***
1. Эта книга под названием - «Житие преподобноисповедника Никона Оптинского» - вышла в свет в издательстве Оптиной Пустыни в серии «Оптинское наследие». Автором жизнеописания последнего оптинского старца Никона (Беляева) является его духовная дочь, монахиня Мария (Добромыслова). На долю преподобного Никона выпало продолжить почти вековую традицию оптинского старчества после закрытия Оптиной пустыни. Арестованный в 1927 году, он вступил на путь исповедничества Христа перед лицом богоборческой власти и преставился в ссылке в 1931 году после тяжелой болезни. Книга подробно и достоверно рассказывает о жизни выдающегося подвижника, а также передает атмосферу времени, в которое разрушались устои бытия православной России.
2. По словам издателей, приступая к чтению жизнеописания того или иного подвижника благочестия или жития святого, мы, как правило, оставляем имя автора за пределами своих интересов. Большая, кропотливая работа уже проделана, произошло это когда-то очень давно, и теперь нам остается только, выбрав для себя удобное время, в тиши и уединении погрузиться в благодатный мир повествования. Однако эта книга замечательна еще и тем, что в ней наряду с материалами собственно житийными мы можем ознакомиться и с атмосферой еще дореволюционной Оптиной пустыни и вполне проникнуться теми драматичными переживаниями, которые охватили верующих русских людей в период первых десятилетий гонений на Церковь.
3. Все это откроется взору читателя именно благодаря личности автора «Жития...» Марии Семеновне Добромысловой, монахине Марии. Мария Семеновна оказалась очевидцем многих описанных ею событий, не говоря уже о том, что она духовно окормлялась у отца Никона, и это, конечно, делает ее труд совершенно уникальным и интересным с исследовательской точки зрения. И, наконец, перед нами книга литературно одаренного автора, которому удалось передать не только вполне правдивую картину того непростого времени, но раскрыть и внутренний мир своего духовного наставника - насколько это вообще возможно. Да, в строгом смысле эта книга выходит за рамки классических житийных образцов, но внутреннее родство с прежними жизнеописаниями великих насельников Оптиной в ней очевидно - та же светлая любовь к предмету повествования, та же искренность и правдивость перед читателем. И еще - глубина личного переживания.
4. «Был когда-то монастырь Оптина пустынь...» - такими словами начинает свой рассказ автор. - Пользовался он большой известностью по всей России и даже за пределами ее. Славен был монастырь не мощами святых угодников Божиих, не чудотворными иконами и не древними архитектурными сооружениями. Славен был он старцами своими, иноками высокой духовной культуры, носителями и продолжателями истинного монашества. К ним стремились люди со всех концов России со своими душевными и телесными недугами в надежде получить благодатное утешение, поддержку, совет, указание. Старцы передавали накопленный ими духовный опыт своим ученикам. Так, по преемству, переходило старчество от одного духовного мужа к другому».
5. Как отмечают издатели, если вдуматься, то звучит эта фраза во вступительной части книги достаточно страшно. « Был когда-то...». А ведь сегодня в церковь пришло совсем новое поколение людей, пришли новые богомольцы и новые насельники в Оптину, и они уже не помнят, да и не видели той невообразимой разрухи, которая досталась Церкви в начале 90-х годов! Не видели и тех руин, в которых лежала Оптина после десятилетий безбожия... Для них скорбная фраза «был когда-то монастырь...» почти ничего уже не значит: соборы отстроены и блистают благолепием, восстановлен некрополь, идут регулярные богослужения - вот реальность сегодняшнего дня...
6. Но поколение Марии Семеновны Добромысловой год за годом с болью сердечной наблюдало, как ветшают и рушатся оптинские храмы, как безжалостно вырубаются на дрова реликтовые леса, окружавшие Скит, как оскверняются могилы подвижников... И, невзирая на эту боль, автор вдохновенно ведет своих читателей теми, еще не поруганными, святыми тропами к хибаркам старцев, приглашает услышать, как мелодично вызванивают «четверти» часы на монастырской колокольне... Ведет, возможно, не имея уверенности в том, что книга вообще будет издана, а любимая ею Оптина восстанет из руин.
7. Книга матери Марии была издана в 1996 году. В том же году иеромонаха Никона (Беляева) причислили к лику местночтимых святых, а в 2000 году - к лику всероссийских святых как преподобноисповедника. Отец Никон претерпел многие страдания и скончался во время ссылки, в далекой Пинеге, в полном расцвете телесных и душевных сил, когда ему не было еще 43 лет, на следующий день после храмового праздника Предтеченского Скита, Рождества Иоанна Предтечи. Проследить мысленным оком всю его жизнь нам поможет книга матушки Марии.
8. По словам издателей, эпоха новомучеников и исповедников Церкви Русской еще не изучена нами так, как она заслуживает быть изученной. Мы еще только знакомимся с житиями тех, кто отдали свои жизни за высокие идеалы христианской веры в тюрьмах, ссылках и лагерях. Отдали осознанно, с мужеством перенося страдания и с покорностью воле Божией встречая неминуемую смерть. И книгу монахини Марии (Добромысловой) можно считать одной из первых книг, ознакомивших русского читателя с подвигом исповедника веры.
***
При внимательном, глубоком проникновении в предлагаемый материал мы также сможем понять всю серьезность того духовного труда, который подъяли исповедники и мученики, прежде чем были удостоены своих высоких венцов. И пример преподобного Никона исповедника, замечательного духовника и ученика преподобного старца Варсонофия, здесь очень ярок и показателен. Саму мать Марию уберегла от репрессий и лагерей ее тяжелая инвалидность. Биографические сведения о ней достаточно скудны, но в этом можно лишний раз усмотреть благородство и красоту ее личной непростой судьбы, в которой над всем частным было поставлено христианское служение. Ее книга - это несомненный вклад в духовную сокровищницу общецерковного Предания.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!