***
1. Драматические события истории, описанные в этой книге, по мнению издателей, учат нас, как следует дорожить своей верой, как нужно любить свое Отечество. Читая историческую повесть – «За святую обитель», юные читатели узнают о героической шестнадцатимесячной обороне Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, осажденной польско-литовскими войсками в сентябре 1608 года, в ходе событий, известных в истории России под названием «Смутное время». «Смута» — то есть раздоры, беспорядки — явилась следствием династического, экономического и политического кризиса в Московском государстве в конце 16 — начале 17 века. После смерти в 1584 году царя Иоанна Васильевича Грозного у него осталось два сына: Феодор, который и унаследовал царский престол, и малолетний Димитрий.
2. В 1591 году царевич Димитрий был убит в Угличе, а спустя семь лет умер и царь Феодор Иоаннович — последний представитель династии Рюриковичей по мужской линии. На царский престол взошел боярин Борис Годунов. С пресечением древней династии оживились давние враги Русского государства — Польша и Ватикан во главе с папой Римским, желавшие подчинить себе земли Западной и Южной Руси с их населением, искоренить там Православие и ввести католицизм. В 1604 году их ставленник — самозванец, получивший в истории имя Лжедмитрия Первого (так как он присвоил себе имя покойного царевича Димитрия, будто бы спасшегося после трагедии в Угличе), — вторгся с войсками в русские пределы.
3. В кризисной ситуации того времени среди русских людей не было единого мнения о том, кто является законным представителем царской власти на Московском престоле. Самозванца поддержала значительная часть армии и боярства, многие города без боя сдались Лжедмитрию. В разгар войны, в апреле следующего года, скончался царь Борис Годунов, а через два месяца сторонники Лжедмитрия I в Кремле убили его сына и наследника царя Феодора Годунова. Путь к Русскому престолу для самозванца был расчищен. Он торжественно вступил в Москву, и 30 июля 1605 года в Московском Кремле состоялось венчание Лжедмитрия I на царство. Однако не все русские люди признали самозванца законным правителем. Через год после воцарения, в результате переворота, организатором которого был князь Василий Шуйский, в мае 1606 года Лжедмитрий I был убит.
4. На Московском престоле воцарился боярин (Рюрикович по женской линии) Василий Шуйский. Но война против Руси и Православия продолжалась. Вскоре защитникам Отечества пришлось вести борьбу против нового врага, посягнувшего на Русскую землю, русскую государственность и русскую веру. Новый самозванец — Лжедмитрий II — летом 1607 года заявил о своих притязаниях на Московский престол, не хотели упустить своего шанса в ослаблении Русского государства и Польша с Ватиканом. Весной 1608 года Лжедмитрий 2, собрав многотысячную армию, предпринял поход на Москву. Нещадно разоряя русские города, опустошая селения, войска самозванца в июне подошли к Москве, но взять ее не смогли и встали лагерем в подмосковном селе Тушине. Навсегда в истории за Лжедмитрием II закрепилось прозвище «Тушинский вор».
5. В сентябре польским воеводам Яну-Петру Сапеге и Александру Лисовскому было поручено отправиться из тушинского лагеря на север по направлению к большой Ярославской дороге и захватить Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, которая служила главным опорным пунктом для поддержания постоянного сообщения между Москвою и северными русскими областями, откуда в столицу поступало продовольствие и воинское подкрепление. Да и сама древняя Лавра, имевшая в своих сокровищницах богатую казну, казалась полякам заманчивой добычей. Троицкая обитель, как одна из самых старинных и наиболее уважаемых, имела огромное влияние на православный русский народ. Захватив Лавру, враги рассчитывали заставить ее настоятеля, архимандрита Иоасафа, написать грамоту, в которой он признавал бы самозванца законным наследником Русского престола; тогда, по замыслу интервентов, и весь русский народ, и Москва с остальными городами подчинились бы власти Лжедмитрия.
6. Но враги просчитались. «Троицкие сидельцы» — так называли участников обороны Троицкой Лавры — проявили исключительное мужество и упорство, защищая православную веру, родные святыни. По словам историка Сергея Михайловича Соловьева, во время обороны обители преподобного Сергия Радонежского речь шла «не о том, передаться ли царю тушинскому от царя Московского, но о том, предать ли гроб великого Чудотворца на поругание врагам православной веры». В Смутное время Свято-Троицкая обитель предстала столпом Православия и русской государственности, ее защитники явили пример подвига веры, торжества русского духа.
7. Знаменитый келарь Сергиевой Лавры, старец Авраамий (Палицын), написал в своем «Сказании об осаде Троице-Сергиевой Лавры»: «На дом великого Чудотворца вся Россия, как на солнце, смотрела, и, на его молитвы надеясь, все окраины российские против врагов укреплялись. И хоть и малая Искра огня Божественной любви загорелась в обители Чудотворца, но, в конце концов, великий пламень добродетели запылал». Этот огонь горел в посланиях вдохновителя сопротивления польским интервентам Патриарха Гермогена, в трудах и подвигах троицких настоятелей Иоасафа и Дионисия, старца Авраамия, защитников обители преподобного Сергия.
8. Этот огонь в пору великих испытаний воспламенил дух русских людей, укрепил их мужество, верность Богу и Отечеству, вызвал к жизни волю к освобождению от иноземной власти и к национальному возрождению Руси. В январе 1610 года враги отступили от Троице-Сергиевой Лавры, осада была снята. Но еще почти три года польские захватчики топтали Русскую землю. Пламенные воззвания главы Церкви, Патриарха Гермогена, а также троицкого настоятеля Дионисия, подготовили атмосферу, в которой было сформировано второе ополчение Козьмы Минина и Димитрия Пожарского, освободившее Москву от интервентов в октябре 1612 года. Обо всем этом и рассказывает повесть «За святую обитель».
***
Автор данной книги, Владимир Петрович Лебедев, известен как автор многих исторических повестей и очерков. В богоборческий период времени его произведения были закрыты для русского читателя. Ведь Лебедев являлся верным сыном Православия, а это бесспорно сказалось и на оценке исторических событий, и на характеристике исторических героев. Они описаны именно с точки зрения реального, неискаженного православного видения. И вот теперь повести Лебедева извлечены из хранилищ и призваны возжечь в юных сердцах любовь к истории, к Отечеству, к Православию.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!