***
1. Автор книги – Борис Петрович Екимов - уроженец города Игарки Красноярского края. Он появился на свет в 1938 году, 19 ноября, а год спустя, после того как умер отец, семья переехала в Иркутск, затем Алматинскую область, а в 1945 году - в город Калач-на-Дону в Волгоградской области. Там писатель и живет до сих пор, там почти полвека пишет свои произведения. По словам журналиста Дмитрия Шеварова, Борис Петрович «пришел в русскую литературу в начале 1970-х годов и не из теплицы Литинститута. Позади было детство в Игарке, безотцовщина, армия, завод...» До писательской деятельности испробовал себя в разных профессиях: электромонтер на заводе, слесарь-наладчик, строитель, учитель труда в сельской школе.
2. Как отмечает Дмитрий Шеваров, хоть жизнь не была ласкова к Екимову, «но взялся он за перо не для того, чтобы живописать зло, и не для того, чтобы закрыться от него в придуманном мире. Он взялся рассказать о жизни так, чтобы люди почувствовали, увидели: и здесь, в этой тягости земного бытия, есть свет. И этот свет рядом. «Всякая эпоха бывает тяжела, - говорит Борис Петрович, - но жизнь не может остановиться на нашей очередной беде. Жизнь есть свет!» В Москве многие впервые услышали о Екимове только в середине 1990-х, когда в «Новом мире» были опубликованы его повесть «Пиночет» и рассказ «Фетисыч». Пиночетом односельчане прозвали председателя колхоза, попытавшегося на краю пропасти удержать свое хозяйство». Он навел порядок, прекратил воровство, хозяйство при нем стало подниматься, но люди его невзлюбили и за это назвали Пиночетом.
3. А Фетисычем за рассудительность и раннюю самостоятельность прозвали девятилетнего мальчика Яшу. На хуторе, где он живет, есть школа, малокомплектная, даже очень: всего 5 учеников. Яков Фетисыч, третьеклассник, он староста, правая рука учительницы. Дома у него все безотрадно: мать вечно усталая, затурканная, ей не до сына; отчим пьет. А в школе Фетисыч себя лучше чувствует, учительница Мария Петровна ему доверяет. Но учительница старая. И она внезапно умерла. Что было делать мальчику, который хотел сам учиться и чтоб учились его маленькие друзья? Он пошел искать новую учительницу. Эта история, после ее публикации в журнале, пронзила тогда всех, кто ее прочитал.
4. «Дмитрий Шеваров отмечает, что проза Екимова милосердна, но в ней нет ни следа поверхностного благочестия. Ничего елейного, сладкозвучного, ласкающего слух. Здесь суровые обстоятельства, вся обыденность русской глубинки. Рассказы и повести Екимова – это описание каждодневного труда и жизни простого народа. Его герои настолько живые и реалистичные, что в них каждый читатель легко может узнать себя или своего соседа, а также свою жизнь, полную тревог, беспокойства, омраченную нескончаемыми кризисами, перестройками, войнами. Как из цветных кусочков стеклянной или керамической плитки создает художник свою мозаичную картину, так и Борис Екимов своими историями рисует картинку бытия русского человека.
5. В 2008 году Борис Петрович Екимов был награжден литературной премией Александра Солженицына. Объявление лауреата традиционно сопровождается отточенной формулировкой жюри. В 2008 году она звучала так: «За остроту и боль в описании потерянного состояния русской провинции и отражение неистребимого достоинства скромного человека; за бьющий в прозе писателя источник живого народного языка». А сам Александр Солженицын сказал о творчестве писателя следующее: «Во множестве ярких рассказов и очерков Екимов рисует мало кому знакомую обстановку нынешней сельской местности с ее новым бытом, манящими возможностями и крутыми угрозами. Этот живой поток екимовских картин, раздвигая наши представления о непростой жизни сегодняшней деревни, помогает восстановить, хотя бы мысленно, единство национального тела».
6. Но кроме трудной обыденной жизни, есть в прозе Екимова «и ночная тишина, и звездное небо над степью и прохлада после дневного жара, и те сотни и тысячи степных звуков и запахов, о которых, кажется, уже никто, кроме Екимова, не напишет. Вот, например, один из рассказов этой книги называется «Хлебное поле». В нем автор отмечает, что за свою долгую жизнь он пробовал различную пищу, но самой сладкой для него едой на всю жизнь осталась буханка свежего голубинского хлеба. Вот он пишет: «Бывало, находишься ли, наездишься, прибьешься к малой пекарне в станице Голубинской и, еще не ступив на порог ее, почуешь сладкий дух печеного хлеба.
7. Он ударит взадох, голова — кругом. Отрежешь ли, а то и отломишь от буханки. Хрустит поджаристая корочка. Вот она, в руках, теплая горбушка — радость детства. Отделил ее, словно отворил, выпуская из буханки наружу кисловатый дух хмелины, сладимую терпкость живой ноздреватой мякушки, которая дышит еще, и сразу живеешь, кровь бодрее по жилам идет. Радуешься и ешь. Ешь и никак не наешься. За пахучим ломтем — ломоть. Похрустываешь корочкой, сладко почмокиваешь и чуешь, как прибывает бодрости, силы. Хорошая еда — хлеб, лучше не сыщешь, сколь ни ищи. И потому хлебное поле всегда как-то по-особому волнует меня, трогает душу. Поле пшеничное, поле ржаное… Хлеб наш насущный.
8. А еще, как пишет в этом рассказе автор, «хорошо лежать в копнах пахучей золотистой соломы и глядеть в небо. Там просторней, чем на земле. Тянутся облака, тоже копны — высокие, белые. В небесных полях, конечно, просторней, торжественней, краше. Там — Божье, там — праздник высокий. Зато в наших пределах, земных, пахнет спелым зерном, и это — душе отрада. Празднуй, человече… Твой час. Радуйся хлебу, остальное, поверь мне, приложится». Вот так, незаметно автор выводит читателя к свету, по-отцовски крепко взяв его за руку. Твердо веря в силу духа своих героев, Борис Екимов незаметно передает эту веру нам, как будто говорит: «Не надо плакать... Будем жить!»
***
Как отмечает Борис Екимов, «литература должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она, наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество может жить гораздо лучше. Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно». К этому призывают и рассказы сборника «Живые помощи» По словам издателей, они вряд ли оставят кого-то равнодушным: грустные и добрые одновременно, они заставляют думать и переживать. В них говорится о людях, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, чьи судьбы остаются для нас сокрыты; о чувствах – любви, дружбе, жалости, жадности и даже ненависти. Язык писателя емкий, меткий, певучий, самобытный, ни на что не похожий. Борис Екимов пишет не для скоротечного успеха, а для души – читательской и своей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!