***
1. Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, почитаемого сегодня практически всем христианским миром, наверное, менее всего нуждается в предисловии. Народная любовь к нему равносильна той горячей и благодарной любви, которую испытывают верующие к великим угодникам древности - святителю Николаю или великомученику Пантелеимону. Рака с мощами святителя, находящаяся в Троицком соборе города Симферополя, давно уже стала местом исцелений и непрекращающегося паломничества, а уж переизданий его жизнеописания и вовсе не счесть. И все же издание, которое сейчас мы держим в руках, по словам монахини Евфимии (Аксаментовой), заслуживает особого, серьезного и внимательного прочтения. Оно содержит ряд весьма важных аспектов, которые в основной массе книг о святителе Луке просто отсутствуют.
2. Как отмечает матушка Евфимия, Господь судил архиепископу Луке пройти долгий жизненный путь. Настолько долгий, что он вместил в себя огромный отрезок русской истории - от правления императора Александра II до самодурства Никиты Хрущева. От Русско-турецкой войны до Русско-японской, революции, Гражданской войны, двух мировых. Судьба этого удивительного иерарха и выдающегося ученого настолько многогранна, самобытна и насыщена событиями, что ее с лихвой хватило бы на несколько человеческих судеб. И если бы перед церковными историками была поставлена задача на примере всего одного жития дать объемную характеристику периода гонений на Русскую Церковь в XX веке, то житие священноисповедника Луки, наверное, подошло бы для такой цели как никакое другое. Получился бы портрет эпохи репрессий в самых сочных красках, запоминающийся, не оставляющий равнодушным ни читателя-христианина, ни человека далекого от вечных духовных тем.
3. В одной из публикаций архимандрита Дамаскина (Орловского) есть высказывание о том, что Церковь имеет влияние на общество не только и не столько тогда, когда открывает обществу христианские идеалы, но когда являет миру «реальных носителей» этих идеалов. И это действительно так. То научение и то просвещение, которое получает человек, воочию увидевший Божьего праведника или услышавший живое слово, исходящее из его совестливого и мужественного сердца, ни с чем несравнимо по силе благодатного воздействия на душу. Что же касается наших новомучеников и исповедников веры, то тут мы, поколение христиан 20-21 веков, оказываемся обладателями неоценимого сокровища: Церковь предлагает нам сегодня жизнеописания, основанные не на эмоциях, пусть и самых благородных, и не на «фактах», которые невозможно проверить, а на объективном и всестороннем исследовании корпуса всех возможных и доступных архивных документов.
4. Таково и предложенное вашему вниманию «Житие святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого)», написанное архимандритом Дамаскиным (Орловским). К слову сказать, в этом труде читателю открывается наиболее полная картина жизни святого, с помощью которой читатель увидит не только бесстрашного пастыря и самоотверженного врача, любящего семьянина и строгого ревнителя устава, страдальца, выдержавшего пытку «конвейером», и блестящего ученого, остроумно парировавшего кощунственные колкости безбожного окружения... Увидит не только подвижника редкой силы духа и веры, но и человека способного заблуждаться. Увидит не только знаменитого архиерея, собиравшего на свои проповеди полные храмы, но и человека, рядом с которым было непросто.
5. Читая житие, мы увидим, например, какие сомнения испытывал епископ Лука, когда ему предстояло сделать выбор: продолжать церковное служение или полностью уйти в хирургию, где всё обещало ему блестящую карьеру. Или, как он, будучи бессребреником, ходил в залатанных подрясниках и делился последним с нуждающимися. При этом в канонических вопросах святитель мог проявить такую жесткость и принципиальность, что был неудобен не только для безбожных властей, но и в кругу своих - церковной иерархии, оправдывавшей свою пассивность и малодушие непростыми реалиями эпохи. Стоит отметить, что «исповеднический подвиг, это, по словам отца Дамаскина, не гладкое шествие по широкой дороге, зачастую он связан с колебаниями, отступлениями и даже падением. Но важным является не то, с какими трудностями, остановками, разного рода зигзагами и отступлениями от прямого пути двигался человек к вечной цели, а как он завершил свою жизнь.
6. Своим подвигом он показал, что такое «несение Креста Христова». Об этом сам святитель Лука говорил: «Очень трудно идти путем крестным, путем страданий, но Господь укрепляет на этом пути всякого, кто не ропщет... Господь поддерживает его, точно за руку ведет - ведет по пути спасения». На исходе жизни Владыка, вспоминая пережитое, писал: «Тяжкое это было время, но вспоминаю о нем, как о светлой радости, как о великой милости Божией. Ибо благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто несет бремя Христово». Таким образом, открыв житие святителя Луки, читатель увидит живого, невыдуманного, небезупречного, но с недремлющей совестью человека. Такого же человека, как и все мы, но ставшего святым.
7. У раки его мощей мы не только можем теперь попросить себе чуда телесного исцеления, но и дара гораздо более ценного - решимости следовать велениям совести. Архиепископ Лука отошел ко Господу 11 июня 1961 года, в день всех святых, в земле Русской просиявших. Прощаться с великим архиереем вышел весь город… Прошли годы, стремительно пролетели десятилетия, и Церковь наша снова живет полнокровной жизнью: совершаются великие и благодатные таинства, звучит слово проповедников, разносится благовест колоколов... Чудо это стало возможным лишь благодаря той высокой цене чести и бесстрашия, которую заплатило малое стадо новомучеников и исповедников, среди которых ученый-архиерей – святитель Лука.
***
По словам издателей, жития новомучеников и исповедников Церкви Русской, написанные нашим ведущим агиографом, доктором исторических наук архимандритом Дамаскиным (Орловским), всегда будут стоять в особом ряду среди житийных текстов. Также выделяется из общей массы изданий популяризаторского характера и Житие святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого). Имя этого незаурядного ученого и подвижника известно и любимо во всем христианском мире. Путь человеческой души к святости - путь трудного выбора, непростых решений, он подчас исполнен и ошибок. Издательство выражает несомненную надежду, что именно эта книга откроет для думающего читателя и подлинный драматизм личного пути, и подлинную глубину христианского подвига святителя Луки.
У книжной полки. Святитель Николай Сербский (Велимирович). Слово к современному человеку
«Лица Академии». Московская духовная академия. Протоиерей Андрей Рахновский
У книжной полки. Святитель Лука. Целитель тела и души
Воскресные беседы. Собор Киево-Печерских святых
Великий пост. Неделя Святителя Григория Паламы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!