У книжной полки. Жития святых написанные очевидцами

13 декабря 2023 г.

«Бытие Божие не доказуется, а показуется», - говорит пословица. В этих простых словах, заключена евангельская мудрость: проповедовать истину следует не столько словом, сколько делом и примером жизни. Апостолы, неся народам Благую Весть, в первую очередь рассказывали о своем личном опыте общения со Христом: «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам», - говорили они. Однако, после вознесения Христова на небо это общение никак не прекратилось, ведь Сам Спаситель обещал неотлучно пребывать среди нас до скончания века. Наиболее явным образом это присутствие Христово можно наблюдать в жизни святых, поэтому их жизнеописания особенно важны для современных христиан. Один из житийных сборников мы предлагаем сегодня Вашему вниманию.

***

1. Эта книга вышла в свет в Издательстве «Ника» и называется – «Жития святых, написанные очевидцами».  В ее основу вошли исторические документы: древние памятники литературы, мученические акты, творения свв. отцов и учителей Церкви и церковных писателей. В предисловии издания автор-составитель, Василий Чернов, пишет: «С первых веков христианства последователи Господа Иисуса Христа из уст в уста передавали примеры стойкости в вере, мудрости, милосердия из жизни своих единоверцев. Некоторые из этих удивительных историй стерлись из слабой человеческой памяти; иные были записаны лишь через века, к сожалению, утратив за это время множество живых подробностей.

2. До наших дней сохранилось некоторое число рассказов о жизни подвижников веры, записанных непосредственными очевидцами, живыми свидетелями событий. Запечатленные в них незначительные, казалось бы, подробности помогают нам понять и почувствовать всю реальность и подлинность происходившего. Открывает книгу житие святого апостола Андрея Первозванного, память которого Святая Церковь чтит 13 декабря.

3. Вначале следует краткое житие, в котором говорится, что святой апостол Андрей, как и его брат апостол Симон Петр, был рыбаком. Оба жили в Капернауме, на Галилейском озере. Когда Иисус призвал их следовать за Ним, оба стали Его учениками, причем Андрей был призван первым, поэтому носит имя Первозванного. По свидетельству евангелиста Иоанна, Андрей сначала был одним из учеников Иоанна Крестителя. Существует предание, что апостол проповедовал христианство «скифам», т. е. народам, жившим на южных, восточных и северо-восточных берегах Черного моря. С берегов Понта через Пропонтиду он перешел во Фракию и Грецию и в Патрах был распят по приказанию проконсула Эгея.

4. Обстоятельства последних дней жизни апостола сохранились в древнем памятнике (IIIII вв.), известного как «Послание пресвитеров и диаконов Ахайи». Этот документ и приводит далее автор-составитель, с которым мы вас сейчас и познакомим. Итак, в послании говорится: «Когда консул Эгей, вступив в город Патры, начал преследовать верующих во Христа и принуждать их приносить жертвы идолам, святой Андрей сказал ему: «Тебе, судие человеков, должно бы познать небесного Судию твоего, и, познав, поклоняться Ему, а поклоняясь истинному Богу, отвергнуть богов неистинных». Эгей спросил: «Ты не Андрей ли, ниспровергающий храмы богов и лестию приводящий людей к той вредной ереси, которую правители римские недавно истребить повелели?».

5. Святой Андрей отвечал: «Правители римские еще не познали истины, и того, чему учил пришедший для нашего спасения Сын Божий, т. е. что эти идолы не только не боги, но демоны пагубные, враги рода человеческого». Эгей сказал: «Это надменные и пустые слова! Христа вашего, когда Он так проповедовал, иудеи пригвоздили ко кресту». Святой Андрей отвечал: «Если бы ты полюбопытствовал узнать таинство креста, каким образом Творец рода человеческого, по горячей любви Своей, для примирения нашего, не по принуждению, но добровольно принял крест сей, то ты уверовал бы в Него».  Еще долго увещевал святой апостол Андрей своего мучителя. С любовью и смирением взывал он к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня.

6. Но Эгей, воспылав гневом, велел распять святого на кресте, приказав распинателям, чтобы Андрей, связанный по рукам и ногам, был распростерт как на дыбе, чтобы не сразу скончался, но долго мучился. Когда служители повели его на казнь, собравшийся народ кричал: «Что сделал этот праведный человек и друг Божий, что его ведут на крест?». Святой Андрей, увещевая народ, говорил, чтобы ему не мешали. С радостью принял он решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Сведения о последних днях жизни святого апостола сохранились в «Послании пресвитеров и диаконов Ахаии», которое публиковалось в 1824 году в российском православном научно-богословском журнале Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. А в наши дни опубликовано на страницах этой книги.

7. А еще в эту книгу вошли жития святителя Игнатия Богоносца, которого Господь Иисус Христос, когда тот был мальчиком, взял к себе на руки и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».  20 декабря 107 года, в день языческого праздника, св. Игнатий Богоносец был отдан на растерзание львам. Точная дата его мученичества известна благодаря Мученическим Актам (протоколам допроса и приговору) св. Игнатия, датированные IV-V в. Ещё в книге рассказывается о сяященномученике Поликарпе Смирнском, которому святой Игнатий Богоносец, отправляясь на казнь, писал: "Как кормчим нужны ветры или обуреваемому - пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть Бога".

8. Также читатели найдут в книге жития святых: Священномученика Киприана Карфагенского, преподобных Павла Фивейского, Антония Великого, Герасима Иорданского, Саввы Освященного, святителя Иоанна Златоустого, преподобной Марии Египетской равноапостольного князя Владимира, князей страстотерпцев Бориса и Глеба, и преподобного Сергия Радонежского.

***

Этот сборник составлен из наиболее сохранившихся и исторически достоверных житий и мученических актов, охватывающих эпоху с самых первых лет христианства до времени преподобного Сергия Радонежского. Также собраны некоторые жития, записанные вскоре после кончины святых со слов очевидцев их жизни. По словам издателей, читая рассказ очевидца кончины мученика или воспоминание ученика пустынножителя, можно порой испытать удивительное впечатление, что описываемые события происходят здесь и сейчас, а мы - их зрители и участники.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать