У книжной полки. Записи

12 декабря 2023 г.

«Для веры страшна не отрицательная полемика, не испытание ее умом - это испытание она выдержит. Ей страшна в нас слабость духа, «сердечное отступничество». Те, кто хочет доказательств для своей веры, - на ложном пути. Вера - свободный выбор, и там, где есть хотя бы скрытое даже от самого себя желание доказательств, - нет веры. Знаки Богоявления не надо принимать как «доказательства» - этим мы снижаем, перечеркиваем подвиг веры». Так писал в своем дневнике священник Александр Ельчанинов, церковный публицист, видный деятель Русской Церкви. В последнее время его «Записи» вышли во многих издательствах и стали настольной книгой многих православных людей. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию новое издание «Записей», выпущенное в свет издательством Сибирская Благозвонница.

***

1. Как отмечают издатели, эта книга никогда не готовилась ее автором к печати - она была задумана и составлена уже после смерти отца Александра, чтобы как-то продолжить и укрепить неоконченное дело его жизни. В книгу вошли некоторые из его записей, которые он вел для себя, отрывки из писем, имеющие общий интерес, несколько планов и проектов проповедей, случайные заметки на отдельных листках, найденные в его бумагах. Незадолго до своей болезни отец Александр говорил, что хотел бы написать книгу для молодежи как бы в ответ на часто обращаемые к нему, типичные для современного юношества вопросы.

2. Он завел папку с надписью: «Письма к молодежи», но этот план не осуществился, и только после его смерти были собраны письма к руководимой им молодежи, и из них взято то, что могло бы хоть отчасти его осуществить. Таково же происхождение и главы «К молодым священникам». Она была тоже представлена несколькими отрывочными заметками, но всё же помещается в книге, так как затрагивает одну из тем, наиболее ему близких. Кроме этих глав, намеченных, как бы самим автором, все материалы книги сознательно не приведены ни в какую систему, чтобы не ставить никакого толкования между автором и читателем и предоставить каждому, в меру его внутренней потребности, почерпнуть из этой книги то, что было сущностью духовного облика отца Александра.

3. Особенно может быть важна эта книга, по мнению издателей, для современного человека, приходящего от светской современной культуры к религии и Церкви, так как и сам он пришел к священству через врата светской культуры, через годы общественной и педагогической деятельности и через все трудности трагической русской судьбы. По своему рождению отец Александр принадлежал к военной, во многих поколениях, семье. Родоначальник ее, рыцарь Алендрок, вышел из Литвы на службу к князю Василию Темному, и отец Александр любил эту свою коренную связанность с русским прошлым. Но к его рождению ничего уже не оставалось вещественного от этого прошлого, и имение их (в пределах которого были истоки Волги) давно уже не принадлежало семье.

4. Отец его умер рано - когда Александру было всего двенадцать лет. Семья жила на пенсию, и он еще в гимназии зарабатывал уроками и платил за учение свое и брата. Позже он сам себя содержал во время курса учения в Петербургском университете. По окончании университета - был оставлен при нем для научной работы (по кафедре истории) и в то же время примкнул, по многим дружеским связям, к представителям верхов русской культуры, достигшей блестящего расцвета в начале ХХ века. Это время отмечено движением к Церкви и проповедью веры в утерявшем ее русском обществе. Движение это возникло в группе писателей, богословов и церковных деятелей, с которыми посильно работал и молодой студент Александр Ельчанинов, предрекая этим путь всей своей жизни.

5. Его старший друг и наставник, отец Сергий Булгаков, так вспоминает те годы: «То было светское пастырство, проповедь веры в среде одичавшего в безбожии общества, и ей отдавался он, будущий пастырь, ранее своего пастырства. Во всей этой работе собирания духовных сил против безбожия и равнодушия он являлся неизменным и незаменимым тружеником и сотрудником, смиренным и преданным исполнителем того, что на него возлагалось. Имя его должно быть вписано в историю нашего церковного просвещения, как и новейшего движения христианской мысли в России». Впоследствии, будучи уже в эмиграции, в тех непростых условиях отец Александр сумел найти ключ к сердцам многих людей, потерявших веру, оказавшихся не по своей воле вдалеке от родины, лишившихся всего и вынужденных каждый день тяжело трудиться, чтобы прокормить себя и свои семьи.

6. Принятие им в 1926 году священства было как бы естественным продолжением и внутреннего его пути, и его внешней деятельности. Больше того — в священстве отец Александр проявил высшее, к чему был призван, и как бы осуществил замысел Божий о себе. Кто-то из его друзей сказал даже о его внешности в день его рукоположения: «Весь его иконописный облик как бы наконец нашел свое подлинное изображение». Священство дало новое вдохновение его жизни. «До священства - как о многом я должен был молчать, удерживать себя. Священство для меня - возможность говорить полным голосом». О том же свидетельствуют и его друзья. Профессор Ильин говорит: «Его личность просияла в священстве, которое развязало и раскрыло все заложенные в нем возможности».

7. Сам он в первые дни записывает: «Какая радость быть священником! Священство — единственная профессия, где люди поворачиваются к тебе самой серьезной стороной и где сам всё время живешь всерьез». «В этой жизни он не был гостем; он был наш, он принадлежал нашей эпохе, нашей культуре, нашему кругу людей и интересов, - говорит о нем профессор Зандер. - Поэтому так живо и так просто можно было беседовать с ним обо всех вопросах современности. Но всё, что он говорил, было освещено каким-то одним внутренним смыслом, было связано одной идеей, и чувствовалось, что многообразие жизни есть для него подлинная и живая риза Божества. Отсюда та сосредоточенность, та внутренняя строгость, которыми дышали его слова».

8. Но в нем не было никакого «учительства», никакой нарочитой строгости. И может быть, - говорят издатели, - можно считать некоторым недостатком этой книги ее строгость, не свойственную самому автору, но явившуюся результатом отбора для издания главным образом того, что было написано отцом Александром на темы аскетические и посвященные вопросам духовной жизни. Но этот духовный опыт, которым он делится с нами со страниц книги, может быть руководящим и спасительным для всех, кто ищет христианской жизни в условиях современного мира.

***

Эта книга, по словам издателей, не литературное произведение, а подлинный документ человеческой жизни, то, в чем отразилась душа священника и что осталось на земле от него. Этот сборник, составленный из отрывочных и случайных заметок, для знавших и любивших отца Александра, представлял некие вехи, по которым они узнавали образ любимого пастыря, слышали еще раз его голос. Не знавшим же его нашим современникам книга даст некоторое понятие о нем и, может быть, некоторую помощь, утверждение, поддержку, т.е. сделает именно то, что делал всю жизнь для людей сам отец Александр. Надеемся, что его «Записи» принесут немало духовной пользы благочестивому читателю, и помогут ему обрести больше ясности и твердости на своем пути жизни во Христе.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать