мертвого вещества – материи, но и из того высшего начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой. В действительности же человек трехсоставен и состоит из тела, души и духа. Апостол Павел говорит: Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

4. Говоря о теле человека, отец Серафим напоминает, что создано оно Богом из праха земного и потому принадлежит земле: «земля еси и в землю отъидеши», сказано первому человеку после его грехопадения. Своею телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ – животных, и состоит она в удовлетворении потребностей тела. Потребности тела многоразличны, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжения рода. Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа со вполне понятной и разумной целью – чтобы это живое существо не погибло и не уничтожилось бесследно.

5. Как отмечает отец Серафим, для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, без которых человек был бы в этом мире вполне беспомощным. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы лишь мертвой машиной без движения, если бы его не оживотворяла душа. Душа дана Богом как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть жизненная сила человека и каждого живого существа. Душа есть и у животных, но она вместе с телом была произведена землей. И только о человеке сказано, что после создания тела его из праха земного Господь Бог вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

6. Это «дыхание жизни» и есть высшее начало в человеке, то есть его дух, которым он безмерно возвышается над всеми другими живыми существами. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою как бы мост от тела к духу». От познания человеческой природы мы переходим к вопросу, почему же человек, созданный Богом, как бессмертный, стал подвержен тлению. На этот вопрос все верующие люди ответ знают, что произошло это в результате падения первых людей. Грехопадения. Вот что об этом говорит святитель Игнатий Брянчанинов, слова которого мы находим на страницах книги.

7. «Падением изменились и душа, и тело человеческие. В собственном смысле падение было для них вместе и смертью. Видимая и называемая нами смерть в сущности есть только разлучение души с телом, прежде того уже умерщвленных отступлением от них истинной жизни, Бога. Мы рождаемся уже убитыми вечной смертью! Мы не чувствуем, что мы убиты, по общему свойству мертвецов не чувствовать своего умерщвления! Недуги нашего тела, подчинение его неприязненному влиянию различных веществ из вещественного мира, его дебелость суть следствия падения. По причине падения наше тело вступило в один разряд с телами животных; оно существует жизнью животных, жизнью своего падшего естества. Оно служит для души темницей и гробом».

8. Как отмечает сам святитель, сильны выбранные им эти выражения. Но они, по мнению святого отца, еще недостаточно выражают ниспадение нашего тела с высоты состояния духовного в состояние плотское». Но смерть тела – это еще не окончательная смерть человека. Гораздо хуже, если умирает душа человека. Как это происходит? Об этом нам со страниц книги говорит схиархимандрит Илий Ноздрин. О двоякой смерти: естественной и духовной напоминает святитель Димитрий Ростовский. Картину того, что ждет человеческую душу в загробной жизни, рисует нам прп. Ефрем Сирин. Кроме того, на страницах книги говорится об рае и аде, об ангелах и бесах, о мытарствах души, о частном и Страшном суде, и о Царствии Небесном.

***

По словам издателей, эта книга не дает ясные и однозначные ответы на все вопросы, которые мучают человечество на протяжении веков, да и такие ответы вряд ли возможны. Скорее, это попытка ответа. Попытка соткать полотно из разрозненных нитей. Представить православное учение о жизни и смерти, о тленном и вечном, о цели и смысле нашей дороги. Вложить в память то, чего мы не знали - или воскресить в ней нечто давно забытое. Отделить зерна от плевел, а сердцевину - от дешевой шелухи. Ведь если жизнь - это путь, то учение о жизни - это карта, и чем эта карта подробней, тем больше она достойна доверия.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать