***
1. Эта книга повествует о жизни и трудах замечательного подвижника благочестия епископа Днепропетровского и Криворожского Кронида. Более двадцати лет он посвятил монашеству в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, где одним из его послушаний было принимать исповедь. Это стало его миссией, привлекло к нему многочисленных духовных чад, которые и рассказывают на этих страницах о том, чем он располагал к себе людей, как молитвенно помогал им, каким он был человеком — их батюшка, а в последний год жизни — епископ, владыка, к которому они продолжали ездить, несмотря на расстояния, запреты, пограничные кордоны, и до сих пор стремятся попасть к нему, теперь уже — на могилу.
2. В жизнеописании, которое открывает эту книгу, мы читаем следующее: «В конце 80-х годов двадцатого века в Троице-Сергиевой Лавре произошел случай, о котором знали тогда немногие. Ведь монашество не любит афишировать свою потаенную жизнь. И потому все молчали, пока живы были участники этого события. А случилось вот что. Послушника Лавры Игоря Давыдова послали с каким-то поручением к архимандриту Крониду. Но войти в монашескую келью просто так нельзя – нужно постучать один, два, три раза, и, если брат не открывает и не отзывается, смиренно уйти. Этому очень строго учил молодых монахов и послушников старец Лавры cхиархимандрит Кирилл (Павлов). Ведь никто не знает, что в это время происходит за дверью кельи.
3. Послушник Игорь так и сделал. Он прочитал Иисусову молитву, как это совершают во всех монастырях, но ответа не было. Оказалось, что дверь не заперта. И он ее приоткрыл – совсем чуть-чуть, чтобы увидеть, есть ли кто-нибудь в келье. И увидел невероятное: архимандрит Кронид стоял перед иконами, весь уйдя в молитву, - но стоял не на полу, а на воздухе… Игорь тут же пришёл к старцу Кириллу и, потрясенный, рассказал ему об увиденном. И отец Кирилл велел ему молчать до поры до времени. Так что о происшедшем было известно только отцу Кириллу, послушнику Игорю и еще - другу Игоря игумену Иову (Талацу).
4. Не удивительно, что этот случай оказал большое влияние на судьбу молодого послушника. Игорь принял монашество с именем Зосима. Его дальнейший путь в Церкви был ясен и прям – от послушника в Свято-Троицкой Лавре до архиерейства на одной из самых удаленных и неосвоенных кафедр, епископа Якутского и Ленского. Епископ Зосима умер в возрасте сорока семи лет, и только после его смерти игумен Иов (Талац) решился рассказать о том происшествии. Он опубликовал свое свидетельство в книге, посвященной памяти епископа Зосимы. Владыки Кронида к тому времени тоже не было уже в живых. Чем ярче горит свеча, тем быстрее она сгорает. А еще, говорят, Господь, забирает к себе самых лучших. Наверное, там, в вечности, они нужны не меньше».
5. Но, как отмечают составители книги, и на земле они тоже нужны. А потому здесь, в этой жизни и сегодня остаются люди, чьи сердца после общения с монахом Кронидом зажглись верой. И эта вера передается от них другим, как по цепочке. В Днепропетровске владыка Кронид служил епископом Днепропетровской и Криворожской епархии. Но духовные чада были у него не только в этом краю. Из Харькова, Чернигова, далекой Сибири, Архангельска, Урала, Белоруссии, Грузии, Молдавии и многих других мест приезжали к нему паломники. Чем же он привлекал к себе, что так к нему стремились? Что делало его известным людям, несмотря на монашескую скромность?
6. Он родился 25 августа 1940 года и наречен был Михаилом. Родители Миши были людьми верующими, православными. Так бы, наверное, и жили дальше, - в труде, молитве и мире. Но в 1941-м грянула война, и отца призвали в армию. Прощаясь, благословил свое семейство и наказал всем хранить веру, а матери – детей в вере воспитывать. «Бог не оставит», - только и сказал. Отец не вернулся, погиб на фронте. Надежда на Бога стала единственной опорой матери. Жилось очень трудно. Приходилось часто и без обеда оставаться, поскольку нечего было на стол поставить. Не хватало хлеба, одежды, обуви. Одежонка и сапоги переходили от старшего к младшему.
7. На всю жизнь запомнил Миша дрожащий огонек лампадки перед иконами и молящуюся маму. И как скатывались по ее щекам крупные слезы, когда просила Матерь Божию о милости к детям, о помощи им. И дети рядом с мамой на коленях стояли, и тоже молились. Через много лет, уже будучи монахом Кронидом, он скажет одному из своих духовных чад: «Как важно ценить маму, пока она есть. Часто вспоминаю свою мать. Она всегда ходила в слезах. Мне было жалко ее, но я стеснялся этих слез на людях. И однажды даже сказал ей: «Мама, когда ты плачешь, иди впереди, чтоб люди не видели, что мы вместе». Как бы я хотел сегодня идти с ней рядом»! Тринадцатилетним подростком он принял самое важное для себя, окончательное решение – посвятить жизнь Богу. И вся его дальнейшая жизнь показала, что принятое мальчиком решение действительно было окончательным. Подробнее о его дальнейшей жизни говорится на страницах книги.
8. Но, как отмечают составители, говоря о Михаиле, нельзя не сказать и о тех людях, с которыми Бог сводил будущего архипастыря на его жизненном пути. Как не удивиться тому, что в безбожном мире они, несмотря ни на что, находили друг друга? Ведь вся мощь тяжелой государственной машины была тогда брошена на то, чтобы истребить веру в сердцах людей. В детсадах и школах учили детей тому, что Бога нет. В праздники у храмов дежурили комсомольские патрули, чтоб не допускать туда молодежь. Закрывались монастыри. В океане житейского моря верующие люди подчас чувствовали себя, наверное, подобно Робинзону на необитаемом острове. И все-таки они не были одинокими, поскольку сохраняли связь с Богом. А через Него – и с другими людьми. О тех, кто окружал Михаила, а после пострига – отца Кронида в дни его земной жизни – также рассказывает эта книга.
***
Работа души совершается втайне и часто незаметно для окружающих. Так дерево растет. Сегодня это всего лишь слабенький хрупкий росток, который надо поливать, защищать, заботиться, чтоб его не сломали. Но проходят годы, и ты с удивлением видишь на этом месте мощный развесистый дуб, под сенью которого теперь можно укрыться от жары, дождя и ветра. Был мальчик Миша, потом юноша Михаил. А стал инок Кронид. Затем - иеродиакон, иеромонах, а вслед за тем – игумен и архимандрит. Он стал опорой и наставником для других. И со всеми делился своей верой в Бога, каждому отдавал частицу своего сердца. Многие, попав к нему на исповедь однажды, потом постоянно приезжали в Лавру, становились духовными чадами о. Кронида. Их воспоминания, а также проповеди епископа Кронида, дополняют это издание.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!