***
1. Перед вами - повесть отца о погибшем на войне девятнадцатилетнем сыне. А кроме самой повести в издании впервые полностью опубликованы 136 писем Коли Пестова. Смерть сына Николай Евграфович переживал очень тяжело, но между тем эта книга, как и все последующие его труды, полны искренней, глубокой веры, ведь Пестов писал их от чистого сердца. Впоследствии его книги привели к Богу и к Церкви многих людей, выросших в атеистическом государстве, воспитанных в семьях, где ничего не знали о Христе.
2. Предваряют это издание следующие слова автора: «Кротость души — вот то, что украшает человека, делает его приятным и милым для всех окружающих. Обычно кротость соединяется с простотой и скромностью. А если к этому еще добавляется горячее, любящее сердце, то все это делает человека «солью земли», «свечой», которую ставят на подсвечнике, чтобы светить всем в доме (Мф. 5:13, 15). От Господа нам выпало счастье иметь сына, который отвечал этим качествам. Он рано созрел духовно и рано был взят Господом с земли. Он оставил нам образ 19-летнего юноши с кротким, любящим сердцем. В последний год его жизни им было написано большое количество писем, которые рисуют его нежную, простую, отзывчивую душу, полную готовности служить людям».
3. Вместе с тем, как отмечает автор, эти письма «исполнены чисто христианской философии жизни с безропотным послушанием воле Господней и мудрой рассудительностью, редкой для 19-летнего возраста». В основном содержание записанного относится к повседневному быту с его «мелочами жизни». Но не сумма ли «мелочей», говорит автор, составляет жизнь и не на «мелочах» ли мы более всего спотыкаемся? И не есть ли самое важное и великое — быть «верным в малом» (Мф. 25:21). Читая письма Коли Пестова, мы видим то, что видел его автор. А еще мы получаем возможность заглянуть в его душу, увидеть черты давно ушедшей эпохи, когда многое было иным.
4. Иным был быт, ценности, иным было отношение людей друг к другу, иными были и сами люди. Жизнь была другая, в чем-то тяжелее, чем сейчас; не было привычного нам комфорта, но мелочи жизни не поглощали внимания, оно было обращено на настоящие ценности, те ценности, что «выше граней земных». Бытовые детали, которыми полны письма, создают впечатление достоверности, эффект присутствия. Читая их, можно представить себе, что происходило в той далекой реальности. В письмах раскрывается глубокий внутренний мир человека, ищущего Бога, стремящегося жить по Его заповедям. Эти письма тем ценнее, что принадлежат совсем молодому человеку, вступившему на путь, решающие вехи которого - вера и верность, поступки, возвышающие его над суетой и шумом обыденной жизни.
5. Издатели обращают внимание на некоторые черты той далекой эпохи, о которых напоминают письма Коли Пестова. То, что почта просматривалась военной цензурой, все знали. Поэтому написать о том, что он просит помолиться великомученику и целителю Пантелеимону, Коля не мог - он просил «обратиться к врачу Пантелеимонову». Семья Пестовых жила неподалеку от Елоховского собора, поэтому, когда Коле удавалось попасть в храм, он писал, что «пошел к Елоховым». Недреманное око НКВД обозначалось «посещением Анны Гавриловны». Этой нехитрой конспирации было достаточно, чтобы усыпить бдительность недалеких военных цензоров. Письма Коли Пестова свидетельствуют и о том, что можно сохранять человеческое достоинство в трудных обстоятельствах, можно тихо, скромно, незаметно совершать в повседневной жизни значительные, если не сказать героические поступки.
6. «Моя доля в этом труде, - говорит Николай Евграфович, - скромная доля. Все основное принадлежит самому Коле - его письмам, сочинениям, дневникам и его поступкам, словам и мыслям. Мне нужно было лишь собрать все это и, выбрав все ценное и значимое, изложить в нужной последовательности. По отношению ко всему собранному материалу я не остался в роли равнодушного летописца. Коля живет в моем сердце, и я не мог сдержаться от выражения тех чувств, которые переполняют его при мыслях о Коле». Как отмечает автор, основной декорацией действия является полузамерзшая казарма; средой - современная молодежь в форме курсантов. Заключительные сцены - на фронте и поле боя.
7. И на этом суровом фоне расцвели те нежные, благоухающие цветы движений сердца и мыслей Коли, наполняющих душу той радостью, которую пробуждает в душе всякая красота. К слову сказать, когда в семье Николая и Зои Пестовых родился первенец, при крещении его назвали в честь святителя Николая Мирликийского. С раннего детства за мальчиком сохранилось ласковое название Колюши, и оно так гармонировало с его нежной душой, что сохранилось за ним до зрелого возраста (до последних дней его жизни). Как замечено в жизни христианских семейств, черты характера святого, в честь которого называют ребенка, передаются последнему. Как будет видно из дальнейшего рассказа автора, это в полной мере имело место и для Колюши Пестова.
8. В предисловии Николай Евграфович отмечает: «Господь, как заботливый садовник, выращивает на земле духовные цветы — души людей, сумевших построить свою жизнь в согласии с Его вечной Истиной. Он любит эти Свои цветы и любуется на них. Но Он хочет, чтобы и все, кто умеет ценить красоту, любовались и радовались им. Он позаботится и о том, чтобы скромный цветочек из Его сада, нежная душа Колюши, не прошла в мире бесследно, но внесла и свою долю в сокровищницу красоты и радости. Господь взял Колю к Себе, - пишет Пестов, - но в его милом образе, в поступках и мыслях, в его миросозерцании остался духовный капитал вечных ценностей, которые не могут пропасть и будут служить людям. Его образ будет радовать людей красотой души, согревать их сердца и звать их идти тем же путем, которым шла его юная христианская душа».
***
Николай Евграфович Пестов не дожил до того времени, когда его книги стали печатать в типографиях и издавать многотысячными тиражами. Но повествование о любимом сыне, который с верой жил и с верой отдал свою жизнь, чтобы жили другие, по-прежнему не может оставить читателя равнодушным, не может не призвать его задуматься о тех же глубоких вопросах, о которых размышлял этот замечательный юноша. Это издание - ценнейшее свидетельство не только о Коле и его близких, но и о времени, в которое они жили. А еще мы видим образ простого и сильного, хотя совсем еще юного человека, который не потерял Бога и вступил на путь, ведущий в жизнь вечную.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 30 апреля 2024. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий
Читаем Апостол. 30 апреля 2024
День ангела. 30 апреля
Этот день в истории. 30 апреля
Литургия Преждеосвященных Даров 30 апреля 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!